Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 декабря 2011 г. по делу № 33-5752/2011г.

Судья Оксенчук Ж.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего Науменко Б.И.,
Судей Зинченко С.В., Ольховского В.Н.,
С участием прокурора Чулковой И.В.,
При секретаре Юхневич Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации ГО "Город Калининград" на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 31 октября 2011 года, которым признаны незаконными пункт 1.5 Административного регламента в части указания на срок: за два года до окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, в семьях патронатных воспитателей, детских домов семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также указания на категорию лиц: первично выявленные на территории г. Калининграда; пункт 2.2.1 в части указания на то, что обращение поступило раньше срока, указанного в пункте 1.5 Административного регламента; подпункт пункта 2.2.2 о том, что первично выявлен и устроен на воспитание за пределами г. Калининграда.
Заслушав доклад председательствующего Науменко Б.И., выступление прокурора Чулковой И.В., возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с вышеуказанным заявлением, обосновав его тем, что Постановлением главы администрации городского округа "Город Калининград" от 19.01.2010 № 65 утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по взаимодействию структурных подразделений администрации городского округа "Город Калининград" по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Просит признать пункты 1.5, 2.2.1 и 2.2.2 Регламента незаконными в части указания срока включения в льготный список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения за два года до окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также в части первичного выявления и места выявления на территории г. Калининграда либо за пределами г. Калининграда, ссылаясь на то, что данные положения административного регламента противоречат федеральному законодательству.
Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе администрация ГО "Город Калининград" просит решение суда отменить и в удовлетворении заявления прокурору отказать. Ссылается на то, что суд в резолютивной части признал незаконными отдельные пункты постановления администрации, что противоречит ст. 253 ГПК РФ. Также суд не учел, что положение Административного регламента, устанавливающие, что получателем результатов исполнения муниципальной функции являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, первично выявленные на территории г. Калининграда, соответствует Закону Калининградской области "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей", в соответствии с п. 2 ст. 8 которого обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью по договору социального найма осуществляется по месту выявления и первичного устройства на воспитание. Признавая противоречащим федеральному законодательству указание в соответствующих пунктах Административного регламента срока включения в льготный список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения - за два года до окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, суд не указал, ни какую конкретно норму законодательства нарушает данное положение, ни каким образом оно ограничивает права лиц данной категории на получение социальной гарантии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим частичному изменению.
Постановлением главы администрации городского округа "Город Калининград" от 19.01.2010 № 65 утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по взаимодействию структурных подразделений администрации городского округа "Город Калининград" по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Оспариваемыми нормами Административного регламента предусмотрено:
- пунктом 1.5. Административного регламента установлено, что получателями результатов исполнения муниципальной функции являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за два года до окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, в семьях патронатных воспитателей, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, первично выявленные на территории г. Калининграда, не имеющие закрепленного жилого помещения.
- пунктом 2.2.1. одним из оснований возвращения без рассмотрения заявления и прилагаемых документов получателю является поступление обращения раньше срока, указанного в пункте 1.5. Административного регламента.
- пунктом 2.2.2. Административного регламента предусмотрен отказ в исполнении муниципальной функции в случае, если получатель первично выявлен и устроен на воспитание за пределами г. Калининграда.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемые пункты административного регламента противоречат федеральному законодательству и снижают уровень государственных гарантий на обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оспариваемые нормы являются ограничением по отношению к тем лицам, местом выявления которых не являлся г. Калининград, но которые проживают в настоящее время на территории г. Калининграда. Данные лица лишены социальной поддержки органов муниципального образования, что является дискриминационным по отношению к этим лицам по признаку происхождения и месту жительства.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие, закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Суд правильно указал в решении, что установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации. Установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, равно как и иным категориям граждан, недопустимо.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Также суд обоснованно признал противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1.5 и п. 2.2.1 административного регламента в части указания срока обращения и, соответственно, возврата заявления без рассмотрения при условии обращения ранее установленного срока, поскольку установление пресекательного срока для постановки на учет ограничивает права лиц данной категории на получение социальной гарантии.
Положения, содержащиеся в п. 2.2.2 регламента, согласно которому предоставление жилья лицам рассматриваемой категории, ограничено местом, где ребенок проживал на момент утраты родительского попечения, противоречат федеральному законодательству, поскольку обязанность по обеспечению жильем этих лиц возложена на органы исполнительной власти по месту жительства.
То обстоятельство, что оспариваемые прокурором положения Административного регламента соответствует Закону Калининградской области "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей" не может свидетельствовать о незаконности принятого решения, поскольку, как правильно указал суд, они противоречат нормам федерального законодательства, регулирующим данные вопросы, которые не содержат ограничений, включенных в оспариваемые прокурором положения Административного регламента.
В то же время признание незаконными оспоренных прокурором пунктов Административного регламента противоречит требованиям ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, в соответствии с которой установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с этим судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения, приведя ее в соответствие с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361 п.п. 1 и 3, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 31 октября 2011 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции: признать недействующими пункт 1.5 Административного регламента в части указания на срок: за два года до окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, в семьях патронатных воспитателей, детских домов семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также указания на категорию лиц: первично выявленные на территории г. Калининграда; пункт 2.2.1 в части указания на то, что обращение поступило раньше срока, указанного в пункте 1.5 Административного регламента; подпункт пункта 2.2.2 о том, что первично выявлен и устроен на воспитание за пределами г. Калининграда со дня их принятия.
В остальной части то же решение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru