Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2012 г. по делу № А14-15239/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Домаревой В.В.,
Судей Кочеткова А.В., Данилова Г.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривошеевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Кондаурова Юрия Александровича (ОГРНИП 304366236202061, ИНН 366200868722), г. Воронеж к Воронежской городской Думе (ОГРН 1033600088686, ИНН 3664043712) г. Воронеж
Третье лицо: Администрация городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882), г. Воронеж,
о признании недействующим нормативного правового акта в части при участии в заседании:
от заявителя: Кардашова С.Н. - представителя по доверенности от 18.06.2012, паспорт,
от Воронежской городской Думы: Гриднева А.В. - главного специалиста по доверенности от 04.06.2012 № 1ГД-134исх, удостоверение,
от прокуратуры Воронежской области: Руденко И.И. - старшего прокурора, служебное удостоверение,
от Администрации городского округа город Воронеж: не явился, надлежаще извещен,
установил: индивидуальный предприниматель Кондауров Юрий Александрович (далее - заявитель, ИП Кондауров Ю.А.) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, в части отнесения части земельного участка по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, 2-г к зоне ИТ-1 - городские магистрали и улицы.
Определением суда от 6.09.2012 заявление принято, возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание назначено на 10.10.2012, в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация городского округа город Воронеж.
Определением суда от 10.10.2012 в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в дело допущен прокурор с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле.
Определением от 12.11.2012 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, назначил судебное разбирательство по делу на 06.12.2012.
В судебное заседание 06.12.2012 третьего лица, не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен.
В соответствии со ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассматривалось в отсутствие надлежаще извещенного третьего лица.
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица признал, что земельный участок по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, 2-г, отнесен к двум территориальным зонам в результате технической ошибки.
Прокурор Воронежской области считает, что заявленные требования ИП Кондаурова А.Ю. обоснованны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании 06.12.2012 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12.12.2012 для принятия судебного акта. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды земельного участка (со множественностью лиц на стороне арендатора) № 2009-12/гз от 30.03.2012 ИП Кондауров А.Ю. является арендатором земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью 1727 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, 2-г, кадастровый номер 36:34:0301001:46, с видом разрешенного использования - для завершения строительства объекта (кафе). Срок действия договора до 02.03.2017. Право аренды земельного участка зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.05.2012 внесена запись за номером 36-01/088/2012-223.
МКП городского округа город Воронеж "Управление главного архитектора", рассмотрев заявление арендаторов о предоставлении информации о территориальной зоне, к которой относится земельный участок, сообщило, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, основная часть земельного участка площадью 1727 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, 2-г, с кадастровым номером 36:34:0301001:46 находится в территориальной зоне с индексом Ж7 - многоэтажная застройка. Зона выделена для формирования жилых районов многоэтажной застройки с необходимым набором услуг местного значения (письмо от 05.06.2012 исх. № 403).
К указанному сообщению прилагалась схема из Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж (далее по тексту - Правила), утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, свидетельствующая о частичном отнесении земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, 2-г, к зоне с индексом ИТ1 - городские магистрали и улицы.
Полагая, что указанные Правила в оспариваемой части противоречат действующему законодательству, а также нарушают его права и законные интересы, ИП Кондауров А.Ю. обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев представленные доказательства, заслушав пояснения сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет исследования по делам об оспаривании нормативных правовых актов определен законодателем в ч. 4 ст. 194 АПК РФ и включает в себя проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Указанная проверка включает в себя как проверку наличия оснований для принятия оспариваемого нормативного акта, так и соблюдения процедуры его принятия, в том числе, соблюдения обязательных требований к порядку опубликования (обнародования) нормативного правового акта. Установление судом несоответствия оспариваемого акта требованиям имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов хотя бы по одному из указанных оснований влечет признание оспариваемого акта недействующим.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (от 29.12.2004 № 190-ФЗ) Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации Правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
В части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-I (в редакции, действовавшей на дату принятия нормативного акта), представительным органом местного самоуправления городского округа является городская Дума.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 12 пункта 2 статьи 29 Устава, а не подпункт 12 пункта 1 статьи 29.

Полномочия Воронежской городской Думы определены в ст. 29 Устава, к числу которых отнесены принятие и изменение правил застройки, другой градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пп. 12 п. 1 ст. 29 Устава).
Таким образом, оспариваемый правовой акт принят Воронежской городской в пределах предоставленных ей полномочий.
В силу п. п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Статья 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, содержит характеристики территориальных зон, перечень мероприятий и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Пункт 1 ст. 19 Правил установлена территориальная зона Ж7 "Многоэтажная застройка". Названная зона выделена для формирования жилых районов многоэтажной застройки с необходимым набором услуг местного значения.
Пункт 4 ст. 19 Правил установлена территориальная зона ИТ1 "городские магистрали и улицы".
Как следует из материалов дела, в результате утверждения Правил землепользования и застройки территории городского округа город Воронеж земельный участок по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, 2г, арендуемый заявителем, отнесен одновременно к двум градостроительным зонам: к зоне Ж7 "многоэтажная застройка" и к зоне ИТ1 "городские магистрали и улицы".
Вместе с тем, отнесение земельного участка к различным градостроительным зонам противоречит положениям п. 2 ст. 85 ЗК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Градостроительный кодекс РФ) при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (п. 3 ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Градостроительный кодекс РФ) градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
При утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж Воронежской городской Думой не учтены сложившаяся планировка территории и целевое назначение выделенного заявителю по делу земельного участка: для завершения строительства объекта (кафе).
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Воронежской городской Думой не представлены доказательства соответствия оспариваемой части Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж федеральному законодательству.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют те же права.
Вместе с тем, отнесение части земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж7 и предоставленного для завершения строительства объекта (кафе), к зоне ИТ1 "Городские магистрали и улицы" ограничивает права землепользователя, предоставленные Федеральным законом.
Исходя из изложенного суд пришел к выводу, что оспариваемая часть нормативного акта не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ИП Кандаурова Ю.А., тем самым заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлине подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать недействующими Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, в части отнесения части земельного участка по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, 2-г, к зоне ИТ-1 - городские магистрали и улицы, как несоответствующие в указанной части Градостроительному кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение Арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, в части отнесения части земельного участка по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова, 2-г, к зоне ИТ-1 - городские магистрали и улицы, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены Воронежской городской Думой в соответствие с законом, имеющим большую юридическую силу.
Взыскать с Воронежской городской Думы (ОГРН 1033600088686, ИНН 3664043712; г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 8) в пользу индивидуального предпринимателя Кондаурова Юрия Александровича (ОГРНИП 304366236202061, ИНН 366200868722, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 30, кв. 18) 200 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
В.В.ДОМАРЕВА

Судьи
А.В.КОЧЕТКОВ
Г.Ю.ДАНИЛОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru