Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 сентября 2012 года

ПО ДЕЛУ № 12-03-9-02/583

Резолютивная часть решения оглашена 19 сентября 2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 25 сентября 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя Комиссии - Никуйко Ирины Борисовны, заместителя руководителя Управления;
члена Комиссии - Булах Дарьи Александровны, государственного инспектора отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы;
члена Комиссии - Тынянкиной Анны Александровны, государственного инспектора отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело № 12-03-9-02/583, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на рекламной конструкции по адресу: <...> (на лицевом фасаде ООО "Т") рекламы акции "Лето в подарках" с нарушением требований ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
с участием:
- К. - представителя ООО "Т" (доверенность б/н, личность удостоверена по паспорту), установила:
Специалистами отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Волгоградского УФАС России по собственной инициативе был проведен мониторинг рекламы в Центральном районе города Волгограда. По результатам мониторинга установлен факт распространения на рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...> (ООО "Т", над центральным входом в торгово-развлекательный центр), информации про мероприятие "Лето в подарках" следующего содержания: "Лето в подарках. С 14 июля по 31 августа 2012 г. Совершай покупки, собирай чеки, получай подарки!". По бокам сообщения указано "ООО "Т".
Согласно пп. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Обозначенное информационное сообщение обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы:
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (ООО "Т", мероприятие "Лето в подарках");
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;
- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, установленного ст. 3 ФЗ "О рекламе", под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Соответственно, распространение информации об акции "Лето в подарках" должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
По результатам мониторинга составлен акт № 55-Р от 09.08.2012 и сделаны фотографии.
Таким образом, указанная реклама, размещенная на рекламной конструкции по адресу: <...> (ООО "Т"), размещена без указания источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, что является нарушением положений статьи 9 ФЗ "О рекламе". В соответствии с указанной нормой в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В адрес ООО "Т" был направлен запрос о предоставлении информации по поводу проведения акции "Лето в подарках" (от 13.08.2012 № 02-8/5483).
Согласно полученному ответу (вх. № 6772 от 24.08.2012) организатором рекламной акции "Лето в подарках" и рекламодателем является общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - ООО "Т").
04 сентября 2012 года было возбуждено дело № 12-03-9-02/583 по признакам нарушения ООО "Т" ст. 9 Федерального закона "О рекламе".
По существу выявленного нарушения ООО "Т" на рассмотрении данного дела представило письменные объяснения, в которых сообщалось следующее:
1) в связи с возбуждением дела № 12-03-9-02/583 сообщаем, что организатором рекламной акции "Лето в подарках" и рекламодателем является ООО "Т";
2) условия проведения рекламной акции, а именно: сроки проведения акции, ссылка на источник информации об организаторе, о правилах проведения, количестве подарков, сроках, месте и порядке их получения указывались на плакатах, размещаемых на территории ООО "Т", в листовках, раздаваемых при входе в торговый центр сотрудниками службы информации, а также были размещены на сайте <...>. На баннере, расположенном на лицевом фасаде ООО "Т" (<...>), была указана общая информация, и он был размещен скорее как вывеска, нежели как полноценная рекламная конструкция, в связи с чем перед входом в ООО "Т" с 14 июля по 20 августа 2012 года (в период проведения акции) работники службы информации распространяли листовки-анонсы с указанием всей подробной информации, касающейся проведения акции "Лето в подарках";
3) согласно Правилам проведения акции "Лето в подарках" призовой фонд акции составлял 260 идентичных подарков, а именно: брендированных (с логотипом ООО "Т") USB-флеш-карт на 2 GB, и выдавались они всем гражданам, совершившим покупку товаров в "Секторе модных покупок" (2-й и 3-й этажи ООО "Т") на сумму от 7000 рублей (чеки можно было суммировать);
4) в письме ФАС России от 02.12.2011 № АК/44977 "О разъяснении некоторых положений Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 Федерального закона "О рекламе", и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования статьи 9 Федерального закона "О рекламе", поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, такие подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей;
5) полагаем, что проведенная акция не являлась стимулирующим мероприятием, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О рекламе", и на нее не распространялись требования указанной статьи Закона.
Таким образом, ООО "Т" не признало нарушения ст. 9 ФЗ "О рекламе".
Также на Комиссию были представлены Правила проведения рекламной акции "Лето в подарках" (утвержденные генеральным директором Г.; далее - Правила) и образец листовки.
Согласно п. 5.1 Правил призовой фонд акции составляет 260 подарков - брендированные USB-флеш-карты на 2 GB.
Количество подарков в составе призового фонда ограничено. Подарки получат только первые 260 участников, определенных в соответствии с условиями и порядком, установленными настоящими Правилами (п. 5.2 Правил).
В случае высокой активности участников, повлекшей полную раздачу подарков до окончания срока принятия участия в акции, указанного в п. 5.1 настоящих Правил, организатор не обязан производить дополнительную выдачу количества подарков (п. 5.3 Правил).
На вопрос Комиссии о пояснении, что согласно Правилам подарки получат только первые 260 участников (п. 5.2 Правил), а не все участники акции, в то же время в объяснениях по делу указано, что подарки предусматривались всем участникам и, следовательно, рекламная акция не является стимулирующим мероприятием, представитель ООО "Т" не смогла ответить на указанный вопрос.
Комиссия по рассмотрению дела № 12-03-9-02/583, изучив материалы дела, исследовав доказательства и выслушав доводы стороны по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела, пришла к следующим выводам.
Комиссия не принимает довод ООО "Т" о том, что проводимая рекламная акция не является стимулирующим мероприятием и не подпадает под требования ст. 9 ФЗ "О рекламе", по следующим основаниям.
Согласно Правилам проведения рекламной акции "Лето в подарках" (утвержденным генеральным директором Г.; далее - Правила) призовой фонд акции составляет 260 подарков - брендированные USB-флеш-карты на 2 GB (п. 5.1 Правил).
Количество подарков в составе призового фонда ограничено. Подарки получат только первые 260 участников, определенных в соответствии с условиями и порядком, установленными настоящими Правилами (п. 5.2 Правил).
В случае высокой активности участников, повлекшей полную раздачу подарков до окончания срока принятия участия в акции, указанного в п. 5.1 настоящих Правил, организатор не обязан производить дополнительную выдачу количества подарков (п. 5.3 Правил).
В письме ФАС России от 02.12.2011 № АК/44977 "О разъяснении некоторых положений Федерального закона "О рекламе" закреплено, что Федеральный закон "О рекламе" в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка).
При этом мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 Федерального закона "О рекламе", и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования статьи 9 Федерального закона "О рекламе", поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, такие подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.
Таким образом, на рекламную акцию "Лето в подарках", проводимую ООО "Т", распространяются требования статьи 9 Федерального закона "О рекламе", так как подарки выдаются не всем участникам акции, а только первым 260 участникам акции, так как призовой фонд акции ограничен и составляет 260 подарков. Акция носит стимулирующий характер, направлена на рост продаж в ООО "Т".
Согласно п. 1 приказа от 12.07.2012 № 55-ОД "О назначении лиц, ответственных за проведение мероприятия "Лето в подарках" в ООО "Т" мероприятие "Лето в подарках" направлено на увеличение посещаемости и повышение лояльности среди постоянных посетителей ООО "Т".
Таким образом, объектом рекламирования в рассматриваемом случае является не только мероприятие "Лето в подарках", но и само ООО "Т".
Комиссией также не принимается довод ООО "Т" о том, что рассматриваемая реклама является "вывеской", а не отдельной рекламой акции "Лето в подарках", так как рассматриваемая в рамках дела реклама обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы и на нее так же распространяются требования статьи 9 ФЗ "О рекламе", как и на рекламу, размещенную на листовках и плакатах, которые, по утверждению представителя ООО "Т", распространялись в непосредственной близости.
Комиссия Волгоградского УФАС России на заседании провела осмотр Акта № 55-Р от 09.08.2012 "По результатам мониторинга соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе", который подтвердил, что реклама про акцию "Лето в подарках", размещенная на рекламной конструкции по адресу: <...> (ООО "Т"), размещена без указания источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, что является нарушением положений статьи 9 ФЗ "О рекламе". В соответствии с указанной нормой в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Т" является рекламодателем и организатором рекламной акции "Лето в подарках" в данном случае.
Комиссия по рассмотрению данного дела обладает сведениями о том, что баннер на лицевом фасаде ООО "Т" (как и вся рекламная информация касательно рекламной акции "Лето в подарках") был демонтирован 20 августа 2012 года.
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
На основании п. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных в том числе ст. 9 настоящего Федерального закона.
Реклама об акции "Лето в подарках", размещенная на рекламной конструкции по адресу: <...> (ООО "Т"), является ненадлежащей, поскольку нарушает требования ст. 9 ФЗ "О рекламе".
Комиссия приходит к выводу, что основания для прекращения данного дела отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу об акции "Лето в подарках", размещенную на рекламной конструкции по адресу: <...> (на лицевом фасаде ООО "Т"), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 9 Федерального закона "О рекламе".
2. В связи с отсутствием оснований не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
И.Б.НИКУЙКО

Члены Комиссии
Д.А.БУЛАХ
А.А.ТЫНЯНКИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru