Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2012 г. по делу № А12-18361/2012

Резолютивная часть решения оглашена 12.10.2012 г.
Полный текст решения изготовлен 12.10.2012 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи С.П. Романова
при ведении протокола помощником судьи Николаенко М.Н.
рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "Волгоград-Имущество" (ИНН 3448039528, ОГРН 1073461000953)
к администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области
с участием третьих лиц: комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, Правительства Волгоградской области о признании ненормативных правовых актов недействительными
при участии в заседании:
от заявителя: К.С., доверенность от 19.09.2011 г.
от ответчиков: 1. К.И., доверенность от 17.05.2012 г.
2. Г.Д., доверенность от 29.06.2012 г.
от третьих лиц: 1. Е.И., доверенность от 04.08.2011 г.
2. Я.С., доверенность от 07.09.2012 г.
3. извещен, не явился
Общество с ограниченной ответственностью "Волгоград-Имущество" (далее - ООО "Волгоград-Имущество") с учетом заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений (т. 5 л.д. 21 - 23) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными постановлений администрации Волгограда № 1324 от 11.05.2012 г. "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый № 34:26:07 01 01:0002), № 1240 от 02.05.2012 г. "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый № 34:26:07 01 03:007), № 1272 от 04.05.2012 г. "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый № 34:26:07 01 01:0041), № 1299 от 05.05.2012 г. "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый № 34:26:07 01 03:0006) и обязании министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области подготовить и издать постановления о предоставлении в собственность за плату земельных участков (кадастровые номера 34:26:07 01 01:0002, 34:26:07 01 01:0041, 34:26:070103:0006, 34:26:070103:0007) в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании этого судом возбуждено производство по делам № А12-18361/2012, № А12-18362/2012, № А12-18363/2012, № А12-18364/2012.
Руководствуясь с ч. 2.1. ст. 130 АПК РФ и принимая во внимание, что указанные дела, связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, суд определением от 31.08.2012 г. объединил их в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу № А12-18361/2012.
В обоснование требований заявитель указал на то, что оспариваемые постановления вынесены с нарушением требований п. 4 ст. 28, ст. 36, п. 12. ст. 85 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), п. п. 11, 12 ст. 1, ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), поскольку администрацией Волгограда не доказан факт нахождения земельных участков на территории общего пользования и в границах красных линий.
Представители администрации Волгограда, министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области и привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в удовлетворении заявленных требований просят отказать в связи с тем, что доводы общества не основаны на нормах законодательства.
Правительство Волгоградской области представителя в судебное заседание не направило, о дате и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.
Изучив представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, суд

установил:

Как следует из материалов дела, ООО "Волгоград-Имущество" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Волгоград, Красноармейский район, ул. 40 лет ВЛКСМ, 61, 61б, 61г, 61д, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 34:26:07 01 01:0002, 34:26:07 01 01:0041, 34:26:070103:0006, 34:26:070103:0007, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ о регистрации права от 07.09.2012 г. и кадастровыми паспортами (т. 5 л.д. 24 - 62).
Указанные земельные участки предоставлены обществу в пользование на основании договора аренды от 18.07.2008 г. № 8116, заключенного с администрации Волгограда на 49 лет.
В связи с этим, в целях реализации права на приватизацию земельных участков, установленного ст. 36 ЗК РФ, общество обратилось в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением от 30.09.2011 г. о выкупе земельного участка.
Письмом от 30.12.2011 г. № 22327 Комитет отказа в рассмотрении заявления в связи с непредставлением кадастрового паспорта.
Учитывая это, общество 06.03.2012 г. повторно обратилось с заявками на выкуп с приобщением кадастровых паспортов и актов обследования земельных участков.
Оспариваемыми постановлениями № 1324 от 11.05.2012 г., № 1240 от 02.05.2012 г., № 1272 от 04.05.2012 г. № 1299 от 05.05.2012 г., со ссылкой на заключения комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 03.04.2012 г. № 392, от 04.04.2012 г. № 406, от 04.04.2012 г. № 405, от 0.04.2012 г. № 407, администрация Волгограда отказала заявителю в предоставлении в собственность земельных участков по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 28, п. 12. ст. 85 ЗК РФ, а именно - в связи с их нахождением на территории общего пользования.
Полагая, что отказы, изложенные в постановлениях, являются незаконными и нарушают его права, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Давая оценку доводам сторон, суд учитывал следующее.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ действия (бездействие) органа местного самоуправления могут быть признаны арбитражным судом незаконными по заявлению заинтересованного лица при наличии одновременно двух условий: если такие действия (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказать законность оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган, их совершивший.
В соответствии с ч. 2 ст. 65, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, в предмет доказывания и исследования по настоящему делу подлежат включению обстоятельства соответствия (несоответствия) оспариваемых отказов действующему законодательству и нарушения прав и интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как предусмотрено п. 2 ст. 15 названного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п. 11, 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары); а линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) именуются как красные линии.
Пунктом 12 статьи 85 настоящего Кодекса предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В соответствии со ст. ст. 41, 42, 45 ГрК РФ в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории. Эта документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Согласно п. 3.8 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 г. № 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Из анализа приведенных выше норм прав следует, что если земельный участок находится в границах красных линий, то есть, относится к землям общего пользования, приватизация его невозможна в силу прямого запрета, установленного законом.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 постановления от 24.03.2005 г. № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В силу требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п. 4 ст. 23 ГрК РФ генеральные планы городских округов содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы).
Чертеж планировки территории, на котором отображаются красные линии и линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, включается в основную часть проекта планировки территории (ст. 42 ГрК РФ).
В рассматриваемом случае, Генеральный план Волгограда, утвержденный решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 г. № 47/1112, постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 г. № 777 "Об установлении красных линий в Волгограде" не содержат сведений об установлении красных линий на указанных участках, не представлены проект планировки и проект межевания.
При этом, сведения об отсутствии красных линий, утвержденных проектов планировки и межевания территорий отражены и в п. п. 2.7, 2.9 заключений комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 03.04.2012 г. № 392, от 04.04.2012 г. № 406, от 04.04.2012 г. № 405, от 0.04.2012 г. № 407.
Представленные в материалы дела выкопировки (т. 5 л.д. 68 - 71) и кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки также не содержат сведений об обременении и их нахождении в границах территории общего пользования.
Не представлены ответчиками и сведения о резервирование земельных участков для государственных и общественных нужд города.
Кроме того, представители администрации и профильных комитетов подтвердили факт отсутствия у них сведений о наличии таких ограничений на момент рассмотрения дела в суде, что отражено в протоколе судебного заседания.
Учитывая, что в нарушение приведенных выше норм права администрация не доказала факт установления на земельных участках красных линий и нахождения их на землях общего пользования, у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении их обществу в собственность.
В связи с этим, суд считает несостоятельными доводы, приведенные в качестве оснований для отказа в удовлетворении требований.
Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В рассматриваемом случае, на дату издания оспариваемых постановлений полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и находящимися в черте населенного пункта - городского округа город-герой Волгоград, находились в ведении администрация Волгограда.
В связи с этим, оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка у администрации не имелось.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как предусмотрено Законом Волгоградской области от 06.04.2012 г. № 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" постановлением Правительства Волгоградской области от 17.04.2012 г. № 28-п "Об органе исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Волгограде - административном центре Волгоградской области" с 06.07.2012 г. органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками является министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Учитывая, в период возникновения спорных и рассмотрения дела судом полномочия по распоряжению указанными земельными участками переданы иному лицу, суд считает необходимым в порядке восстановления нарушенного прав заявителя обязать министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области принять решение о предоставлении заявителю в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 34:26:07 01 01:0002, 34:26:07 01 01:0041, 34:26:070103:0006, 34:26:070103:0007 в порядке и сроки установленные законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь п.п. 4 п. 1 статьи 150, статьи 167 - 170, 201 Арбитражного кодекса РФ, суд

решил:

Признать незаконными постановления администрации Волгограда № 1324 от 11.05.2012 г. "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый № 34:26:07 01 01:0002), № 1240 от 02.05.2012 г. "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый № 34:26:07 01 03:007), № 1272 от 04.05.2012 г. "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый № 34:26:07 01 01:0041), № 1299 от 05.05.2012 г. "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый № 34:26:07 01 03:0006).
Обязать министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области подготовить и издать постановления о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Волгоград-Имущество" (ИНН 3448039528, ОГРН 1073461000953) в собственность за плату земельных участков (кадастровые номера 34:26:07 01 01:0002, 34:26:07 01 01:0041, 34:26:070103:0006, 34:26:070103:0007) в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волгоград-Имущество" (ИНН 3448039528, ОГРН 1073461000953) расходы по оплате госпошлины по 8 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
С.П.РОМАНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru