УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2012 года
ПО ДЕЛУ № 11-01-16-03/636
Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 4 сентября 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии;
членов Комиссии,
рассмотрев дело № 11-01-16-03/636 по признакам нарушения Администрацией Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 9), Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 19) ч. 1 ст. 15
и п. 1 ст. 16
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ООО "Л1" (<...>) и ООО "Л2" (<...>) п. 1 ст. 16
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
На основании поступивших из прокуратуры Волгоградской области материалов (вх. № 5386 от 02.09.2012) Волгоградским УФАС России проведены внеплановые проверки ООО "Л1" (акт проверки от 23.08.2011 № 101) и ООО "Л2" (акт проверки от 28.10.2011 № 127), по результатам которых выяснено, что ООО "Л1" отпускало ООО "Л2" (владеющему нефтебазами и не являющемуся сельскохозяйственным товаропроизводителем) в марте - июле 2010 года нефтепродукты (дизельное топливо, бензин "Нормаль-80 н/э") по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей постановлением
Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям" (далее - постановление Правительства РФ от 05.03.2010 № 129) и соглашением № 63 от 23.03.2010, заключенным между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО "Л1", "О снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области в период проведения полевых работ 2010 года" (далее - соглашение № 63 от 23.03.2010).
В целях обеспечения выполнения сельскохозяйственных работ в 2010 году Правительством РФ издано постановление
Правительства РФ от 05.03.2010 № 129, которым в соответствии с Федеральным законом
№ 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" предоставлено право исполнительным органам государственной власти субъектов РФ заключать с хозяйствующими субъектами - производителями или поставщиками горюче-смазочных материалов соглашения о снижении или поддержании цен при поставке сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов горюче-смазочных материалов, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ.
На основании постановления
Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (исполнительным органом государственной власти Волгоградской области) и ООО "Л1" (хозяйствующим субъектом - поставщиком горюче-смазочных материалов) заключено соглашение № 63 от 23.03.2010.
Согласно статье 1 соглашения № 63 от 23.03.2010 предметом указанного соглашения являются меры, предпринимаемые сторонами по снижению или поддержанию цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области, которые необходимы им для проведения сельскохозяйственных работ. При этом Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области информирует сельскохозяйственных товаропроизводителей о том, что приобретаемые по сниженным ценам горюче-смазочные материалы должны использоваться сельскохозяйственными товаропроизводителями исключительно для проведения сельскохозяйственных работ.
В соответствии с пунктом 4
постановления Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 исполнительный орган государственной власти субъекта РФ формирует перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, с которыми могут заключаться соглашения. Сформированный перечень сельхозпроизводителей и внесенные в него изменения направляются в течение 3 рабочих дней в Министерство сельского хозяйства РФ.
В соответствии с пунктом 5
постановления Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации поручено утвердить критерии формирования перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов, имея в виду снижение или поддержание цен. При этом указанные перечни подлежат размещению на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РФ в сети Интернет.
Формирование перечней сельхозпроизводителей до 17.10.2010 (до даты вступления в силу приказа Минсельхоза РФ и Минэкономразвития РФ № 260/323 от 23.07.2010 "О критериях формирования перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов") осуществлялось в соответствии с Критериями формирования перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов, в отношении которых действует постановление
Правительства РФ от 05.03.2010 № 129, в части снижения или поддержания цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, утвержденными должностными лицами Министерства сельского хозяйства РФ 10.03.2010 и Министерства экономического развития Российской Федерации 16.03.2010 (с изменениями от 25.03.2010).
Из соглашения № 63 от 23.03.2010 следует, что Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области формирует перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, с которыми ООО "Л1" будет заключать соглашения. Также Комитет направляет в Министерство сельского хозяйства РФ сформированный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей и внесенные в него изменения, которые Министерство размещает в последующем на официальном сайте.
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области в целях исполнения соглашения № 63 от 23.03.2010 направлял в ООО "Л1" перечни сельхозпроизводителей, определенных в установленном порядке в качестве получателей ГСМ по сниженным ценам, для заключения договоров с ООО "Л1" на поставку дизельного топлива и автобензина "Нормаль-80 н/э".
ООО "Л2" не соответствует критериям, утвержденным должностными лицами Министерства сельского хозяйства РФ 10.03.2010 и Министерства экономического развития Российской Федерации 16.03.2010 (с изменениями от 25.03.2010), а также критериям, определенным Федеральным законом
от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для признания статуса сельскохозяйственного производителя. Согласно информации, размещенной на сайте Минсельхоза РФ, ООО "Л2" не включено в установленном порядке в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам.
В соответствии с пунктом 3
постановления Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 цены на горюче-смазочные материалы, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, устанавливаются со скидкой до 10 процентов оптовой текущей цены, сложившейся в субъекте РФ, в котором осуществляют свою деятельность сельскохозяйственные товаропроизводители, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации горюче-смазочных материалов. Стороны в пункте 2 приложения 1 к соглашению № 63 от 23.03.2010 определили сниженные цены для сельскохозяйственных товаропроизводителей на период с 23 марта до 1 июля 2010 года в размере 19440 руб. за тонну автобензина и 14850 руб. за тонну дизельного топлива.
В марте - июле 2010 года ООО "Л1" реализует по согласованным ценам указанные горюче-смазочные материалы: бензин "Нормаль-80 н/э" и дизельное топливо, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, включенных в установленном порядке в перечень получателей ГСМ по сниженным ценам.
В тот же период времени ООО "Л1" отпускает бензин "Нормаль-80 н/э" и дизельное топливо для ООО "Л2" в рамках договора поставки нефтепродуктов на условии самовывоза с отсрочкой платежа от 12 декабря 2009 г. № 10225С как по отпускным ценам, действующим в ООО "Л1" для покупателей при реализации с нефтебаз, так и по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей на основании постановления
Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 и соглашения № 63 от 23.03.2010. Цены
горюче-смазочных материалов, отпускаемых ООО "Л1" сельскохозяйственным товаропроизводителям и ООО "Л2" в марте (с 23 марта) - июле 2010 года, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Цены горюче-смазочных материалов, отпускаемых
ООО "Л1" сельскохозяйственным товаропроизводителям
и ООО "Л2" в марте (с 23 марта) - июле 2010 года
┌────────────────────┬─────────────┬──────────────────────────────────────┐
│ Покупатель │Наименование │ Цены в рублях за тонну │
│ │ ГСМ ├───────┬──────┬───────┬───────┬───────┤
│ │ │ март │апрель│ май │ июнь │ июль │
├────────────────────┼─────────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┤
│Сельскохозяйственные│Бензин │ 19440 │19440 │ 19440 │ 19440 │ 20790 │
│товаропроизводители,│"Нормаль-80 │ │ │ │ │ │
│включенные в │н/э" │ │ │ │ │ │
│перечень получателей├─────────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┤
│ГСМ по сниженным │Дизельное │ 14850 │14850 │ 14850 │ 14850 │16200 -│
│ценам │топливо │ │ │ │ │17820 │
├────────────────────┼─────────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┤
│ООО "Л2" │Бензин │ 19440 │19440 │ 19440 │ 19440 │ 20790 │
│ │"Нормаль-80 ├───────┼──────┼───────┼───────┼───────┤
│ │н/э" │20200 -│21500 │21500 -│ 22000 │ 22500 │
7. Комиссия не принимает доводы ООО "Л1" о том, что оно осуществляло поставку горюче-смазочных материалов в полном соответствии с соглашением № 63 от 23.03.2010 и требованиями Правительства РФ от 05.03.2010 № 129
, поскольку в рассматриваемых в деле письмах Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству Администрации Волгоградской области не содержится информации о том, что ООО "Л2" включено в перечни сельскохозяйственных товаропроизводителей. Также информацией, указанной на сайте Минсельхоза РФ, не подтверждается, что ООО "Л2" включено в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам.
Также несостоятельны доводы ООО "Л1" о том, что у него отсутствует обязанность по отслеживанию информации о сельскохозяйственных товаропроизводителях, размещаемой на сайте Минсельхоза России, в связи с тем, что согласно пункту 5
постановления Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 размещение перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РФ в сети Интернет является одним из установленных постановлением
Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 требований для выполнения соглашений по снижению цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям. В свою очередь, сайт Минсельхоза РФ использовался ООО "Л1" для получения сведений о сельскохозяйственных товаропроизводителях - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, что следует из письма ООО "Л1" в Комитет по сельскому хозяйству Администрации Волгоградской области от 16.03.2012 № 15-01-01/19, в котором ООО "Л1" указывает, что ООО "Л1" до появления списков сельскохозяйственных товаропроизводителей на сайте Минсельхоза РФ затруднительно решить вопрос о поставках топлива.
Кроме этого, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области направляет в ООО "Л1" перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, которым ООО "Л1" отпускает ГСМ по сниженным ценам. В направленных в ООО "Л1" перечнях сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам "Л2" отсутствовало.
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на реализацию соглашения о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, соответственно, направление информации о включении тех или иных организаций в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам иными органами власти Волгоградской области, в том числе Администрацией Волгоградской области, нелегитимно.
8. Комиссия не соглашается с доводами ООО "Л2", указанными в возражениях от 14.11.2011 на акт проверки № 127 от 28.10.2011, поскольку считает, что реализация рассматриваемого в деле соглашения (договоренности) и ограничение конкуренции доказаны материалами дела.
Таким образом,
1) Одним из общих условий обращения товара (бензин "Нормаль-80 н/э" и дизельное топливо) на товарном рынке (оптовой (мелкооптовой) торговли с нефтебаз) в марте - июле 2010 года является цена, которая определялась:
а) ООО "Л1" самостоятельно для хозяйствующих субъектов как цена поставщика, определенная исходя из существующих отношений конкуренции;
б) требованиями постановления
Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 как допустимое исключение для сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством снижения цен.
2) Установленное в данном деле снижение ООО "Л1" для ООО "Л2" цен на часть реализуемых горюче-смазочных материалов (бензин "Нормаль-80 н/э" и дизельное топливо) не связано с соответствующими изменениями цены и иных общих условий обращения товара (бензин "Нормаль-80 н/э" и дизельное топливо) на товарном рынке оптовой (мелкооптовой) торговли с нефтебаз.
3) Соглашения (договоренности) Администрации Волгоградской области, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО "Л1", ООО "Л2", результатом которых явилось снижение ООО "Л1" для ООО "Л2" цен на часть реализуемых горюче-смазочных материалов, не являются допустимым исключением из ст. 16
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Следовательно, Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО "Л1", ООО "Л2" нарушен п. 1 ст. 16
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23
, частью 1 статьи 39
, частями 1
- 4 статьи 41,
частью 1 статьи 48
, статьей 49
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Прекратить рассмотрение дела № 11-01-16-03/636 по признакам нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области ч. 1 ст. 15
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
2. Признать факт нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО "Л1", ООО "Л2" п. 1 ст. 16
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в исполнении между этими органами и хозяйствующими субъектами соглашений (договоренностей в устной форме), приводящих к ограничению конкуренции, путем снижения цен на нефтепродукты (дизельное топливо, бензин "Нормаль-80 н/э"), отпущенные ООО "Л1" для ООО "Л2" в марте - июле 2010 года.
3. Предписание по делу № 11-01-16-03/636 не выдавать в связи с прекращением противоправных действий.
4. Материалы дела передать на рассмотрение должностному лицу Волгоградского УФАС России на предмет возбуждения дела по статье 14.32
КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии