Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2012 года

ПО ДЕЛУ № 11-01-16-03/636

Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 4 сентября 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии;
членов Комиссии,
рассмотрев дело № 11-01-16-03/636 по признакам нарушения Администрацией Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 9), Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 19) ч. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", ООО "Л1" (<...>) и ООО "Л2" (<...>) п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
На основании поступивших из прокуратуры Волгоградской области материалов (вх. № 5386 от 02.09.2012) Волгоградским УФАС России проведены внеплановые проверки ООО "Л1" (акт проверки от 23.08.2011 № 101) и ООО "Л2" (акт проверки от 28.10.2011 № 127), по результатам которых выяснено, что ООО "Л1" отпускало ООО "Л2" (владеющему нефтебазами и не являющемуся сельскохозяйственным товаропроизводителем) в марте - июле 2010 года нефтепродукты (дизельное топливо, бензин "Нормаль-80 н/э") по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей постановлением Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям" (далее - постановление Правительства РФ от 05.03.2010 № 129) и соглашением № 63 от 23.03.2010, заключенным между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО "Л1", "О снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области в период проведения полевых работ 2010 года" (далее - соглашение № 63 от 23.03.2010).
В целях обеспечения выполнения сельскохозяйственных работ в 2010 году Правительством РФ издано постановление Правительства РФ от 05.03.2010 № 129, которым в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" предоставлено право исполнительным органам государственной власти субъектов РФ заключать с хозяйствующими субъектами - производителями или поставщиками горюче-смазочных материалов соглашения о снижении или поддержании цен при поставке сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов горюче-смазочных материалов, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ.
На основании постановления Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (исполнительным органом государственной власти Волгоградской области) и ООО "Л1" (хозяйствующим субъектом - поставщиком горюче-смазочных материалов) заключено соглашение № 63 от 23.03.2010.
Согласно статье 1 соглашения № 63 от 23.03.2010 предметом указанного соглашения являются меры, предпринимаемые сторонами по снижению или поддержанию цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям Волгоградской области, которые необходимы им для проведения сельскохозяйственных работ. При этом Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области информирует сельскохозяйственных товаропроизводителей о том, что приобретаемые по сниженным ценам горюче-смазочные материалы должны использоваться сельскохозяйственными товаропроизводителями исключительно для проведения сельскохозяйственных работ.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 исполнительный орган государственной власти субъекта РФ формирует перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, с которыми могут заключаться соглашения. Сформированный перечень сельхозпроизводителей и внесенные в него изменения направляются в течение 3 рабочих дней в Министерство сельского хозяйства РФ.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации поручено утвердить критерии формирования перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов, имея в виду снижение или поддержание цен. При этом указанные перечни подлежат размещению на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РФ в сети Интернет.
Формирование перечней сельхозпроизводителей до 17.10.2010 (до даты вступления в силу приказа Минсельхоза РФ и Минэкономразвития РФ № 260/323 от 23.07.2010 "О критериях формирования перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов") осуществлялось в соответствии с Критериями формирования перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов, в отношении которых действует постановление Правительства РФ от 05.03.2010 № 129, в части снижения или поддержания цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, утвержденными должностными лицами Министерства сельского хозяйства РФ 10.03.2010 и Министерства экономического развития Российской Федерации 16.03.2010 (с изменениями от 25.03.2010).
Из соглашения № 63 от 23.03.2010 следует, что Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области формирует перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, с которыми ООО "Л1" будет заключать соглашения. Также Комитет направляет в Министерство сельского хозяйства РФ сформированный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей и внесенные в него изменения, которые Министерство размещает в последующем на официальном сайте.
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области в целях исполнения соглашения № 63 от 23.03.2010 направлял в ООО "Л1" перечни сельхозпроизводителей, определенных в установленном порядке в качестве получателей ГСМ по сниженным ценам, для заключения договоров с ООО "Л1" на поставку дизельного топлива и автобензина "Нормаль-80 н/э".
ООО "Л2" не соответствует критериям, утвержденным должностными лицами Министерства сельского хозяйства РФ 10.03.2010 и Министерства экономического развития Российской Федерации 16.03.2010 (с изменениями от 25.03.2010), а также критериям, определенным Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для признания статуса сельскохозяйственного производителя. Согласно информации, размещенной на сайте Минсельхоза РФ, ООО "Л2" не включено в установленном порядке в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 цены на горюче-смазочные материалы, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, устанавливаются со скидкой до 10 процентов оптовой текущей цены, сложившейся в субъекте РФ, в котором осуществляют свою деятельность сельскохозяйственные товаропроизводители, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации горюче-смазочных материалов. Стороны в пункте 2 приложения 1 к соглашению № 63 от 23.03.2010 определили сниженные цены для сельскохозяйственных товаропроизводителей на период с 23 марта до 1 июля 2010 года в размере 19440 руб. за тонну автобензина и 14850 руб. за тонну дизельного топлива.
В марте - июле 2010 года ООО "Л1" реализует по согласованным ценам указанные горюче-смазочные материалы: бензин "Нормаль-80 н/э" и дизельное топливо, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, включенных в установленном порядке в перечень получателей ГСМ по сниженным ценам.
В тот же период времени ООО "Л1" отпускает бензин "Нормаль-80 н/э" и дизельное топливо для ООО "Л2" в рамках договора поставки нефтепродуктов на условии самовывоза с отсрочкой платежа от 12 декабря 2009 г. № 10225С как по отпускным ценам, действующим в ООО "Л1" для покупателей при реализации с нефтебаз, так и по ценам, равным установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей на основании постановления Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 и соглашения № 63 от 23.03.2010. Цены горюче-смазочных материалов, отпускаемых ООО "Л1" сельскохозяйственным товаропроизводителям и ООО "Л2" в марте (с 23 марта) - июле 2010 года, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Цены горюче-смазочных материалов, отпускаемых
ООО "Л1" сельскохозяйственным товаропроизводителям
и ООО "Л2" в марте (с 23 марта) - июле 2010 года

┌────────────────────┬─────────────┬──────────────────────────────────────┐
│     Покупатель     │Наименование │        Цены в рублях за тонну        │
│                    │     ГСМ     ├───────┬──────┬───────┬───────┬───────┤
│                    │             │ март  │апрель│  май  │ июнь  │ июль  │
├────────────────────┼─────────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┤
│Сельскохозяйственные│Бензин       │ 19440 │19440 │ 19440 │ 19440 │ 20790 │
│товаропроизводители,│"Нормаль-80  │       │      │       │       │       │
│включенные в        │н/э"         │       │      │       │       │       │
│перечень получателей├─────────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┤
│ГСМ по сниженным    │Дизельное    │ 14850 │14850 │ 14850 │ 14850 │16200 -│
│ценам               │топливо      │       │      │       │       │17820  │
├────────────────────┼─────────────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┤
│ООО "Л2"            │Бензин       │ 19440 │19440 │ 19440 │ 19440 │ 20790 │
│                    │"Нормаль-80  ├───────┼──────┼───────┼───────┼───────┤
│                    │н/э"         │20200 -│21500 │21500 -│ 22000 │ 22500 │




7. Комиссия не принимает доводы ООО "Л1" о том, что оно осуществляло поставку горюче-смазочных материалов в полном соответствии с соглашением № 63 от 23.03.2010 и требованиями Правительства РФ от 05.03.2010 № 129, поскольку в рассматриваемых в деле письмах Администрации Волгоградской области и Комитета по сельскому хозяйству Администрации Волгоградской области не содержится информации о том, что ООО "Л2" включено в перечни сельскохозяйственных товаропроизводителей. Также информацией, указанной на сайте Минсельхоза РФ, не подтверждается, что ООО "Л2" включено в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам.
Также несостоятельны доводы ООО "Л1" о том, что у него отсутствует обязанность по отслеживанию информации о сельскохозяйственных товаропроизводителях, размещаемой на сайте Минсельхоза России, в связи с тем, что согласно пункту 5 постановления Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 размещение перечней сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РФ в сети Интернет является одним из установленных постановлением Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 требований для выполнения соглашений по снижению цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям. В свою очередь, сайт Минсельхоза РФ использовался ООО "Л1" для получения сведений о сельскохозяйственных товаропроизводителях - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, что следует из письма ООО "Л1" в Комитет по сельскому хозяйству Администрации Волгоградской области от 16.03.2012 № 15-01-01/19, в котором ООО "Л1" указывает, что ООО "Л1" до появления списков сельскохозяйственных товаропроизводителей на сайте Минсельхоза РФ затруднительно решить вопрос о поставках топлива.
Кроме этого, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области направляет в ООО "Л1" перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам, которым ООО "Л1" отпускает ГСМ по сниженным ценам. В направленных в ООО "Л1" перечнях сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам "Л2" отсутствовало.
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на реализацию соглашения о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, соответственно, направление информации о включении тех или иных организаций в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей горюче-смазочных материалов по сниженным ценам иными органами власти Волгоградской области, в том числе Администрацией Волгоградской области, нелегитимно.
8. Комиссия не соглашается с доводами ООО "Л2", указанными в возражениях от 14.11.2011 на акт проверки № 127 от 28.10.2011, поскольку считает, что реализация рассматриваемого в деле соглашения (договоренности) и ограничение конкуренции доказаны материалами дела.
Таким образом,
1) Одним из общих условий обращения товара (бензин "Нормаль-80 н/э" и дизельное топливо) на товарном рынке (оптовой (мелкооптовой) торговли с нефтебаз) в марте - июле 2010 года является цена, которая определялась:
а) ООО "Л1" самостоятельно для хозяйствующих субъектов как цена поставщика, определенная исходя из существующих отношений конкуренции;
б) требованиями постановления Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 как допустимое исключение для сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством снижения цен.
2) Установленное в данном деле снижение ООО "Л1" для ООО "Л2" цен на часть реализуемых горюче-смазочных материалов (бензин "Нормаль-80 н/э" и дизельное топливо) не связано с соответствующими изменениями цены и иных общих условий обращения товара (бензин "Нормаль-80 н/э" и дизельное топливо) на товарном рынке оптовой (мелкооптовой) торговли с нефтебаз.
3) Соглашения (договоренности) Администрации Волгоградской области, Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО "Л1", ООО "Л2", результатом которых явилось снижение ООО "Л1" для ООО "Л2" цен на часть реализуемых горюче-смазочных материалов, не являются допустимым исключением из ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Следовательно, Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО "Л1", ООО "Л2" нарушен п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Прекратить рассмотрение дела № 11-01-16-03/636 по признакам нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.
2. Признать факт нарушения Администрацией Волгоградской области, Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области и ООО "Л1", ООО "Л2" п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в исполнении между этими органами и хозяйствующими субъектами соглашений (договоренностей в устной форме), приводящих к ограничению конкуренции, путем снижения цен на нефтепродукты (дизельное топливо, бензин "Нормаль-80 н/э"), отпущенные ООО "Л1" для ООО "Л2" в марте - июле 2010 года.
3. Предписание по делу № 11-01-16-03/636 не выдавать в связи с прекращением противоправных действий.
4. Материалы дела передать на рассмотрение должностному лицу Волгоградского УФАС России на предмет возбуждения дела по статье 14.32 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru