УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 08 августа 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/94 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы блюд при дистанционном способе их продажи с нарушением требований статьи 8
ФЗ "О рекламе", в отсутствие законного представителя ООО "С", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Хабаровским УФАС России 08 июня 2012 года отслежена реклама доставки блюд японской кухни следующего содержания: "<...>. Доставим бесплатно от 500 руб. Доставка <...> с 11 - 24. Прием заказов с 11 - 23. Ежедневно. Роллы. Горячие закуски. Салаты. Горячие блюда. Супы. Суши. Сушими. Миксы... Напитки...", распространяемая путем раздачи буклетов на кассовых терминалах в магазине "П", расположенного по адресу: 680000, г. Хабаровск, <...>.
Рекламные материалы содержат проиллюстрированный каталог блюд с ценами, телефоном доставки.
Анализ рекламной информации позволяет сделать вывод, что реклама направлена на привлечение внимания потребителя к продаже товаров блюд японской кухни дистанционным способом продажи по указанному телефону доставки.
В статье 497
ГК РФ (часть 2)
дано определение дистанционного способа продажи в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Таким образом, данный договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром, либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д.).
Согласно Правил
продажи товаров дистанционным способом продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.2007 продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления Покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иным способом исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром, либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п. 20
данных Правил, договор считается заключенным с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Из указанной нормы
права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения о покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В части 3 ст. 497
ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Указанная реклама знакомит покупателя с описанием товара посредством буклета, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром, либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар.
Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи.
Согласно представленных ООО "С" документов установлен также факт распространения рекламных буклетов <...> в сети магазинов "Т" и в почтовых ящиках Южного микрорайона г. Хабаровска.
В соответствии со ст. 8
ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако, в нарушение требований ст. 8
, распространяемая реклама, содержащая изображения японской кухни (с указание цены, телефона доставки), не содержит сведений о наименовании, месте нахождении, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, либо сведений о фамилии, имени, отчества, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом.
Реклама в указанной части признается ненадлежащей.
Частью 6 статьи 38
ФЗ "О рекламе" предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований статьи 8
настоящего Федерального закона.
Рекламодателем является ООО "С".
Данный факт подтверждается договором об оказании рекламных услуг от 01.05.2012 по распространению листовок <...> на кассовых терминалах магазина "П", актом выполненных работ № ZIN00033878 от 08.06.2012, промо-договором № 6267 от 05.05.2012 по размещению рекламных материалов в сети магазинов "Т", актами выполненных работ № 00000695 от 12.05.2012, № 00000759 от 27.05.2012, договором № Х/680999/0408/997-2012 от 12.04.2012 на оказание услуг по распространению рекламно-информационных материалов по почтовым ящикам, актом выполненных работ N№ 4, 54 от 30.04.2012, платежным поручением № 1 от 13.04.2012.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33
, частью 1 статьи 36
Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37
- 42
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу "<...>. Доставим бесплатно от 500 руб. Доставка <...> с 11 - 24. Прием заказов с 11 - 23. Ежедневно. Роллы. Горячие закуски. Салаты. Горячие блюда. Супы. Суши. Сушими. Миксы... Напитки...", распространяемую ООО "С":
- путем раздачи буклетов на кассовых терминалах в магазине "П", расположенного по адресу: 680000, г. Хабаровск, <...>;
- в сети магазинов "Т";
- по почтовым ящикам в Южном микрорайоне г. Хабаровска,
поскольку в ней нарушены требования статьи 8
ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с устранением нарушения в добровольном порядке ООО "С" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 08 августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии
В.А.Бодров
Члены Комиссии:
О.И.Михеева
Г.А.Беус