Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2012 г. № 776

ОБ ИНФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕАЛИЗАЦИИ СТАТЬИ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Рассмотрев информацию Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о реализации статьи 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", представленную в областную Думу руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Д.В. Шалабодовым (письмо от 24.10.2012 № ДШ/7570), решение комитета областной Думы по экономической политике и природопользованию, в целях реализации раздела 2 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
Информацию Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о реализации статьи 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" принять к сведению (прилагается).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 20.12.2012 № 776

ИНФОРМАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ О РЕАЛИЗАЦИИ СТАТЬИ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(представлена в областную Думу руководителем
Управления Федеральной антимонопольной службы
по Тюменской области Д.В.Шалабодовым 24.10.2012)

О проведенных проверках
В 2012 году во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова (пункты 2, 3 раздела I протокола от 03.04.2012 № 14) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Управление) проведены 2 внеплановые выездные проверки торговых сетей, 3-я еще не завершена.
В ходе проведения проверок в деятельности одной торговой сети выявлена практика установления различных цен на рекламные и маркетинговые услуги для поставщиков продовольственных товаров, которая создает дискриминационные условия для поставщиков торговой сети, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.
Также выявлена торговая практика, которая, по мнению антимонопольного органа, может привести к созданию дискриминационных условий. К ним относятся установление различных условий по выплате премии за достижение определенного объема поставок товара для поставщиков одной товарной группы и использование различных схем организации взаимоотношений, связанных с появлением дополнительных мест продажи товара, путем установки холодильного оборудования поставщиков на торговых объектах сетей. В настоящее время Управлением для формирования собственной позиции по вопросу оценки данной торговой практики проводится опрос поставщиков продовольственных товаров.
Признаки нарушения антимонопольного законодательства в сфере торговой деятельности выявлены в результате одной проверки. По итогам проверки Управлением возбуждено одно дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Катран" (К 12/210-т) по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Обобщая опыт проведения проверок, нужно отметить, что сетями проведена работа по приведению содержания типовых договоров о поставке товара в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства. Вместе с тем до сих пор сохраняется непрозрачность процедуры входа нового поставщика в торговую сеть. Зачастую торговые сети не имеют четко сформулированных условий отбора контрагента, а существенные условия договора поставки сообщаются поставщику при наличии положительного решения о сотрудничестве со стороны торговой сети. В целях защиты прав поставщиков и обеспечения прозрачности в сфере взаимоотношений, складывающихся в процессе организации поставок товара в торговую сеть, можно рекомендовать торговым сетям максимально стандартизировать процедуры отбора контрагентов и размещать информацию об условиях выбора контрагентов, а также типовые формы договоров поставки либо существенные условия договоров поставки в свободном доступе в сети Интернет.

О формировании правоприменительной практики
Со вступлением в силу Закона о торговле сфера применения понятия "дискриминационные отношения" распространилась на отношения хозяйствующих субъектов, возникающие при поставке продовольственных товаров в торговую сеть. Основной особенностью понимания проблемы дискриминации является то, что дискриминационные условия запрещено создавать и поставщикам, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по торговле продовольственными товарами, вне зависимости от того, какую долю они занимают на рынке.
При этом запрет на создание дискриминационных условий распространяется на все отношения, складывающиеся в процессе поставки товара, между торговой сетью и ее контрагентами и охватывает, помимо договора поставки, договоры об оказании услуг по рекламированию (маркетингу, продвижению), а также договоры об оказании логистических услуг, если такие услуги оказываются торговой сетью поставщику, в отношении поставляемого товара. Необходимо также отметить, что перечень возможных форм создания дискриминационных условий согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле является открытым.
Неоднозначность понятия дискриминационных условий, а также отсутствие в Законе о торговле четких указаний о границах его применения рождает разногласия в подходе к трактовке дискриминационных условий между антимонопольными органами, судебными инстанциями и торговыми сетями.
Обосновывая свою позицию, сети зачастую ссылаются на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе выбора порядка расчета цены договора об оказании услуг - в фиксированном или в установленном договором порядке, а также указывают на то, что Закон о торговле не регулирует порядок определения цены договора об оказании услуг, направленных на продвижение, рекламирование, маркетинг поставленного товара. Позицию ритейлеров в этом вопросе разделяют и судебные инстанции, в связи с чем складывается негативная для антимонопольных органов судебная практика.
Такая практика в настоящее время складывается и у Управления по делам № К11/161, К11/162 в отношении ООО "Партнер-маркет", по которым общество было признано нарушившим запрет на создание дискриминационных условий путем установления цены договоров об оказании услуг в отношении поставляемого товара в процентах от объема закупки товара.
Управление исходит из того, что область применения ст. 13 Закона о торговле, как следует из буквального толкования статьи, не ограничена отношениями, касающимися непосредственно купли-продажи продовольственных товаров, и распространяется на все дополнительные формы взаимодействия, возникающие в процессе организации поставок товара в торговую сеть. В случае, если создание дискриминационных условий происходит при оказании торговой сетью услуг по продвижению (рекламированию, маркетингу) поставляемого товара, то необходимо рассматривать рынок оказания рекламных/маркетинговых услуг, напрямую связанных с поставкой товара (где продавцом товара - услуги по маркетингу - выступает торговая сеть, а покупателем - поставщик), как рынок, на котором совершено правонарушение. Установление цены договора об оказании услуг указанным способом ставит в прямую зависимость стоимость услуг по продвижению товара, рекламированию, маркетингу от объема его закупок. Вместе с тем следует отметить, что чем больше объем поставки товара в денежном выражении, тем больше плата за оказанные по его продвижению услуги, рекламирование, маркетинг. Таким образом, торговой сетью создаются условия продажи товара, при которых поставщики находятся в неравном положении по отношению друг к другу, т.е. создаются дискриминационные условия. Кроме того, нужно принимать во внимание, что в соответствии с обычаями деловой практики оказания рекламных услуг объем поставки товара, на продвижение которого направлена рекламная кампания, используется лишь при расчете эффективности проведения рекламной кампании и не может опосредовать стоимость ее проведения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru