Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2012 г. № 1136

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЦЕНОВОЙ (ТАРИФНОЙ)
ПОЛИТИКИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ

Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую концепцию ценовой (тарифной) политики на 2013 - 2015 годы (далее - Концепция).
2. Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам совместно с Министерством экономики Республики Татарстан, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан, Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и государственным бюджетным учреждением "Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан" до 1 июля 2013 года разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план основных мероприятий по реализации Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Управление экономики, финансов и распоряжения государственным имуществом Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ





Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 24 декабря 2012 г. № 1136

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ЦЕНОВОЙ (ТАРИФНОЙ) ПОЛИТИКИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ

Концепция ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан (далее - Концепция) представляет собой систему определенных единых принципов и приоритетов в деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти республики в сфере регулирования цен (тарифов), отнесенной к их компетенции.
Разработка и внедрение Концепции как неотъемлемой части Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан будет содействовать развитию рыночных отношений, что приведет к повышению качества товаров и услуг и в целом к эффективной рыночной экономике.
Концепция содержит цели, задачи, принципы ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан и методы ее реализации и разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года № 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы", Законом Республики Татарстан от 14 июля 2012 года № 49-ЗРТ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Татарстан", а также Программой развития конкурентных рынков Республики Татарстан на 2012 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.03.2012 № 198.

1. Анализ проблем в сфере ценовой (тарифной) политики
Республики Татарстан

Ценовая (тарифная) политика в Республике Татарстан формируется в контуре рыночных отношений хозяйствующих субъектов, а также в системе ценового (тарифного) регулирования. Если первое основано на принципах рыночной конкуренции, то второе ориентировано на государственное регулирование, построенное на соблюдении сбалансированности интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг).
Можно утверждать, что пакет нормативных правовых актов, определяющих политику государственного регулирования, на сегодняшний день достаточен для построения эффективной системы баланса интересов указанных выше субъектов хозяйственной деятельности. Вместе с тем практическая реализация установленных законодательством норм обуславливает развитие регулирующих норм исходя из приоритетов развития региональных экономик. В контексте Концепции под региональными экономиками понимаются экономические системы муниципальных образований в Республике Татарстан. В качестве системных проблем в этой сфере на сегодня можно выделить следующие:
непрозрачность деятельности отдельных компаний - производителей ресурсов, цены и тарифы на которые регулируются;
отсутствие достаточного количества инструментов факторного анализа влияния регулирующего воздействия изменения цен и тарифов на экономические показатели деятельности хозяйственных субъектов, секторов экономики, республики в целом и ее регионов;
недостаточная координация и интеграция деятельности субъектов, задействованных в системе мониторинга, аудита деятельности и ее регулирования (здесь и далее речь идет о регулируемой деятельности);
отсутствие долгосрочного характера регулирования в ценовой (тарифной) политике;
отсутствие информации о перечне хозяйствующих субъектов, имеющих признаки монопольной деятельности на локальных рынках, а также мониторинга этой ситуации;
отсутствие порядка формирования и использования рыночных цен при осуществлении государственных и муниципальных закупок;
дефицит кадровых ресурсов в сфере регулирования цен и тарифов, а также анализа деятельности как поставщиков, так и потребителей товаров и услуг.
Учитывая, что перечисленные проблемы носят системный характер и тесно взаимосвязаны, их решение возможно лишь программным путем, следовательно, все вновь разрабатываемые и действующие программы по реализации Концепции должны быть ориентированы на это.




разработка и утверждение существующих и перспективных схем инфраструктурного развития коммунального комплекса;
постановка на баланс "бесхозных инженерных сетей";
ликвидация перекрестного субсидирования, наличие которого затрудняет реализацию мероприятий по реформированию системы регулирования, в частности, препятствует заключению долгосрочных двусторонних договоров на поставку коммунальных ресурсов и прочее;
повышение эффективности деятельности регулируемых организаций, в том числе путем перехода к установлению долгосрочных тарифов, ценообразования с учетом качества и надежности регулируемых услуг, синхронизации инвестиционных программ регулируемых организаций, а также отраслевых и территориальных программ. В отношении видов деятельности, в которых системы инфраструктуры находятся преимущественно в муниципальной и частной собственности, необходимо развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В этой сфере требуется выработка типовых соглашений между собственником и управляющей организацией в части долгосрочных и краткосрочных соглашений (концессии, аренда, договор на управление). Текущая ситуация, когда договоры заключаются на основе гражданского законодательства, не учитывающего особенности регулируемых видов деятельности, не позволяет установить прозрачные долгосрочные отношения, обеспечивающие баланс интересов сторон. Концессионные соглашения являются одним из наиболее эффективных механизмов государственно-частного партнерства с точки зрения привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты государства;
защита интересов потребителей. Должна возрасти роль саморегулируемых организаций, а также органов местного самоуправления в этой сфере;
стимулирование конкуренции за право управления государственным и муниципальным имуществом в регулируемых сферах деятельности и конкуренции при закупках регулируемыми организациями товаров и услуг;
совершенствование деятельности регулирующих органов. Деятельность регулирующих органов должна быть прозрачна для регулируемых организаций и потребителей. Для повышения прозрачности, предсказуемости и последовательности процессов регулирования органы регулирования должны расширить практику системных консультаций и обсуждений со всеми заинтересованными сторонами: представителями потребителей, бизнеса и экспертного сообщества путем эффективного взаимодействия с консультационными и общественными советами, в том числе по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы и процессов регулирования. Достижение баланса интересов всех заинтересованных сторон должно стать не только целью, но и формой регулирования;
развитие инфраструктурного сектора должно осуществляться с учетом необходимости повышения эффективности использования энергетических ресурсов и воды;
создание единой республиканской информационно-аналитической системы мониторинга начислений за жилищно-коммунальные услуги, содержащей:
характеристику всего жилого фонда и ее постоянную актуализацию;
перечень управляющих организаций и предъявляемые требования к качеству оказания ими услуг, меры их ответственности, условия их деятельности;
мониторинг платежей граждан за содержание и ремонт жилого помещения в разрезе услуг по каждому многоквартирному дому;
мониторинг фактических затрат управляющих организаций на осуществление деятельности по содержанию жилого фонда в разрезе услуг по каждому многоквартирному дому;
перечень ресурсоснабжающих организаций и предъявляемые требования к качеству оказания ими услуг, меры их ответственности, условия их деятельности;
мониторинг платежей граждан за коммунальные услуги.
4.3. Ключевые направления и мероприятия ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан в сфере транспортных услуг.
Регулирование цен и тарифов на социальные пассажирские перевозки должно быть направлено на обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования организаций, осуществляющих социальные перевозки пассажиров, повышения качества их услуг при условии обеспечения перевозок всех категорий пассажиров, в том числе пользующихся в соответствии с законодательством правом льготного или бесплатного проезда.
В этой связи особенно актуальной становится задача совершенствования законодательства в сфере регулирования тарифов на услуги транспорта и на использование инфраструктуры, разработка и совершенствование методического обеспечения регулирования тарифов.
Для обеспечения развития конкуренции на рынке транспортных услуг одним из направлений совершенствования тарифной политики определяется постепенный переход от метода экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов перевозчика к методу экономически обоснованных нормативных расходов без привязки к конкретному перевозчику.
В условиях постоянного обновления и совершенствования технических параметров транспортных средств важно обеспечить постоянное обновление технических нормативов затрат на эксплуатацию подвижного состава и инфраструктуры. Кроме того, для объективного определения объема выполняемой работы необходимо оборудовать транспортные средства современными средствами учета перевезенных пассажиров, повсеместно ввести транспортные карты электронного учета.
4.4. Ключевые направления и мероприятия ценовой (тарифной) политики в сфере социальных услуг.
Ценовая (тарифная) политика в сфере социальных услуг направлена на создание открытого рынка социальных услуг. Необходимо обеспечить баланс интересов производителей и потребителей при соблюдении социальной защищенности всех категорий потребителей социальных услуг, обеспечении доступности этих услуг, внедрении современных форм хозяйствования и управления затратами. Наряду с гарантированными государством социальными услугами гражданам необходимо обеспечить возможность получения дополнительных социальных услуг либо гарантированных услуг сверх нормативов по приемлемым тарифам.
Для осуществления перехода от сметного финансирования к оплате оказанных социальных услуг по установленным тарифам необходимо продолжить работу по развитию и внедрению стандартов качества социальных услуг в систему учреждений социальной сферы и формирование экономически обоснованных регулируемых тарифов на услуги этого типа учреждений.
Тарифная политика в сфере обеспечения лекарственными препаратами, в первую очередь, направлена на обеспечение стабильности уровня цен и доступности лекарственных средств для населения.
В рамках антикризисной программы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года № 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", в соответствии с которым введена обязательность государственной регистрации предельных отпускных цен организаций-производителей и единая база для формирования розничных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. При этом усилен контроль над ценами и санкции за нарушение государственной дисциплины цен.
В целях информационного обеспечения, оперативного реагирования и недопущения необоснованного роста цен на лекарственные препараты в условиях изменяющейся макроэкономической ситуации важнейшую роль приобретают мониторинги цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты в оптовой и розничной сети в Республике Татарстан и в разрезе субъектов Российской Федерации.
Также приоритетными направлениями тарифной политики является мониторинг применения установленных предельных наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также предельных торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
Важным инструментом контроля за формированием цен социально значимых сортов хлеба при их производстве остается мониторинг структуры себестоимости их производства и производства муки предприятиями Республики Татарстан.
4.5. Ключевые мероприятия и направления ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан в непромышленной сфере.
Основными направлениями ценовой (тарифной) политики в непромышленной сфере является обеспечение системности и сбалансированности подходов при расчете тарифов.
Утверждаемые цены на твердое топливо (уголь печной и дрова), реализуемое гражданам, рассчитываются без учета нормативов их потребления. Это не позволяет в полной мере оценить степень влияния этих цен на общую рентабельность предприятия и создать целостный механизм ценового регулирования в этой области.
В целях дальнейшего совершенствования ценовой (тарифной) политики в этой области необходима разработка нормативов потребления твердого топлива. Применение этих нормативов при реализации твердого топлива позволит обеспечить системность в данном вопросе и учесть как интересы потребителей с точки зрения доступности уровня цен, так и предприятий, реализующих твердое топливо для населения, с точки зрения обеспечения устойчивости их финансового положения.
Ставки платы за единицу объема заготавливаемой древесины по породам лесных насаждений и за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Республики Татарстан, в целях его аренды необходимо устанавливать с учетом возможности обеспечения повышения конкурентоспособности продукции деревообработки и преодоления технологической отсталости лесопиления и деревообработки лесопромышленного комплекса.
В вопросе установления ставок на техническую инвентаризацию жилищного фонда в республике надо исходить из объемов и структуры выполненных услуг (заказов), структуры и величины затрат. Ставки за оказываемые предприятиями услуги по технической инвентаризации жилищного фонда рассчитываются исходя из типовых методик, применяемых указанными организациями.
Совершенствование ценового (тарифного) регулирования в этой сфере будет достигнуто путем перехода на единую систему ставок для всех организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию жилищного фонда на территории Республики Татарстан.
В области семеноводства на республиканском рынке также действуют несколько организаций с разными структурами затрат, их величинами и методиками расчета цен на готовую продукцию. В перспективе необходимо приведение к унификации методик ценообразования в этой области, учитывая при этом необходимость сохранения конкурентной среды и обеспечение финансовой самодостаточности указанных организаций.
В соответствии с законодательством регулирование цен на кадастровые работы в отношении земельных участков граждан, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, продолжится до 2015 года.
4.6. Ключевые мероприятия и направления ценовой (тарифной) политики Республики Татарстан в нерегулируемых отраслях.
Цены, устанавливаемые производителями и поставщиками товаров и услуг в нерегулируемых областях, оказывают косвенное влияние на формирование цен в сферах, подлежащих государственному регулированию, что также отражается на уровне жизни населения республики. В силу отсутствия возможности их прямого регулирования необходимо ввести постоянное наблюдение за изменением уровня нерегулируемых цен на товары и услуги. Такое наблюдение, осуществляемое в форме регулярного мониторинга, позволит государству своевременно принять необходимые меры (приемы и методы) по снижению цен в отраслях, требующих вмешательства. Особенно это касается сферы жилищных услуг, в которой практически отсутствуют механизмы какого-либо регулирования.

5. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции позволит:
достичь экономическую обоснованность регулируемых цен и тарифов;
не снизить уровень самодостаточности потребителей товаров и услуг при изменении цен и тарифов их производителей, деятельность которых подлежит регулированию;
достичь уровня повышения тарифов и цен не выше уровня инфляции (без учета инвестиционной составляющей);
обеспечить потребителей долгосрочными прогнозами в сфере ценовой (тарифной) политики.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru