АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 16 декабря 2009 г. № 1370
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В ГОРОДЕ ПЕРМИ
На основании решения
Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224 (в редакции решения Пермской городской Думы от 27.10.2009 № 243) "О департаменте образования администрации города Перми" и в целях совершенствования системы управления качеством образования и осуществления контроля за оказанием образовательных услуг на территории города Перми приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение
о мониторинге качества образования в городе Перми.
2. Начальникам отделов образования районов города Перми ознакомить до 31.12.2009 с настоящим Положением руководителей образовательных учреждений.
3. Руководителям структурных подразделений департамента образования, образовательных учреждений города, директору МАОУ ДОВ "Информационно-аналитический центр" г. Перми Неустроеву Е.В. руководствоваться настоящим Положением для организации информационно-аналитического обеспечения муниципальной системы образования.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
И.о. начальника департамента
И.В.ПЕТРОГРАДСКИХ
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
начальника департамента
образования
от 16.12.2009 № 1370
ПОЛОЖЕНИЕ
О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ПЕРМИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее "Положение о мониторинге качества образования в городе Перми" (далее - Положение) разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами федерального, регионального уровня, решениями Пермской городской Думы от 20.12.2005 № 224
(в ред. от 22.09.2009 № 214) "Об утверждении городской целевой программы "Развитие образования г. Перми до 2010 года" и от 12.09.2006 № 224
(в ред. от 27.10.2009 № 243) "О департаменте образования администрации города Перми".
1.2. Мониторинг (постоянный контроль) представляет собой инструмент управления системой образования. Его действие направлено на реализацию одной из основных задач департамента образования - "осуществление контроля за оказанием образовательных услуг на территории города Перми".
1.3. Мониторинг качества образования в городе Перми представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве образовательных услуг, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения города.
1.4. Накопленные, систематизированные данные представляют информационно- аналитические ресурсы информационного фонда мониторинга системы образования для разных уровней управления (департамента образования, образовательного учреждения, педагогических работников).
1.5. Положение определяет цель, задачи, направления, порядок проведения мониторинга за качеством предоставления услуг в образовательных учреждениях города Перми.
1.6. Положение утверждает начальник департамента образования администрации города Перми.
2. Цель и задачи мониторинга
2.1. Целью мониторинга является создание оснований для принятия обоснованных управленческих решений по достижению необходимого качества образования, осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития образования путем обобщения и анализа получаемой информации о состоянии системы образования и основных показателей его качества.
2.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса,
систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности,
разработка и использование нормативных материалов, методик, диагностик,
создание механизма мониторинговых исследований, координация деятельности всех субъектов мониторинга,
программное и инженерно-техническое обеспечение мониторинга,
своевременное выявление изменений в сфере образования,
обеспечение заинтересованных граждан, а также организаций и учреждений общественно значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга.
3. Основные направления мониторинга
3.1. Мониторинг качества образования осуществляется по различным направлениям в зависимости от его целей.
3.2. К основным направлениям мониторинга относятся:
обеспечение обязательности основного общего образования,
обеспечение безопасности детей в образовательном учреждении,
оснащенность образовательного процесса,
соблюдение лицензионных требований к образовательному учреждению,
качество организации питания в образовательном учреждении,
уровень информатизации образовательного учреждения,
уровень учебных и внеучебных достижений,
состояние здоровья обучаемых и воспитанников,
организация отдыха и оздоровления,
социокультурная и досуговая деятельность,
эффективность воспитательной системы,
качество развития кадров,
организация управленческой деятельности,
наличие органов государственно-общественного управления,
экономическая эффективность,
качество работы с финансами,
инновационная деятельность и др.
4. Информационный фонд мониторинга
4.1. Реализация мониторинга в сфере образования предполагает организацию постоянного наблюдения и накопления данных на основе:
результатов независимого тестирования,
результатов обследований, осуществляемых по запросам федеральных и региональных органов власти,
результатов обследований, предусмотренных программами развития образовательных учреждений и годовыми планами работ,
результатов плановых специально организованных мониторинговых исследований, отчетности, утвержденной нормативными актами федерального уровня (Госкомстата, Министерства образования и науки РФ, Министерства финансов РФ и др.),
отчетности, утвержденной нормативными актами Министерства образования Пермского края, департамента образования администрации города Перми),
документов и материалов, полученных в ходе:
лицензирования, аттестации, государственной аккредитации образовательных учреждений,
инспектирования деятельности образовательных учреждений,
государственной итоговой аттестации выпускников,
повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров,
экспертизы инновационной деятельности и др.
4.2. Информационный фонд нижнего уровня управления доступен для вышестоящего в рамках той компетенции, которая предусмотрена законодательными и нормативными актами.
4.3. Для пополнения информационного фонда осуществляется заблаговременное предупреждение всех участников обследований, определяются сроки, формы сбора и представления материалов.
5. Организация и управление мониторингом
5.1. Руководство мониторингом в сфере образования находится в компетенции департамента образования, который:
разрабатывает концептуальные основы мониторинга в сфере образования,
организует разработку нормативных и методических материалов и обеспечивает ими муниципальные образовательные учреждения,
определяет объем и структуру информационных потоков в сфере образования города и организует их,
планирует и организует комплексные мониторинговые исследования в сфере образования города,
организует методическое обеспечение мониторинговых обследований,
организует распространение информации о результатах мониторинга.
5.2. Мониторинг организуется с учетом целей и задач каждого уровня управления.
5.3. На муниципальном уровне мониторинг осуществляется департаментом образования и(или) МАОУ ДОВ "Информационно-аналитический центр" города Перми, фиксируется представление о системе образования города, прогнозируется ее развитие.
5.4. На институциональном уровне мониторинг осуществляется руководителями образовательных учреждений и педагогическими работниками в соответствии с должностными обязанностями. В их компетенции - системный анализ о состоянии и деятельности образовательного учреждения в соответствии с государственными образовательными стандартами, поставленными целями функционирования и развития и выработка прогнозной информации в ее психолого-педагогической интерпретации.
5.5. Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации определяются департаментом образования, администрацией образовательных учреждений, педагогическими работниками.
5.6. Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность, объективность представляемой информации, за использование данных мониторинга, их обработку, анализ, хранение и распространение результатов.
5.7. С учетом изменений, происходящих в образовании, возможна работа по пересмотру системы показателей мониторинга, совершенствованию методов и направлений исследований.
5.8. По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы (сборники, служебные записки и т.д.), формируется рейтинг образовательных учреждений города Перми. Указанные материалы включают аналитическую информацию и предложения по вопросам, решение которых находится в компетенции департамента образования.
5.9. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством электронной связи и регулярно пополняемых электронных баз данных. Базы данных мониторинга системы образования поддерживаются комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
5.10. Обмен данными информационного фонда мониторинга системы образования между учреждениями образования, МАОУ ДОВ "Информационно-аналитический центр" города Перми и департаментом образования основывается на базе телекоммуникационной сети и осуществляется бесплатно.