Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОБЗОР
АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ЗА ОКТЯБРЬ 2012 ГОДА

Дело № 33-3840
Вуктыльский городской суд

Объявление судом даты, на которую отложено судебное разбирательство дела, с учетом возражений истца о нечетком объявлении даты, не может быть признано способом извещения, предусмотренным статьей 113 ГПК Российской Федерации, поскольку отсутствует подпись представителя истца в протоколе судебного заседания, содержащего дату нового судебного заседания.

ООО "С" обратилось в суд с иском к А. о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей.
Определением суда исковое заявление оставлено без рассмотрения в соответствии с абзацем 8 статьи 222 ГПК Российской Федерации.
Истец, не согласившись с указанным определением суда, обратился в суд с заявлением о его отмене и возобновлении производства по делу, указав в обоснование на то, что общество не было извещено о дате и времени судебного разбирательства на ДД.ММ.ГГГГ, и судом необоснованно отклонено ходатайство истца об отложении второго судебного заседания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ.
Судом отказано в удовлетворении заявления.
В соответствии с абзацем 8 статьи 222 ГПК Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.
По ходатайству истца или ответчика суд отменяет свое определение об оставлении заявления без рассмотрения по основаниям, указанным в абзацах 7 и 8 статьи 222 ГПК Российской Федерации, если истец или ответчик представит доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки в судебное заседание и невозможности сообщения о них суду (часть 3 статьи 223 ГПК Российской Федерации).
Отказывая в отмене определения и возобновлении производства по делу, суд первой инстанции исходил из отсутствия уважительных причин неявки представителя истца в судебные заседания.
При этом суд исходил из того, что в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО "С" был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, поскольку указанная дата судебного заседания была озвучена судом в предыдущем судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя истца, и отражена в протоколе судебного заседания от указанной даты. Кроме того, судом учтено, что в материалах дела имеется извещение на судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес истца. В связи с неявкой истца ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение дела отложено на ДД.ММ.ГГГГ, в которое истец не явился, направив в суд ходатайство об отложении судебного заседания.
Между тем вывод суда первой инстанции необоснован.
Согласно статье 155 ГПК Российской Федерации разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату (статья 113 ГПК Российской Федерации).
Каких-либо документов, подтверждающих извещение истца способом, предусмотренным статьей 113 ГПК Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Ссылка суда на протокол судебного заседания, с учетом возражений истца о нечетком объявлении даты, признаны таковыми быть не могут, поскольку отсутствует подпись представителя истца в протоколе судебного заседания, содержащего дату нового судебного заседания.
В этой связи вывод суда о том, что истец был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания на ДД.ММ.ГГГГ, противоречит материалам дела.
Неизвещение судом первой инстанции истца о дне слушания дела лишило его возможности участвовать в судебном заседании, представлять свои доводы и возражения и, таким образом, повлекло нарушение его конституционного права на судебную защиту на основе соблюдения принципов состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве.
Судебная коллегия отменила определение суда и возобновила производство по делу, направив дело в тот же суд на новое рассмотрение.

Дело № 33-5235
Воркутинский городской суд

В отличие от иных граждан, указанных в первом предложении части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 г. № 212-ФЗ, право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависит только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Требование о необходимости прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 1 января 1992 г. для приобретения права на получение жилищных субсидий не распространяется на инвалидов с детства.

Прокурор в интересах несовершеннолетней В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования об отмене пункта 1 Постановления и.о. руководителя администрации от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа В. во включении в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат; признании права В. на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по первой очереди предоставления жилищной субсидии как ребенку инвалиду с детства с первоначальной датой постановки на учет; об обязании включить В. в состав участников подпрограммы и поставить на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879. В обоснование требований указано, что законодатель предусмотрел три условия возникновения права инвалида с детства, родившегося в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на получение жилищной субсидии: наличие инвалидности, рождение и проживание в указанных районах и местностях, достижение 15-летнего возраста. В. достигла 15-летнего возраста, родилась и проживает по настоящее время в городе Воркуте Республики Коми, является инвалидом с детства, однако ответчик незаконно отказал ей во включении в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ.
Согласно статье 1 указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 г. № 212-ФЗ, действующей с 1 января 2012 г., право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Из содержания указанной нормы следует, что предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что В., 1995 года рождения, родилась и проживает в городе Воркуте Республики Коми, является инвалидом с детства.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что отказ ответчика во включении В. в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, на основании статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ в связи с рождением в районах Крайнего Севера после 1 января 1992 г., является незаконным.
На день обращения к ответчику с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья за пределами города Воркуты, В. отвечала всем условиям, необходимым для признания за ней права на получение жилищной субсидии - являлась ребенком-инвалидом, родившимся и прожившим 15 лет в городе Воркуте, который относится к районам Крайнего Севера.
Толкование части 1 статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 г. № 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что требование о необходимости прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 1 января 1992 г. для приобретения права на получение жилищных субсидий не распространяется на инвалидов с детства, так как оборот "при этом", используемый законодателем в данной норме, имеет грамматическое значение "одновременно с этим", "наряду с этим", "вместе с тем" и тому подобное, то есть в отличие от иных граждан, указанных в первом предложении части 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 г. № 212-ФЗ, право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависит только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Кроме того, термины "прибытие" и "рождение" не являются равнозначными понятиями, так как в контексте приведенной нормы закона имеют разную смысловую нагрузку, и право инвалидов с детства на получение жилищной субсидии закон не ставит в зависимость от даты рождения.
В пункте 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, предусматривающем, что граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", для участия в подпрограмме должны представить, среди прочего, документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г., приведен перечень документов безотносительно к конкретным категориям граждан, имеющих в силу статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий. Тогда как указанный Федеральный закон для отдельных категорий граждан, в частности для инвалидов с детства, предусматривает, в исключение из общего правила, самостоятельные условия приобретения права на получение жилищной субсидии.
В соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 г. № 212-ФЗ, то есть в редакции, действовавшей на момент обращения В. к ответчику с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты, инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, жилищные субсидии предоставляются в первую очередь.
С учетом этого суд, признав незаконным решение ответчика об отказе В. во включении в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, правильно обязал ответчика включить В. в указанный список как первоочередника с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия оставила решение суда без изменения.

Дело № 33-5383
Воркутинский городской суд

Поскольку требования иска направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ребенка, истец в силу подпункта 15 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Л. обратилась в суд с исковым заявлением к В. о выселении и взыскании долга, указав на неисполнение ответчиком своих обязательств по договору поднайма квартиры, нанимателем которой является несовершеннолетний ребенок.
Судом исковое заявление оставлено без движения, истцу предложено в установленный срок представить в суд документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Разъяснено, что в случае невыполнения указанного требования к назначенному сроку заявление считается неподанным и подлежит возвращению.
Согласно статье 89 ГПК Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Нормой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень случаев, при которых истцы могут быть освобождены от уплаты госпошлины.
Из искового заявления следует, что требования Л. направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, чьи права предполагаемо были нарушены неисполнением ответчиком договора поднайма.
Согласно приложенным к исковому заявлению копиям документов Л. является приемным родителем несовершеннолетнего, за которым, в свою очередь, закреплено спорное жилое помещение.
Подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка.
Оставляя иск Л. без движения, суд не учел, что ее иск заявлен в интересах несовершеннолетнего ребенка.
Судебная коллегия отменила определение суда и направила исковое заявление в тот же суд для принятия его к производству.

Индекс потребительских цен (индекс инфляции) по Республике Коми в октябре 2012 года по отношению к сентябрю 2012 года составил 100,3%.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru