Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2012 г. по делу № 3-48/12

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дьяконовой З.С.,
при секретаре Никитине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Закона Республики Саха (Якутия) от 29.06.1999 З № 105-II "О защите населения Республики Саха (Якутия) от заболеваний, передаваемых половым путем",

установил:

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 29.06.1999 принят Закон Республики Саха (Якутия) З № 105-II "О защите населения Республики Саха (Якутия) от заболеваний, передаваемых половым путем", опубликованный в печатном издании: "Якутские ведомости", № 23, 6 августа 1999 г.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статей 5, 14, 16, 19 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.06.1999 З № 105-II "О защите населения Республики Саха (Якутия) от заболеваний, передаваемых половым путем" (далее по тексту Закон Республики № 105-II).
В обоснование заявления указано, что ст. 5 Закона Республики № 105-II, которой определены основные принципы оказания помощи гражданам, страдающим от заболеваний, передаваемых половым путем, противоречит ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон № 323-ФЗ), поскольку в оспариваемой норме отражены не все принципы оказания медицинской помощи, предусмотренные федеральным законодательством. Полномочиями самостоятельно устанавливать принципы медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ не наделены.
Часть 5 статьи 14 Закона Республики № 105-II, которой определены основания предоставления информации, содержащейся в соответствующих документах гражданина, отражающих результаты лабораторного и (или) скринингового обследования, составляющих врачебную тайну и которые могут предоставляться без согласия гражданина, противоречит ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ, поскольку ряд оснований предоставления сведений, составляющих врачебную тайну без согласия гражданина или его законного представителя, предусмотренных указанной нормой Федерального закона, не нашли отражения в оспариваемой норме.
Статья 16 Закона Республики № 105-II, в которой определены права граждан, обратившихся за специализированной дерматологической помощью вступает в противоречие, по мнению прокурора, с ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ, поскольку не все права пациента, предусмотренные указанной нормой Федерального закона, отражены в оспариваемой норме.
Статья 19 Закона Республики № 105-II, в которой определены права медицинских работников, оказывающих помощь гражданам, страдающим заболеваниями, передающимися половым путем, как указывает прокурор, противоречит ст. 72 Федерального закона № 323-ФЗ, поскольку не все права, определенные указанной статьей, отражены в оспариваемой норме регионального закона.
В судебном заседании прокурор Ефремов Д.В. требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить. Уточнил, что прокурор просит признать недействующей ч. 5 ст. 14 Закона Республики, а не статью полностью, как ошибочно указано в резолютивной (просительной) части заявления.
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 29 декабря 2011 года № 1 ГС-4855, в судебном заседании заявил о признании требований прокурора. Указывает, что Правительством РС(Я) разработан проект Закона РС(Я) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области здравоохранения". Указанным законом предусмотрено внесение изменений и в Закон Республики Саха (Якутия) от 29.06.1999 З № 105-II "О защите населения Республики Саха (Якутия) от заболеваний, передаваемых половым путем", в том числе в оспариваемые прокурором нормы. Просит приостановить производство по делу либо отложить рассмотрение дела до 26 сентября 2012 года, когда на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) будет принят указанный закон.
Представитель Правительства РС(Я) поддержала позицию представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. Оснований для приостановления производства по делу либо отложения рассмотрения дела не имеется.
Из пункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ следует, что координация вопросов здравоохранения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в РФ, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 323-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона № 323-ФЗ законодательство в сфере охраны здоровья находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
Статьей 16 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена организация оказания населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта РФ.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 29.06.1999 принят Закон Республики Саха (Якутия) З № 105-II "О защите населения Республики Саха (Якутия) от заболеваний, передаваемых половым путем" (далее Закон Республики № 105-II), опубликованный в печатном издании: "Якутские ведомости", № 23, 6 августа 1999 г.
Статья 5 Закона Республики № 105-II определяет основные принципы помощи гражданам, страдающим заболеваниями, передаваемыми половым путем и указывает, что таковыми являются: обеспечение прав человека и гражданина при реализации мер по защите населения от ЗППП; профилактическая направленность деятельности органов и организаций здравоохранения, заинтересованность министерств и ведомств по предупреждению ЗППП; доступность медико-социальной помощи; добровольное участие общественных объединений, ассоциаций и граждан в реализации государственных задач по предупреждению ЗППП; дифференцированный подход к финансированию медицинской помощи гражданам, страдающим ЗППП; ответственность граждан за сохранение своего здоровья, здоровья половых партнеров, членов семьи и окружающих; ответственность органов государственной власти республики и органов местного самоуправления, муниципальных образований, организаций, должностных лиц и граждан за нарушение законодательства о защите населения от ЗППП.
Статьей 4 Федерального закона № 323-ФЗ определены основные принципы охраны здоровья, в том числе такие принципы как приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, недопустимость отказа в оказании в медицинской помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, соблюдение врачебной тайны.
Установленные статьей 5 Закона Республики № 105-II принципы оказания гражданам, страдающим заболеваниями, передаваемыми половым путем, не соответствуют принципам, установленным федеральным законом, поскольку содержат не полный перечень принципов, установленный федеральным законодательством.
Частичное воспроизведение норм федерального закона в региональном акте влечет его противоречие законодательству большей юридической силы, поскольку устанавливает иное правовое регулирование.
В силу указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о признании статьи 5 Закона Республики № 105-II противоречащим федеральному законодательству и недействующим, поскольку
Частью 5 статьи 14 Закона Республики № 105-II установлено, что информация, содержащаяся в соответствующих документах гражданина, отражающих результаты лабораторного и (или) скринингового обследования, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по следующим основаниям: при угрозе распространения заболеваний, передающихся половым путем; по запросу органов дознания, предварительного следствия и суда в связи с проведением дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства.
Между тем, ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ содержит более полный перечень случаев, по которым сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть предоставлены без согласия гражданина. Так, к таким случаям указанной нормой отнесены: в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно; в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя; в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий; в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба; в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных; в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования; в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Сравнительный анализ вышеприведенных норм Закона Республики № 105 и Федерального закона № 323-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что ч. 5 ст. 14 Закона Республики № 105 противоречит пункту ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ, поскольку ограничивает, сужает перечень оснований, при которых сведения, относящиеся к врачебной тайне, могут быть предоставлены без согласия гражданина.
Статьей 16 Закона Республики № 105-II определены права граждан, обратившихся за дерматовенерологической помощью, а именно на: уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; на оказание медицинской помощи, в том числе в порядке анонимного обследования и лечения; на выбор лечащего врача в системе дерматовенерологической службы с учетом его желания, в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования при сохранении принципа территориального закрепления граждан по месту жительства; на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; на облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, диагнозе и характере заболеваний и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, работниками учреждений здравоохранения, а также другими лицами, которым она стала известна при исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей; на социальную поддержку по лекарственному обеспечению, предусмотренную для отдельных категорий граждан; на получение информации в соответствии со ст. 14 настоящего закона; на предоставление за отдельную плату дополнительных медицинских сервисных услуг; на возмещение ущерба в установленном порядке в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи; на обращение в установленном порядке с жалобами на действие администраций учреждений здравоохранения и медицинских работников; на участие адвоката или иного законного представителя в защите его права; на допуск к нему священнослужителя, а в лечебно - профилактической организации - на предоставление условий религиозных обрядов, если это не нарушает внутреннего распорядка организации.
Частью 5 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что пациент имеет право на: выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях; защиту сведений, составляющих врачебную тайну; отказ от медицинского вмешательства; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав; допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Таким образом, при сравнительном анализе вышеприведенных норм федерального и регионального законов, видно, что не все права пациентов, предусмотренные нормой федерального закона, отражены в норме Закона Республики № 105-II. Так, право пациента на отказ от медицинского вмешательства, на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи, допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав, допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации, не отражены в оспариваемой норме Закона Республики № 105-II, что безусловно свидетельствует о противоречии указанной нормы федеральному законодательству и подлежит признанию недействующей.
Статья 19 Закона Республики № 105-II предусматривает права медицинских работников, оказывающих помощь гражданам, страдающим заболеваниями, передаваемыми половым путем, состоит из трех частей следующего содержания: "1. Медицинские работники государственных и муниципальных специализированных дерматовенерологических учреждений, подвергающиеся риску заражения ЗППП, при исполнении служебных обязанностей, имеют право: а) на обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда; б) на страхование профессиональной ошибки, не связанной с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей; г) иные меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).
2. Оплата труда работников лабораторий кожно-венерологических диспансеров, работающих с кровью, приравнивается к оплате труда работников СПИД-центров.
3. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Данная норма вступает в противоречие с ч. 1 ст. 72 Федерального закона № 323-ФЗ, которой предусмотрено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на: создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации; профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации; прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации; стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности; создание профессиональных некоммерческих организаций; страхование риска своей профессиональной ответственности.
Приведенный перечень прав медицинских работников не отражен в ст. 19 Закона Республики, устанавливающей права соответствующих медицинских работников, что свидетельствует о противоречии указанной нормы федеральному законодательству и влечет признание ее недействующей в целом.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая исследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений Закона РС(Я) недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статьи 5, части 5 статьи 14, статей 16, 19 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.06.1999 З № 105-II "О защите населения Республики Саха (Якутия) от заболеваний, передаваемых половым путем" со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 16 августа 2012 г.

Председательствующий
З.С.ДЬЯКОНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru