Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2012 г. по делу № 3-47/12

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дьяконовой З.С.,
при секретаре Никитине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Закона Республики Саха (Якутия) от 17.02.1999 г. З № 71-II "О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании",

установил:

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17.02.1999 З № 72-II принят Закон Республики Саха (Якутия) от 17.02.1999 З № 71-II "О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании", опубликованный в печатных изданиях: "Якутские ведомости", № 9, 18.03.1999, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 14, 03.11.1999, "Якутия", № 8, 17.01.2004.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст. 2, ч. 3 ст. 7, ст. 14, ст. 15 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.02.1999 З № 71-II "О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее Закон Республики № 71-II).
В обоснование заявления указано, что ст. 2 Закона Республики № 71-II, которой установлены принципы оказания наркологической помощи, противоречит ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее федеральный закон № 323-ФЗ), поскольку в оспариваемой норме отражены не все принципы оказания медицинской помощи, предусмотренные федеральным законодательством. Полномочиями самостоятельно устанавливать принципы медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ не наделены.
Часть 3 статьи 7 Закона Республики № 71-II, которой установлено, что несовершеннолетние в возрасте до 15 лет проходят наркологическое освидетельствование по просьбе и с согласия законных представителей, а при их отсутствии - по решению органа опеки и попечительства, в части слов "в возрасте до 15 лет" противоречит п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ. Указанной нормой Федерального закона предусмотрено, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении, в том числе несовершеннолетнего больного наркоманией или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
Статья 14 Закона Республики № 71, в которой определены обязанности администрации и персонала наркологического стационара, вступает в противоречие, по мнению прокурора, со ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ, поскольку не все обязанности медицинских работников, определенные федеральным законодательством, в ней отражены. Статья 15 Закона Республики № 71-II, в которой определены гарантии и компенсации врачам психиатрам-наркологам, а также специалистам, медицинскому персоналу, участвующим в оказании наркологической помощи, противоречит ст. 72 Федерального закона № 323-ФЗ, поскольку не все гарантии, определенные указанной статьей, отражены в оспариваемой норме регионального закона.
В судебном заседании прокурор Ефремов Д.В. требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 29 декабря 2011 года № 1гс-4855 в судебном заседании заявил о признании требований прокурора. Указывает, что Правительством РС(Я) разработан проект Закона РС(Я) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области здравоохранения". Указанным законом предусмотрено внесение изменений и в Закон Республики Саха (Якутия) от 17.02.1999 З № 71-II "О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании", в том числе в оспариваемые прокурором нормы. Просит приостановить производство по делу либо отложить рассмотрение дела до 26 сентября 2012 года, когда на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) будет принят указанный закон.
Представитель Правительства РС(Я) поддержала позицию представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. Оснований для приостановления производства по делу либо отложения рассмотрения дела не имеется.
Из пункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ следует, что координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в РФ, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 323-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона № 323-ФЗ законодательство в сфере охраны здоровья находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
Статьей 16 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена организация оказания населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта РФ.
17.02.1999 года принят Закон Республики Саха (Якутия) З № 71-II "О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее по тексту Закон Республики № 71-II), опубликованный в печатных изданиях: "Якутские ведомости", № 9, 18.03.1999, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", № 14, 03.11.1999, "Якутия", № 8, 17.01.2004 г.
Статья 2 Закона Республики № 71-II называется "Принципы оказания наркологической помощи" и состоит из двух частей следующего содержания:
1. Наркологическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Лицам, не достигшим возраста 15 лет, а также лицам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, наркологическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, содержание статьи в целом не соответствует его наименованию, поскольку указанной нормой определены условия, порядок оказания наркологической помощи и права лиц, указанных в части 2 указанной статьи, но не принципы оказания наркологической помощи.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 323-ФЗ) определены основные принципы охраны здоровья, в том числе такие принципы как приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей. Установленные в Законе Республики № 71-II в качестве принципов оказания наркологической помощи положения не соответствуют принципам, установленным федеральным законом.
Кроме того, часть 2 статьи 2 Закона Республики № 71-II противоречит пункту 2 части 2 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ, которым предусмотрено, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи. Таким образом, согласно указанной норме Федерального закона № 323-ФЗ, при оказании наркологической помощи несовершеннолетним, то есть лицам, не достигшим возраста 18 лет (ст. 21 ГК РФ), если они больны наркоманией, требуется согласие одного из родителей или иного законного представителя, тогда как согласно части 2 статьи 2 Закона Республики, такое согласие требуется в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 15 лет.
В силу указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о признании статьи 2 Закона Республики № 71 противоречащей федеральному законодательству и недействующей.
Частью 3 статьи 7 Закона Республики № 71 установлено, что несовершеннолетние в возрасте до 15 лет проходят наркологическое освидетельствование по просьбе и с согласия законных представителей, а при их отсутствии - по решению органа опеки и попечительства.
При этом частью 1 указанной статьи установлено, что наркологическое освидетельствование проводится для определения наличия наркологического заболевания у обследуемого лица и нуждаемости в наркологической помощи.
Между тем, частью 1 статьи 65 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Частью 2 указанной статьи определены виды медицинских освидетельствований: на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), психиатрическое освидетельствование, на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, к управлению транспортным средством и другие.
Таким образом, понятию "наркологическое освидетельствование" региональным законодателем придается иной смысл, отличный от определения указанного понятия федеральным законодателем. Наркологическое освидетельствование, как один из видов медицинского освидетельствования, согласно приведенных выше норм Федерального закона № 323-ФЗ, может проводиться в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения. При этом пунктом 2 части 2 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ, предусмотрено, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
Сравнительный анализ вышеприведенных норм Закона Республики и Федерального закона № 323-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что часть 3 статьи 7 Закона Республики № 71-II противоречит пункту 2 части 2 статьи 20, части 1 статьи 65 Федерального закона № 323-ФЗ.
Статьей 14 Закона Республики № 71-II предусмотрены обязанности администрации и персонала наркологического стационара. Установлено, что администрация и персонал наркологического стационара обязаны соблюдать права лиц, страдающих наркологическим заболеванием, и права лиц, помещенных в наркологический стационар, а также их родственников и законных представителей.
Указанная норма изложена в общей форме, не содержит указаний на конкретные обязанности медицинских работников наркологического стационара, не содержит также отсылочных норм и тем самым вступает в противоречие со ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ. Указанной статьей предусмотрены следующие обязанности медицинских работников: оказание медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями; соблюдение врачебной тайны; совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; назначение лекарственных препаратов и выписывание их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 15 Закона Республики № 71-II определены гарантии и компенсации врачам психиатрам - наркологам, а также специалистам, медицинскому персоналу, участвующим в оказании наркологической помощи. Частью 1 указанной статьи предусмотрено, что врачи психиатры-наркологи, а также специалисты, медицинский персонал, участвующие в наркологической помощи в государственных и муниципальных учреждениях, имеют право на гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством Российской Федерации. Данная норма вступает в противоречие с ч. 1 ст. 72 Федерального закона № 323-ФЗ, которой предусмотрено, что медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, ч. 1 ст. 15 Закона Республики ограничиваются права медицинских работников, поскольку не предусматривает возможность реализации их прав, предусмотренных иными нормативными актами РФ. Частями 2 и 3 ст. 15 Закона Республики установлены гарантии врачам психиатрам-наркологам, а также специалистам, медицинскому персоналу, участвующему в оказании наркологической помощи, в случае временной утраты указанными лицами профессиональной трудоспособности, при наступлении инвалидности или их смерти. Между тем, ст. 72 Федерального закона № 323-ФЗ содержит перечень гарантий, на которые имеют право медицинские работники, а именно гарантии на создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая: обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации; профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации; прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации; стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности; создание профессиональных некоммерческих организаций; страхование риска своей профессиональной ответственности.
Указанный перечень не отражен в ст. 15 Закона Республики, устанавливающей гарантии и компенсации для соответствующих медицинских работников, что свидетельствует о противоречии указанной нормы федеральному законодательству и влечет признание ее недействующей. Частичное воспроизведение в региональном акте норм большей юридической силы приводит к установлению иного правового регулирования, и тем самым вступает в противоречие с нормами больше юридической силы.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая исследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений Закона РС(Я) недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ст. 2, ч. 3 ст. 7, ст. 14, ст. 15 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.02.1999 З № 71-II "О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании" со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 16 августа 2012 г.

Председательствующий
З.С.ДЬЯКОНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru