Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 октября 2011 г. по делу № 3-98/2011

Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Свинцовой Г.В.,
при секретаре Садыкове Р.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Челябинске в помещении Челябинского областного суда гражданское дело по заявлению прокурора Челябинской области об оспаривании в части Порядка выплаты единовременного социального пособия малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 08.06.2005 № 276, и

установил:


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Порядке выплаты единовременного социального пособия малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации пункт 15 отсутствует.

Прокурор Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими пунктов 10, 11, 15 Порядка выплаты единовременного социального пособия малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 08.06.2005 № 276 (л.д. 4 - 5).
В последующем прокурор с учетом неоднократных уточнений требований (л.д. 72 - 74, 106 - 111) просил признать противоречащими действующему законодательству и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу абзац 3 пункта 3, пункты 4, 5, 6, 10, 11, 12 названного Порядка.
В обоснование требований прокурор указал, что в области отсутствует принятый Законодательным Собранием Челябинской области нормативный правовой акт, устанавливающий правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также иным категориям граждан, в том числе оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поэтому, определяя порядок назначения государственной социальной помощи, Губернатор области не вправе выходить за рамки основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи, установленных Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ. Установив дополнительные основания для назначения социальной помощи (акт обследования материально-бытовых условий), другой орган, принимающий решение о ее назначении, иные сроки рассмотрения заявления о назначении помощи, Губернатор Челябинской области вышел за пределы полномочий, определенных Федеральным законом. Оспариваемые нормы Порядка не соответствуют п. 4 ст. 1, ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 50 Устава (Основного закона) Челябинской области, Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в том числе статье 5, части 1, пункту 4 части 2 и части 3 статьи 8), чем нарушаются интересы Российской Федерации на верховенство законодательства, единство правового пространства и влекут нарушение законных прав граждан на получение государственной социальной помощи.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Челябинской области Терехова Л.Д. поддержала заявленные требования с учетом изменений и дополнений (л.д. 106 - 111).
Представитель Губернатора Челябинской области Карпенко С.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась. В представленных возражениях указала, что оспариваемые прокурором положения приняты в пределах компетенции Губернатора Челябинской области и не содержат положений, противоречащих федеральному законодательству.
Представитель Министерства социальных отношений Челябинской области Мальцева Н.А. в судебном заседании поддержала позицию представителя Губернатора Челябинской области и просила отказать в удовлетворении заявления ввиду отсутствия противоречий оспариваемых прокурором норм нормам федерального закона.
Выслушав объяснения прокурора Тереховой Л.Д., поддержавшей доводы заявления, возражения представителей заинтересованных лиц Губернатора Челябинской области - Карпенко С.В., Министерства социальных отношений Челябинской области - Мальцевой Н.А., проверив оспариваемые нормативные положения на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных прокурором Челябинской области требований.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Из материалов дела следует, что постановлением Губернатора Челябинской области от 8 июня 2005 года № 276 утвержден Порядок выплаты единовременного социального пособия малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее по тексту - Порядок). Нормативный правовой акт опубликован в газете "Южноуральская панорама" № 103, от 15.06.2005 г.
В настоящее время постановление действует в редакции постановлений Губернатора Челябинской области от 17.02.2011 № 60 (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 43 № 22.02.2011), от 10.06.2011 № 212 (опубликовано в газете "Южноуральская панорама" № 151 от 17.06.2011).
Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
На уровне Российской Федерации правовое регулирование отношений в области социальной поддержки населения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с последующими изменениями и дополнениями) и Федеральным законом РФ от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
В преамбуле к Федеральному закону от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" указано, что данный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 указанного Федерального закона к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 2 абзац 4 отсутствует, имеется в виду абзац 4 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ.

Согласно абзацу 4 статьи 2 названного Федерального закона порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 5 данного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Часть 2 указанной статьи закрепляет, что оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в силу изложенных выше положений действующего федерального законодательства субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу выплаты государственной социальной помощи и порядок назначения и ее выплаты, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 оспариваемого Порядка предусмотрено, что выплата единовременного социального пособия осуществляется за счет средств областного бюджета.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Пунктом 3 Порядка определено, что основаниями для выплаты единовременного социального пособия являются: письменное заявление гражданина (от себя лично или от имени семьи), направленное в органы социальной защиты населения по месту жительства гражданина, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (абз. 2), и акт обследования материально-бытовых условий заявителя (абз. 3).
Акт обследования материально-бытовых условий семьи составляется комиссией в количестве не менее трех человек, формируемой органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) заявителя.
Доводы прокурора о противоречии абзаца 3 пункта 3 оспариваемого Порядка статье 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 173-ФЗ, части 2 и 3 которой предусматривают проведение органом социальной защиты населения дополнительной проверки (комиссионное обследование), являются обоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона 17.07.1999 № 178-ФЗ акт обследования жилищно-бытовых условий не является основанием назначения государственной социальной помощи, которая назначается на основании только письменного заявления гражданина.
Пунктом 4 оспариваемого Порядка предусмотрено, что решение о выплате единовременного социального пособия в размере, не превышающем трех величин прожиточного минимума, в расчете на душу населения, установленного в Челябинской области, но не менее пятисот рублей, принимается Министром социальных отношений Челябинской области или его заместителем.
Решение о выплате единовременного социального пособия в размере от трех до пяти величин прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Челябинской области, принимается Губернатором Челябинской области или его заместителем, курирующим вопросы социальной политики, по ходатайству Министерства (пункт 5 Порядка).
Решение о выплате единовременного социального пособия в размере более пяти величин прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Челябинской области, оформляется распоряжением Губернатора Челябинской области (пункт 6 Порядка).
В соответствии с пунктом 1 Положения "О Министерстве социальных отношений Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 9 августа 2004 г. № 406, Министерство социальных отношений Челябинской области, в том числе и его руководитель - министр, для граждан, проживающих на территории Челябинской области, также является органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина наряду с муниципальными управлениями социальной защиты населения.
Следовательно, пункт 4 Порядка не противоречит статье 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
Вместе с тем, ни Уставом (Основным законом) Челябинской области, ни иным законом субъекта РФ Губернатор области не отнесен к органам социальной защиты населения, поэтому в силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ Губернатор области и его заместитель, курирующий вопросы социальной политики, не наделены правом принятия решения по обращению заявителя о выплате единовременного социального пособия, что свидетельствует о противоречии пункта 5 оспариваемого Порядка федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 10 Порядка единовременное социальное пособие за счет средств областного бюджета может предоставлять одному и тому же гражданину (семье) не чаще 1 раза в год.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ вопрос периодичности выплаты единовременного социального пособия не урегулирован.
Из анализа вышеприведенных положений Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ следует, что данный вопрос отнесен к полномочиям субъекта Российской Федерации, который определяет периодичность выплаты единовременного социального пособия исходя из своих финансовых возможностей.


Следовательно, определение такой периодичности оказания государственной социальной помощи "не чаще 1 раза в год" не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав граждан, поскольку из наименования вида социального пособия "единовременное" следует его разовое предоставление, а его получение не ограничивает права граждан на получение других видов социальной помощи.
Статья 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусматривает, что в случае предоставления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства и месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи (часть 1).
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что заявителю может быть отказано в выплате единовременного социального пособия в случае предоставления им неполных и (или) недостоверных сведений об обстоятельства, послуживших основанием для обращения о выплате единовременного социального пособия.
Доводы представителя Губернатора Челябинской области о том, что пункт 11 Порядка дословно не воспроизводит статью 9 Федерального закона, но и не противоречит ей, а также, что действие Порядка распространяется не только на указанные в Федеральном законе категории граждан, но и на граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в связи с чем, дословная формулировка статьи 9 названного Федерального закона об отказе в назначении социальной помощи в случае предоставления неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе не применима, нашли подтверждение в судебном заседании.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ вопрос предоставления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений об обстоятельствах, послуживших основанием для обращения о выплате единовременного социального пособия не урегулирован.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 17.07.1999 имеет номер 178-ФЗ, а не 179-ФЗ.

Из анализа положений статьи 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 179-ФЗ и пункта 1 Порядка следует, что круг лиц, имеющих право на получение единовременного социального пособия, расширен и к их числу отнесены также граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, проживающие на территории Челябинской области.
Кроме того, анализ статей 7, 8, 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ позволяет суду сделать вывод о том, что данные положения нормативного правового акта не регулируют вопросы назначения, выплаты и основания для отказа в предоставлении социальной выплаты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Однако, предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе в силу ст. 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ является основанием для отказа в назначении государственной социальной помощи для категорий граждан - малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Учитывая, что определение размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи отнесено федеральным законодательством к компетенции субъекта Российской Федерации, поэтому он вправе предусмотреть положение, предусматривающее основание для отказа в предоставлении социальной выплаты в случае предоставления им неполных и (или) недостоверных сведений об обстоятельствах, послуживших основанием для обращения о выплате единовременного социального пособия, что отвечает целям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, а также пунктом 3 оспариваемого Порядка.
Применение пункта 11 Порядка к категории граждан, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, также не противоречит статье 9 данного Закона, поскольку предоставление сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) на праве собственности имуществе в силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона является необходимым условием для назначения государственной социальной помощи, а критерий "малоимущие" является обстоятельством, послужившим основанием для обращения за такой помощью.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 17.07.1999 имеет номер 178-ФЗ, а не 278-ФЗ.

Основание для отказа в выплате единовременного социального пособия применительно для категории граждан "находящихся в трудной жизненной ситуации" имеет такую же правовую определенность, которая предусмотрена частью 1 статьи 9 Федерального закона от 17.07.1999 № 278-ФЗ.
При таких обстоятельствах, пункт 11 Порядка не противоречит действующему федеральному законодательству.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Суд признает обоснованными возражения представителя Губернатора Челябинской области о том, что установленный пунктом 12 Порядка срок для рассмотрения обращения 30 дней согласуется с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, но лишь в части того, что данной правовой нормой установлен предельный срок для рассмотрения органом социальной защиты населения заявления гражданина о назначении государственной помощи и принятия решения по данному вопросу "не позднее 30 дней после подачи заявления".
Вместе с тем, частью 3 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ установлен срок не позднее чем через 10 дней после обращения гражданина и предоставления им необходимых документов направления заявителю по месту жительства или месту его пребывания органом социальной защиты населения в письменной форме уведомления о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении. При этом из смысла данной правовой нормы следует, что дополнительная проверка проводится лишь при необходимости, а для принятия решения по заявлению гражданина для органа социальной защиты населения установлен срок не позднее 10 дней после обращения заявителя и предоставлениям им необходимых документов. Срок не позднее 30 дней после подачи заявления установлен лишь для отдельных случаев при необходимости проведения дополнительной проверки.
Данной правовой нормой также предусмотрено, что при необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее через 30 дней после подачи заявления.
В рамках установления условий и порядка назначения государственной социальной помощи на территории Челябинской области пунктом 3 рассматриваемого Порядка предусмотрено обязательное проведение такого обследования в целях выявления материально-бытовых условий заявителя.
Таким образом, установление оспариваемым нормативным правовым актом положения о назначении единовременного социального пособия только после проведения дополнительной проверки, проводимой органами социальной защиты населения, предоставленных заявителем сведений, и срока рассмотрения обращения граждан в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, создают административные препятствия для граждан и ограничивают их право на получение информации о принятом органом социальной защиты населения решении по его обращению и получения такого пособия в срок не позднее 10 дней, предусмотренный частью 3 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
Ссылки представителя Губернатора области на представленные в материалы дела заявления граждан и принятые по этим заявлениям решения о предоставлении социальной помощи в срок, не превышающий 10 дней, не опровергают доводы прокурора о противоречии пункта 12 Порядка пунктам 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, поскольку оспариваемая норма не содержит положений о сроке не позднее 10 дней для принятия решения по обращению гражданина, как это установлено федеральным законодательством.
Таким образом, пункт 12 оспариваемого Порядка противоречит части 3 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ имеющей большую юридическую силу.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки граждан.
Однако приведенной нормой не разграничивается компетенция законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Вопрос о полномочиях государственных органов субъектов РФ урегулирован статьей 5 упомянутого Федерального закона, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется законодательное регулирование законодательными (представительными) органами.
Таким образом, в силу прямого указания закона полномочиями на установление иных мер социальной поддержки обладают законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании Устава (Основного Закона) либо иного закона Челябинской области Губернатору Челябинской области полномочие на установление мер социальной поддержки для категорий граждан - малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, не передавалось.
Поскольку установлено, что законодательным органом Челябинской области не принято каких-либо законодательных актов по вопросу мер социальной поддержки, то Губернатор области не имел полномочий на осуществление оспариваемого правового регулирования в части установления вышеуказанных мер для категорий граждан - малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а доводы представителя Губернатора о наличии у Губернатора Челябинской области полномочий на принятие оспариваемого постановления являются несостоятельными.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено следующее:
При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Из изложенного следует, что оспариваемый нормативный правовой акт в части категории лиц, которым выплачивается единовременное социальное пособие, "малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий" принят Губернатором Челябинской области в превышением предоставленных ему полномочий, поэтому подлежит признанию недействующим в этой части в полном объеме, поскольку все его положения взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единое целое.
Учитывая, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт до вынесения судом решения применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан, поэтому суд признает необходимым признать его недействующим в вышеуказанной части со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе (пункт 1).
Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 48, пунктом 1 статьи 49 Закона Челябинской области от 25.06.2006 № 22-ЗО "Устав (Основной закон) Челябинской области" Губернатор области является руководителем высшего исполнительного органа власти области, следовательно, входит в систему органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и согласно п. 2 ст. 1 Закона Челябинской области от 28.10.2004 № 295-ЗО "О Губернаторе Челябинской области" осуществляет исполнительную власть на территории Челябинской области как непосредственно, так и через образуемые Правительством области органы исполнительной власти Челябинской области.
Следовательно, Губернатор Челябинской области вправе устанавливать порядок выплаты единовременного социального пособия для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации за счет средств областного бюджета.
Издание Губернатором области нормативного правового акта в форме постановления соответствует требованиям пункта 7 статьи 50 Устава (Основного закона) Челябинской области.
Кроме того, Закон Челябинской области от 30 ноября 2004 г. № 320-ЗО "О социальном обслуживании населения в Челябинской области предусматривает социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в государственной системе социальных служб в формах, установленных законом, в том числе в форме срочного социального обслуживания (подпункт 5 пункта 1 статьи 4).
Пунктом 3 раздела 1 Государственного стандарта срочного социального обслуживания, предоставляемого организациями системы социального обслуживания населения Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 № 53-П, предусмотрена разовая выплата Министерством социальных отношений единовременного социального пособия (не чаще 1 раза в год).
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ не регулирует вопросы выплаты единовременного социального пособия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, поэтому доводы прокурора о противоречии оспариваемого Порядка названному Федеральному закону в части, касающейся указанной категории граждан несостоятельны.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Порядок в части, касающейся категории граждан "находящихся в трудной жизненной ситуации" не противоречит федеральному законодательству и законодательству области, имеющему большую юридическую силу, поэтому оснований для удовлетворения требований прокурора о признании недействующим оспариваемого порядка в части, касающейся категории граждан "находящихся в трудной жизненной ситуации" не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 253, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Челябинской области удовлетворить частично.
Признать "Порядок выплаты единовременного социального пособия малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации", утвержденный постановлением Губернатора Челябинской области от 08.06.2005 № 276, в части категории лиц, которым выплачивается единовременное социальное пособие, "малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий", недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований в остальной части прокурору Челябинской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий:
Г.В.СВИНЦОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru