Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2012 г. № 602

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2013 ГОД И
НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2013 год и на период до 2015 года.
2. Представить Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2013 год и на период до 2015 года в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва одновременно с проектом закона Республики Тыва "О республиканском бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 1 ноября 2011 г. № 656 "О Прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2012 год и на период до 2015 года" с 1 января 2013 г.

Глава - Председатель Правительства
Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ





Одобрен
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 1 ноября 2012 г. № 602

ПРОГНОЗ
социально-экономического развития Республики Тыва
на 2013 г. и на период до 2015 г.

1. Общие положения

Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2013 г. и на период до 2015 г. (далее - Прогноз) сформирован на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, актуализированной Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 г., одобренной постановлением Правительства Республики Тыва от 30 января 2012 г. № 28, прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2030 г. и увязан с основными положениями Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г. При формировании прогноза учитывались приоритетные направления развития экономики и социальной сферы республики, отраженные в долгосрочных республиканских отраслевых стратегиях, концепциях, целевых программах, комплексных программах социально-экономического развития муниципальных образований.
Прогноз разработан Министерством экономики Республики Тыва совместно с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с учетом наказов избирателей и депутатского корпуса, производственных намерений хозяйствующих субъектов, итогов социально-экономического развития республики за 9 месяцев текущего года и ожидаемых итогов 2012 г.
В работе использованы сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, расчетные данные отраслевых прогнозов органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований, производственные планы развития предприятий и организаций республики. При расчетах количественных показателей использовались индексы оптовых и потребительских цен, рекомендованные Министерством экономического развития Российской Федерации, а также тарифы на электро- и теплоэнергию по данным Службы по тарифам Республики Тыва.
Макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Тыва в сравнении с Российской Федерацией приведены в приложении № 1 (не приводится) к настоящему Прогнозу.

2. Основные параметры прогноза социально-экономического
развития Республики Тыва на 2013 г. и на период до 2015 г.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2013 г. и на период до 2015 г. сформированы в двух вариантах (приложение № 2 (не приводится) к настоящему Прогнозу). Первый вариант - базовый, ориентирован на устойчивое развитие экономики и социальной сферы Республики Тыва. Базовый вариант учитывает риск того, что крупные инвесторы не смогут в полном объеме обеспечить рост инвестиций, заявленный в инвестиционных планах, в том числе в связи с возможным влиянием финансово-экономического кризиса на мировом рынке, что приведет к переносу сроков реализации ряда проектов, а также снижению инвестиционной активности более мелких компаний. Первый вариант предлагается в качестве основного для формирования республиканского бюджета. В базовом варианте развития экономики республики предполагается увеличение расходов социальной направленности, при снижении расходов на развитие производства и транспортной инфраструктуры.
Положительный опыт реализации крупных проектов будет определяться целевыми показателями развития экономики и социальной сферы по второму варианту прогноза - интенсивному, который предполагает ускорение реализации крупных инвестиционных проектов и улучшение конкурентоспособности экономики Республики Тыва. Для преодоления существующих производственных ограничений основным фактором по второму варианту должно стать существенное наращивание инвестиционного потенциала, в том числе быстрое улучшение производственной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих рост производительности труда.
Исполнение обязательств Правительства Республики Тыва по поручениям Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 - 606, положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, поручений Главы - Председателя Правительства Республики Тыва Ш.В. Кара-оола учитывается в обоих вариантах.
Приоритетами экономической политики Республики Тыва на 2013 г. выбраны:
- содействие развитию реального сектора экономики (промышленности, дорожно-транспортного комплекса, связи, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства), за счет концентрации ресурсов на обеспечение ввода в действие строящихся объектов; конкурсное выявление и поддержку представителей малого и среднего бизнеса, успешно реализующих новые подходы в производстве и оказании услуг;
- продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в том числе за счет механизмов субсидирования; продажа древесины для строительства жилья на льготных условиях; строительство комфортного жилья экономического класса и малоэтажного жилищного строительства, обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для жилищного строительства;
- расширение транспортной инфраструктуры, в том числе автодорожной через механизмы финансирования дорожного фонда, эксплуатации автомобильных дорог на условиях концессионных соглашений, авиадоступности республики через обновление авиапарка, реконструкцию взлетно-посадочных полос;
- увеличение количества рабочих мест и повышение уровня занятости населения республики;
- обеспечение реализации системы минимальных социальных обязательств в сфере потребления, образования, здравоохранения и культуры, в первую очередь строительство социально значимых объектов, увеличение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации.
Валовой региональный продукт в 2013 г. прогнозируется в объеме 40,2 - 42 млрд. рублей, ожидается рост на 1,5 - 2,4 процента к 2012 г. В период 2013 - 2015 гг. рост валового регионального продукта произойдет за счет увеличения объемов отраслей реального сектора экономики (доля которых 26,8 - 27,3 процента в ВРП), в том числе валовая добавленная стоимость сельского хозяйства в 2015 г. возрастет на 19 - 25,6 процента к 2012 г., добычи полезных ископаемых на 33,5 - 40,5 процента, обрабатывающих производств на 40 - 47,4 процента, строительства - на 40,8 - 48,2 процента, торговли - на 26,3 - 33,1 процента. Также за счет отраслей, имеющих наибольшую численность работающих, такие как образование, - на 22,2 - 28,7 процента в 2015 г. по сравнению с 2012 г., здравоохранение и предоставление социальных услуг на 31,7 - 28,7 процента, государственное управление и финансируемые за счет государственного бюджета на 27,9 - 34,7 процента.
Промышленность. Объем промышленного производства в 2013 г. составит 7945,4 - 8235,1 млн. рублей с ростом к оценке 2012 г. на 5,6 - 9,5 процента в действующих ценах. Индекс промышленного производства в 2013 г. составит 102 - 107 процентов. Объем промышленного производства (в сопоставимых ценах) к 2015 г. увеличится в 1,3 - 1,7 раза.
В 2015 г. объем добычи золота в сравнении с объемом 2011 г. увеличится в 1,3 - 1,5 раза, угля - в 1,1 - 2,2 раза, асбеста - в 1,6 - 1,9 раза.
В среднесрочной перспективе артелью старателей "Ойна" на Октябрьском месторождении рудного золота будет продолжена работа по проведению геолого-разведочных работ и постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс. Также геолого-разведочные работы будут проводиться ООО "Кара-Бельдир" на Кара-Бельдирском месторождении рудного золота.
В 2014 г. ожидается ввод в эксплуатацию горно-обогатительного комбината ООО "Лунсин", что позволит выпускать медный, свинцовый, цинковый концентраты в объеме порядка 70 - 100,5 тыс. тонн в год.
Объем потребления электрической энергии к 2015 г. достигнет 915 - 1010 млн. кВтч., что больше потребления электроэнергии за 2011 г. в 1,3 раза или на 211,7 млн. кВтч. с учетом ввода жилого фонда и новых месторождений добывающей отрасли.
В сфере энергетики в среднесрочной перспективе продолжится работа по повышению энергетической безопасности республики. В 2013 г. за счет средств ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС" будут завершены работы по созданию "кольца", обеспечивающего межсистемный переток электрической энергии и мощности между ПС "Аскиз" и ПС "Шушенская опорная". Данное мероприятие увеличивает пропускную способность транзитных линий с нынешних 185 МВт до 265 МВт и существенно повышает надежность электроснабжения. Для реализации данного мероприятия проведена реконструкция узловых опорных ПС 220 кВ "Ак-Довурак", ПС "Чадан", ПС "Кызылская" и построена линия электропередачи ВЛ 220 кВ ПС "Чадан" - ПС "Кызылская".
Также будут проводиться работы по реконструкции существующих электрических сетей с использованием самонесущего изолированного провода, что позволит снизить потери в электрических сетях, а строительство узловой питающей ПС 35(110 кВ) и двух распределительных пунктов РП 10 кВ с соответствующими распределительными сетями в пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна.
В планах региональной сетевой компании ОАО "Тываэнерго" проведение реконструкции узловых ПС, от которых осуществляется электроснабжение столицы республики. Это ПС 110 кВ ПС "Городская", "Южная", "Западная". В перспективе, для обеспечения развития правобережного района столицы, необходимо строительство ПС "Северная".
Продолжится работа по реализации проекта строительства ТЭС-2 в г. Кызыле. Планируется разработка проектно-сметной документации строительства ТЭС-2 в г. Кызыле, дальнейшая проработка механизма реализации проекта и уточнение участников проекта.
Продолжится реализация мероприятий по энергосбережению. В рамках республиканской целевой программы "Государственная поддержка развития предприятий топливно-энергетического комплекса Республики Тыва на 2012 - 2013 гг." в пос. Хайыракан Улуг-Хемского кожууна в 2012 г. завершится строительство трех модульных котельных. В рамках республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Тыва до 2020 г." в 2013 г. завершится строительство котельной с теплосетями в п. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна. Бюджетный эффект от строительства модульных котельных в двух населенных пунктах составит порядка 90 млн. рублей.
Ведущую роль в развитии обрабатывающих производств сохранит производство пищевых продуктов, доля которого в 2013 г. составит 51,2 - 51,5 процента в общем объеме, а к 2015 г. - 52,5 - 53,3 процента.
Сельское хозяйство. Валовая продукция сельского хозяйства по всем категориям собственности в 2013 г. составит 5488 млн. рублей, что выше уровня предыдущего года на 438 млн. рублей или в сопоставимых ценах на 3,2 процента, в том числе продукция растениеводства и животноводства увеличится соответственно на 4,8 и 2,8 процента.
В 2015 г. рост валовой продукции к уровню 2011 г. прогнозируется на 13 - 14,9 процента в сопоставимых ценах и составит 6954 - 7616 млн. рублей. Рост будет обеспечен за счет реализации государственной программы развития сельского хозяйства, в рамках которой предусматривается рост производства животноводческой продукции на основе увеличения удельного веса племенного скота, повышения продуктивности животных, улучшения общих условий функционирования сельского хозяйства.
В разрезе категорий хозяйств в производстве продукции основную долю занимают личные подсобные хозяйства, что составляет 80,4 процента от общего объема производства, сельхозпредприятия и подсобные хозяйства - 12,4 процента и оставшиеся 7,2 процента - крестьянские (фермерские) хозяйства. Рост валовой продукции в сельскохозяйственных организациях в 2015 г. в сравнении с 2011 г. прогнозируется в размере 150 - 172,4 процента к уровню 2011 г. за счет строительства и реконструкции животноводческих помещений и заполнения их высокопродуктивным племенным скотом в крупных организациях и хозяйствах, имеющих хорошую кормовую базу.
Рост валовой продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2015 г. прогнозируется в размере 150 - 164,8 процента к уровню 2011 г. Ожидается увеличение численности фермеров, за счет реализации подпрограммы, направленной на поддержку начинающих фермеров.
В физическом объеме по оценочным данным рост будет достигнут по всем видам основных видов сельскохозяйственной продукции и в 2015 г. увеличится к уровню 2011 г.: скот и птица на убой (в живой массе) - на 16,3 - 17,2 процента, молоко - на 6,4 - 9,3 процента, яйца - на 76,5 - 91,2 процента, зерно (в весе после доработки) - на 10,8 - 12,8 процента, картофеля - на 4,6 - 6,1 процента, овощей - на 31,6 - 36,8 процентов.
Поголовье скота ежегодно будет увеличиваться стабильными темпами роста - 106 процентов. По отрасли животноводства сохранится работа по поддержке традиционных направлений деятельности - овцеводства, оленеводства, табунного коневодства, яководства; развитию племенных хозяйств.
В прогнозном периоде приоритетами будут являться развитие мясного и молочного скотоводства, переработка сельскохозяйственной продукции. Для выполнения поставленных задач будет обеспечиваться развитие молочного животноводства на основе высокопродуктивных пород скота. В овцеводстве и козоводстве продолжится работа по сохранению и улучшению генофонда овец и коз.
Шире будут применяться интенсивные технологии в земледелии, соблюдение севооборота и современные технологии обработки почв, увеличиваться посевные площади кормовых культур для возобновления кормопроизводства. Продолжится работа по восстановлению оросительных систем и расширению площади орошаемых земель за 2013 - 2015 гг. на 2,74 тыс. га, стимулированию повышения плодородия почв с использованием агрохимических мероприятий, в том числе увеличение применения минеральных и органических удобрений.
К 2015 г. объем пищевой промышленности составит 940,9 - 1041,2 млн. рублей с ростом к уровню 2011 г. на 40,2 - 55,2 процента в действующих ценах.
В рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг." будут решаться задачи по модернизации оборудования на предприятиях по переработке сельскохозяйственной продукции, реконструкции производственных помещений и развитию заготовительной сети в районах республики. Продолжится стимулирование населения по развитию крестьянско-фермерских хозяйств, семейных животноводческих ферм.
Транспорт и связь. В 2013 г. пассажирооборот составит 779,9 - 797,9 млн. пасс-км, к 2015 г. достигнет 796,7 - 816,8 млн. пасс-км. Рост пассажирооборота в среднесрочной перспективе будет обеспечиваться за счет субъектов малого предпринимательства, крупных и средних предприятий. Предприятиями МУП "Кызылская АТП", МУП "Чеди-Хольская АТП" планируется реорганизация структуры с целью оптимизации затрат и приобретения новых транспортных средств.
В 2013 г. грузооборот составит 325,2 - 340,5 млн. т-км, к 2015 г. достигнет 339,7 - 386,7 млн. т-км. На рост объема грузооборота повлияют увеличение объемов перевозки угля, строительных материалов, начало добычных работ ООО "Лунсин".
В целях развития малой авиации республики проводится работа по созданию ФКП "Тува-Авиа", бюджетный эффект от которой составляет порядка 15 млн. рублей. РКП АК "Тува-Авиа" в текущем году приобретены два воздушных судна Ан-2, в 2013 г. будет проводиться работа по получению предприятием сертификата эксплуатанта коммерческой гражданской авиации.
Также будет проводиться работа по приданию аэропорту г. Кызыла многостороннего воздушного грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. В этих целях к 2015 г. планируется реконструировать аэропорт в г. Кызыле, включая искусственную взлетно-посадочную полосу в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)".


Объем услуг связи в 2013 г. возрастет за счет развития мобильной связи и составит 1218,2 млн. рублей. К 2015 г. объем услуг связи возрастет до 1401,3 - 1468,9 млн. рублей.

приведен в соответствии с оригиналом.

Главный оператор связи республики ОАО "Тывасвязьинформ" проводит модернизацию внутризоновых магистральных линий. В 2012 г. планируется завершить строительство магистральной волоконно-оптической линии на участке Кызыл - Усть-Элегест, будет проложено 24 км магистрали. В 2013 г. начнется реализация проекта "Строительство внутризоновой волоконно-оптической линии связи Кызыл - Шагонар". Организация магистральной волоконно-оптической линии создает условия для предоставления жителям республики государственных услуг в электронном виде. Для увеличения объемов государственных электронных информационных ресурсов и развития информационного общества республики будут способствовать реализация республиканских целевых программ "Развитие информационного общества и формирование электронного правительства Республики Тыва на 2011 - 2013 гг.", "Развитие средств массовой информации, книгоиздания и полиграфии в Республике Тыва на 2013 - 2014 гг".
Для дальнейшего улучшения ситуации в отрасли прорабатывается вопрос слияния ОАО "Тывасвязьинформ" с ОАО "Ростелеком".
В целях обеспечения безопасности транспортных перевозок планируется внедрение навигационно-информационных систем мониторинга транспорта в Республике Тыва.
Проводимая работа в сфере связи к 2015 г. позволит увеличить долю граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункционального центра и его подразделений до 90 процентов, долю населения, имеющих доступ к глобальной сети Интернет, в том числе с использованием линий широкополосного доступа на 30 процентов.
Торговля и малый бизнес. К концу 2013 г. планируется ввод в эксплуатацию специализированных сельскохозяйственных рынков в г. Кызыле, с. Бай-Хаак Тандинского кожууна, что позволит увеличить долю розничного товарооборота на розничных рынках до 17 процентов.
К 2015 г. розничный товарооборот оценивается в объеме 19,9 - 20,3 млрд. рублей с ростом к 2011 г. в 1,2 раза в сопоставимых ценах.
Структура потребления отдельных видов товаров достаточно консервативна и в перспективе будет изменяться незначительно. В ней сохранятся приоритеты расходов на так называемые "обязательные" виды товаров, то есть товары, малоэластичные к уровню доходов.
Политика в области поддержки малого и среднего бизнеса ориентирована на обеспечение доступности субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам. Так, с 2013 г. предполагается предусмотреть средства на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях республики, на создание Гарантийного фонда Республики Тыва, на развитие системы микрофинансирования.
Численность средних предприятий увеличится в 2015 г. в 1,3 раза по сравнению с 2012 г., малых до 1520 единиц к 2015 г. Среднесписочная численность работников, занятых на средних предприятиях, возрастет в 1,4 раза в 2015 г. к численности 2012 г., среднесписочная численность работников малых предприятий возрастет до 8,0 тыс. человек - в 2015 г.
Инструментом реализации государственной политики по развитию малого бизнеса является республиканская целевая программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для развития инфраструктуры поддержки предпринимательства продолжится работа по включению в реестр микрофинансовых организаций Российской Федерации муниципальных фондов поддержки предпринимательства республики.
Объем платных услуг прогнозируется на 2013 г. в сумме 4,9 млрд. рублей с ростом в сопоставимых ценах на 3,5 - 5 процентов, к 2015 г. составит 6 - 6,2 млрд. рублей, в сопоставимой оценке рост составит 15 - 19,5 процента к уровню 2011 г.
В структуре платных услуг сохранится преобладающая доля коммунальных, транспортных услуг, услуг связи, образовательных и бытовых услуг.
Объем платных услуг в сфере здравоохранения будет увеличиваться за счет строительства и введения в эксплуатацию центра восстановительного лечения, наркодиспансера в г. Кызыле и частных медицинских кабинетов. В сфере физической культуры и спорта планируется строительство спортивных комплексов в п. Каа-Хем Кызылского кожууна, с. Бай-Хаак Тандинского кожууна и плавательного бассейна в г. Ак-Довураке. Наращивание объемов жилищного строительства будет способствовать увеличению жилищных услуг.
В туристическом комплексе ожидается рост совокупных туристских, гостиничных, санаторно-оздоровительных услуг, возрастет на 8 процентов за счет активизации деятельности действующих и строительства новых туристических объектов на территории республики, в частности на оз. Дус-Холь. Количество отдыхающих на озерах Дус-Холь и Хадын возрастет в 2015 г. в 1,3 раза по сравнению с 2012 г.
За счет федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018)" в 2013 г. на оз. Дус-Холь планируется завершить строительство подъездной автодороги до озера, обустройство ее прибрежной части (бурение двух скважин, замена труб водоснабжения).
В 2014 - 2015 гг. Министерством культуры Республики Тыва планируется создание культурно-развлекательного комплекса "Бай-Булак" в м. "Тос-Булак" Кызылского кожууна Республики Тыва с количеством койко-мест на 70 ед. в объектах размещения, количеством посадочных мест на 80 ед. в объекте общественного питания.
Индекс потребительских цен. Индекс потребительских цен за январь - декабрь 2012 г. к декабрю предыдущего года оценивается на уровне 107 - 107,5 процента. Существенное влияние на рост потребительских цен в 2012 г. окажет повышение стоимости продовольственных товаров и индекс цен на платные услуги.
Увеличение цен и тарифов на платные услуги населению обусловлено ростом цен на топливо, потребностью в инвестициях на развитие сетевого хозяйства. В электроэнергетике и газоснабжении рост цен объясняется сокращением перекрестного субсидирования до момента, пока внутренние цены для населения не приблизятся к ценам для прочих потребителей.
В 2014 - 2015 гг. инфляция прогнозируется на уровне 106 - 105,5 процента. Умеренный рост потребительских цен к 2015 г. будет обусловлен наращиванием производства собственных продовольственных и непродовольственных товаров, составляющих конкуренцию импортной продукции. Ожидается активизация предпринимательской деятельности среди населения с учетом открытия новых сельскохозяйственных рынков.
Тарифная политика. В 2012 г. среднегодовой рост цен на электроэнергию к предыдущему году ожидается на 3,8 - 5,7 процента выше прогнозируемых ранее значений. Это обусловлено установлением регулируемых тарифов сетевых организаций на 2012 г. к уровню декабря 2011 г. с ростом на 110 процентов.
Рост регулируемых тарифов сетевых организаций (определяется исходя из необходимой валовой выручки) в 2013 - 2015 гг. составит 110 - 112 процентов.
Для населения рост тарифов на электроэнергию (без учета введения социальной нормы потребления) в среднем по Российской Федерации за 2013 г. к предыдущему году составит 9,1 - 10,6 процента, в 2014 - 2015 гг. - 12 - 15 процентов при индексации в июле по 12 - 15 процентов ежегодно. Повышение темпов роста относительно прогноза на 2012 г. обусловлено увеличением масштабов перекрестного субсидирования в период 2010 - 2012 гг. вследствие отставания роста тарифов для населения в 2,2 раза от роста цен на электроэнергию для остальных потребителей. Также необходим учет в тарифах на электрическую энергию, поставляемую на оптовом рынке по регулируемым договорам для населения, роста цен на топливо в 2012 г., не учтенного в параметрах роста тарифов на 2012 г. и до 2014 г., утвержденных прогнозом на 2012 г. и на плановый период до 2014 г.
Внешнеторговый оборот республики к 2015 г. прогнозируется на уровне 10,26 - 16,27 млн. долл. с ростом к уровню 2011 г. в 1,5 - 2,4 раза. В течение прогнозного периода импорт технологического оборудования ООО "Лунсин" будет снижаться и к 2015 г. достигнет 0,27 - 0,3 млн. долл.
Замороженное мясо, поставляемое из Монголии, в 2013 г. планируется импортировать на 0,12 - 0,13 млн. долл., к 2015 г. - на 0,14 - 0,15 млн. долл. (увеличение к уровню 2013 г. на 15 - 17 процентов).
Экспортные поставки продовольственных товаров, металлов, машин, оборудования и транспортных средств в Монголию в 2013 г. планируется осуществить на 0,71 - 0,78 млн. долл., к 2015 г. - на 1,2 - 1,3 млн. долл. (увеличение к уровню 2013 г. на 67 - 69 процентов).
В 2013 г. асбест планируется экспортировать в зарубежные страны на 2,23 - 2,51 млн. долл., к 2015 г. сырье будет экспортировано на сумму 3,63 - 4,46 млн. долл. (с увеличением к уровню 2013 г. на 63 - 78 процентов).
В прогнозный период экспортный потенциал республики планируется развивать за счет вывоза продукции добывающей промышленности. С реализацией крупных инвестиционных проектов с 2014 г. ожидается рост объема внешнеторгового оборота Республики Тыва за счет начала экспортных поставок сырья (полиметаллических руд) ООО "Лунсин" до 5 - 10 млн. долл.
Инвестиционная деятельность. В 2015 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по республике по I варианту составит 7850 млн. рублей, по II второму варианту с учетом активизации деятельности крупных инвесторов, реализующих проекты на территории Республики Тыва (ООО "УлугхемУголь", ООО "Лунсин" в 2013 г. ввод в эксплуатацию горно-обогатительной фабрики, ООО "УК "Межегейуголь") достигнет 18237 млн. рублей, что в 2,6 раза выше уровня 2011 г.
С 2015 г. поступление иностранных инвестиций в республику планируется за счет привлечения зарубежных инвесторов на реализацию таких инвестиционных проектов, как строительство ТЭС-2 с тепловыми и электрическими сетями, строительство цементного завода, строительство лесоперерабатывающих предприятий полного технологического цикла.
Приоритетными направлениями государственных капитальных вложений выбраны развитие инфраструктуры, модернизация производств, поддержка эффективных проектов в промышленности с инновационной составляющей. В 2013 г. продолжится инвестирование в строительство объектов: инженерных сетей к жилым домам микрорайона № 10 г. Кызыла, коммунальной инфраструктуры для мкр. Спутник в г. Кызыле, Дворца молодежи со стелларием в г. Кызыле, завершение строительства канализационного коллектора в п. Каа-Хем Кызылского кожууна (2 очередь), котельной с теплосетями в п. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна.
В целях подготовки к празднованию 100-летнего юбилея единения России и Тувы и основания г. Кызыла в 2013 г. планируется начать работы по реконструкции набережной на р. Енисей в Кызыле, улично-дорожной сети районных центров, гг. Кызыла и Ак-Довурака, зданий Национального музыкально-драматический театра им. В. Кок-оола, Дома народного творчества, Национального музея им. Алдан-Маадыр (цокольный этаж), Национального парка культуры и отдыха Республики Тыва, Тувинского института гуманитарных исследований.
В 2013 г. планируется завершить строительство ангара для организации линейной станции обслуживания воздушных судов на территории аэропорта г. Кызыла, спортивного центра в с. Бай-Хаак Тандинского кожууна, реконструкцию центра восстановительного лечения для детей в г. Кызыле с наружными сетями и благоустройством, детского сада в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна.
Ввод жилья. За период с 2012 г. по 2015 г. планируется ввести 259 - 278,6 тыс. кв. метров жилья, в частности, в 2015 г. - 79 - 84,5 тыс. кв. метров, что превышает показатель 2011 г. в 1,5 - 1,6 раза. Обеспеченность жильем 1 жителя в 2015 г. составит 14 кв. м против 13,1 кв. метров на 1 жителя республики в 2011 г.
Жилищное строительство преимущественно будет вестись за счет индивидуального жилищного строительства. Со стороны органов местного самоуправления будет оказано содействие развитию индивидуального строительства - завершения градостроительных документов территорий, снижение административных барьеров, стимулирование инвестиционной активности на рынке жилья.
По государственным обязательствам будет проводиться переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, обеспечение жильем детей-сирот и отдельных категорий граждан. По программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Тыва" планируется строительство многоэтажных жилых домов и объектов социальной сферы. Продолжится стимулирование жилищного строительства в рамках программ "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Тыва на 2011 - 2015 гг.", "Социальное развитие села до 2013 г.", "Развитие ипотечного кредитования молодых учителей в Республике Тыва на 2012 - 2014 гг.", которые предусматривают механизмы субсидирования:
- молодым семьям на приобретение жилья;
- первоначального взноса ипотечного кредита на приобретение жилья в РТ лицам, окончившим с отличием государственные учреждения высшего профессионального образования;
- первоначального взноса ипотечного кредита многодетным семьям;
- погашение процентной ставки по кредитам на улучшение жилищных условий спортсменов РТ, завоевавшим звания чемпионов или призеров олимпийских игр, параолимпийских игр, сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы по олимпийским видам спорта, и их спортивным тренерам.
Во втором варианте прогноза ключевым фактором будет являться производство и применение материалов для строительства быстровозводимых жилых домов: освоение производства теплоэффективных блоков, сборного железобетона, пустотных плит. Намечается строительство домостроительного комбината в г. Кызыле по выпуску железобетонных изделий проектной мощностью на первом этапе 10 тыс. кв. метров жилья в год с последующим доведением до 50 тыс. кв. метров в год.
Развитие социальной сферы. Демографические параметры спрогнозированы с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 г., а также учитывают реализацию мер, направленных на укрепление здоровья населения республики, положительную динамику демографических процессов (увеличение рождаемости и снижение смертности населения), а также миграционные процессы.
Планируется постепенное увеличение численности населения к 2015 г. до 318 - 321,9 тыс. человек. Республика относится к числу немногих регионов, в которых сохраняется естественный прирост населения. В 2011 г. в республике отмечен самый высокий за последние пять лет показатель естественного прироста - 16,5 родившихся на 1000 населения. Планируется увеличение коэффициента естественного прироста населения до 17,8 на 1000 человек населения к 2015 г.
В течение последних лет отмечается тенденция в сторону уменьшения смертности населения. Реализация мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения, приоритетного национального проекта "Здоровье", региональных целевых программ в сфере здравоохранения, направленных на улучшение демографической нагрузки, позволит в дальнейшем снизить общий коэффициент смертности до 10,9 - 10,7 на 1000 населения к 2015 г.
В 2013 - 2015 гг. продолжатся меры, направленные на повышение качества оказания медицинских услуг населению, а также работа по капитальному ремонту учреждений здравоохранения, повышение уровня заработной платы врачей, обеспечение врачами сельской местности.
Объемы доходов и расходов территориальных внебюджетных фондов в 2013 г. в среднем увеличатся на 7,7 процента. В расходах Пенсионного фонда республики учтено увеличение численности пенсионеров, рост трудовой пенсии в 2013 г. на 8,4 процента, социальной пенсии - на 8,5 процента. В расходах Фонда обязательного медицинского страхования увеличатся расходы на неработающих граждан на 13 процентов. По Фонду социального страхования населения расходы увеличатся на 5,4 процента за счет индексации стоимости услуг.
В 2013 г. планируется завершение реконструкции центра восстановительного лечения для детей в г. Кызыле с наружными сетями и благоустройством, детского туберкулезного отделения в г. Кызыле, строительство фельдшерско-акушерских пунктов в сс. Тал Тере-Хольского, Шекпээр Барун-Хемчикского, Сайлыг Чеди-Хольского, Кара-Холь Бай-Тайгинского и Тарлаг Пий-Хемского кожуунов.
Рост заработной платы, стипендий, пенсий, пособий окажет существенное влияние на повышение денежных доходов населения. Снизится доля бедного населения до 27 - 26,5 процента к 2015 г.
В сфере образования продолжится реализация мероприятий по модернизации системы образования, включая оснащение учебных кабинетов, столовых, капитальный ремонт и мероприятия энергосбережения общеобразовательных учреждений республики. Будет начато строительство школы на 220 мест в с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна, а также реконструкция здания Тувинского института гуманитарных исследований.
В целях решения задачи обеспечения населения услугами дошкольного образования совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов будет продолжена работа, направленная на развитие государственных и негосударственных форм дошкольного образования. В 2013 г. продолжится строительство детского сада в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна на 140 мест и планируется начать строительство новых двух детских садов в г. Кызыле по 280 мест и завершить пристройку к детскому саду "Теремок" в с. Элегест Чеди-Хольского кожууна.
В сфере культуры в планируемый период продолжится реализация мер, направленных на улучшение качества и расширение оказываемых учреждениями культуры услуг населению. В рамках выполнения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 100-летия единения России и Тувы и основания г. Кызыла, предусмотрена реконструкция зданий Национального музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола, Дома народного творчества, цокольного этажа Национального музея им. Алдан-Маадыр и парка культуры и отдыха, продолжение строительства дворца молодежи со стелларием в г. Кызыле.
Также в целях улучшения качества оказываемых населению услуг продолжится работа по модернизации библиотечной системы.
Для привлечения населения к активному занятию спортом и формированию здорового образа жизни в 2013 г. планируется завершение строительства спортивного центра в с. Бай-Хаак Тандинского кожууна.
Для дальнейшего обеспечения доступности некоторых услуг в сфере спорта и физической культуры для всего населения, не только для жителей столицы, планируется начать строительство футбольного поля с искусственным покрытием в г. Туране и плавательного бассейна в г. Ак-Довураке.
Рынок труда. По данным обследования населения по проблемам занятости, численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией Международной организации труда классифицируются как безработные, составила в 2011 г. 25,6 тыс. человек, что ниже уровня 2010 г. на 2,8 тыс. человек, к 2013 г. снизится на 0,1 тыс. человек, в 2015 г. - на 0,7 тыс. человек. Уровень общей безработицы при среднегодовом исчислении в 2011 г. составил 18,4 процента, что ниже уровня 2010 г. на 3,6 процентных пункта. В 2013 г. будет продолжена реализация мер по недопущению ухудшения ситуации на рынке труда, общая численность безработных составит 25,3 тыс. человек со снижением на 0,8 процента к уровню предыдущего года, к 2015 г. снизится на 2,4 процента.
Улучшению ситуации на рынке труда способствует реализация активных мер государственной политики занятости населения, к которым относятся дополнительные меры, направленные на экономическую поддержку занятости населения, сокращение периода безработицы, скорейшее возвращение безработных граждан к производительному труду.
Мерой, обеспечивающей повышение занятости населения республики, также является замещение рабочих мест местными трудовыми ресурсами. В 2011 г. квота на привлечение иностранных работников составляла 3190 человек, в 2012 г. - квота определена в размере 1043 иностранных работника, что меньше соответствующего периода 2011 г. почти в 3 раза.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в 2013 г., составит 6,7 - 6,6 тыс. человек, в 2015 г. - 6,6 - 6,4 тыс. человек.
В 2013 г. ситуация на рынке труда будет осложнена в связи с сокращением штатов или численности работников в организациях, согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1657 "Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов", что приведет к обращению в органы службы занятости специалистов, работавших в территориальных управлениях федеральных органов исполнительной власти, государственной службе органов исполнительной власти, муниципальной службе (10 процентов от общего количества работающих на государственной службе), подведомственных учреждениях органов исполнительной власти, муниципальных и государственных унитарных предприятиях и др.
Вместе с тем, в рамках реализации мероприятий республиканских целевых программ планируется создание около 920 новых рабочих мест в сельском хозяйстве, малом и среднем предпринимательстве, включая мероприятия самозанятости населения.
Муниципальная экономика. В социально-экономическом развитии муниципальных образований Республики Тыва на 2013 - 2015 гг. ожидается изменение уровня развития экономики и социальной сферы, основные показатели указаны в приложении № 3 (не приводится) к настоящему Прогнозу.
Наибольший объем промышленного производства прогнозируется в центральных районах республики с учетом реализации комплексных программ социально-экономического развития соответствующих районов и городов, в частности, в Кызылском кожууне и гг. Кызыле, Ак-Довураке. Общий объем промышленной продукции в 2013 г. составит 7945,4 млн. рублей.
В прогнозный период будут ремонтироваться дворовые территории многоквартирных домов, проезды к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов путем предоставления субсидий местным бюджетам на капитальный ремонт в размере 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Тыва.
Планируется строительство полигонов по утилизации твердых бытовых отходов в гг. Кызыле и Ак-Довураке за счет средств республиканской целевой программы "Обращение с отходами на территории Республики Тыва на 2013 - 2020 гг."
Будет увеличиваться доля продукции местных товаропроизводителей, особенно в сфере продовольственных товаров. Рост объема розничной торговли в физическом весе по республике к 2015 г. составит 1,4 раза.
С 2013 г. индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, будет разрешено использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек. При этом 50 процентов поступлений от патентной системы налогообложения будет направляться в бюджеты муниципальных районов, 50 процентов - сельским поселениям, 100 процентов - городским округам. Расширение применения патентной системы налогообложения будет способствовать увеличению доходной базы органов местного самоуправления.
В прогнозируемом периоде ввод жилья к 2015 г. возрастет до 79 - 84,5 тыс. кв. метров. Сохранится лидерство по темпам ввода жилья в г. Кызыле и Кызылском кожууне. Особое внимание местными органами власти будет уделяться вопросам обеспечения инженерными коммуникациями земельных участков под жилищное строительство за счет средств республиканских целевых программ "Социальное развитие села до 2013 г.", "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2014 гг. и на период до 2020 г.", "Комплексная программа модернизации систем коммунальной инфраструктуры Республики Тыва на 2012 - 2020 гг.", "Снабжение населения чистой водопроводной водой на 2011 - 2015 гг.". Будут приниматься меры стимулирования малоэтажного жилищного строительства, социального жилья для детей-сирот и отдельных категорий граждан.
По Республике Тыва фонд заработной платы на 2013 г. прогнозируется с ростом на 7,6 процента, что обусловлено с выполнением положений указов Президента Российской Федерации по повышению заработной платы отдельным категориям работников (педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, работники культуры, здравоохранения, социальные работники и др.).
В 2013 - 2015 гг. в структуре формирования фонда заработной платы по Республике Тыва ведущую роль сохранят за собой г. Кызыл, Кызылский, Улуг-Хемский, Дзун-Хемчикский, Тандинский кожууны. В среднем в среднесрочный период рост фонда заработной платы составит 6 - 7 процентов.
В прогнозируемый период существующая специализация районов республики сохранится, социально-экономическое положение кожуунов будет развиваться равномерными темпами. Территориальное развитие будет характеризоваться ростом основных макроэкономических показателей за счет реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований, реализации инвестиционных проектов.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru