УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2011 г. № 403
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 8 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2011 года.
Комиссия Иркутского УФАС России (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 110 от 28.02.2011, возбужденное по признакам нарушения ОАО "З", ОАО "Ю", ОАО "С", ООО "С" пункта 1 части 1 статьи 11
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" - в части заключения агентских договоров на совершение юридических и фактических действий по заключению договоров на предоставление операторам связи возможности использования мест общего пользовании, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов в г. Иркутске,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило обращение ООО "А" в отношении действий ОАО "С", ООО "Э" при предоставлении услуг по аренде мест общего пользования в многоквартирных домах и услуг по выдаче технических условий для строительства широкополосной мультисервисной сети КТВ и Интернет, направленных на ограничение конкуренции.
Из обращения заявителя установлено - ООО "А" - оператор связи осуществляет деятельность по строительству широкополосной мультисервисной сети кабельного телевидения (далее - КТВ) и интернет-сети в Ленинском районе г. Иркутска (Иркутск-2). А также предоставляет услуги кабельного телевидения населению Ленинского района г. Иркутска.
Для осуществления строительства сети КТВ в Ленинском районе г. Иркутска ООО "А" (письмо № 5 от 07.05.2010) обратилось в ОАО "С" с просьбой выдать технические условия для строительства сетей в зданиях, находящихся под их управлением. В ответ ОАО "С" (письмо № 01-1521 от 21.05.2010) сообщило, что для оформления разрешения (получение технических условий) и заключения договора на использование общего имущества многоквартирных домов ООО "А" должно обратиться в ООО "Э".
В результате проведенного антимонопольного расследования установлено, что компаниями: ОАО "Ю" (ИНН <...>, <...>); ОАО "З" (ИНН <...>, <...>); ОАО "С" (ИНН <...>, <...>); ООО "С" (ИНН <...>, <...>) 01.12.2009 заключены агентские договоры с ООО "Э" на совершение юридических и фактических действий по заключению договоров на предоставление операторам связи возможности использования мест общего пользовании, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов в г. Иркутске.
В соответствии с п. 1.1 агентских договоров ООО "Э" в качестве агента от своего имени и за счет управляющих компаний обязуется совершать юридические и фактические действия, целью которых является:
- заключение (перезаключение) договоров на размещение узлов связи, телекоммуникационных шкафов, стоек, мачт, опор, кабельной канализации и иного оборудования связи и связанного с ним оборудования с использованием общего имущества многоквартирного дома;
- заключение договоров на использование общего имущества многоквартирного дома для целей осуществления услуг связи; выдавать технические условия и совершать иные действия, направленные на достижение целей, обусловленных настоящим договором;
- сбор и перечисление денежных средств, поступивших от третьих лиц по договорам, заключенным во исполнение настоящего поручения.
В соответствии с п. 1.2 договоров агент имеет право на разработку и выдачу технических условий и определение их стоимости; установление, согласование размеров, сроков и порядка внесения платежей по договорам; согласование сроков действия договоров; согласование всех существенных условий по договорам; согласование и установление размера, сроков и порядка выдачи иных документов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, по предварительному согласованию с управляющими компаниями.
В соответствии с п. 2.2.1 договора управляющая компания дает право агенту на разработку тарифов, платежей, сроков действия договоров, технических условий, сроков и порядка выдачи иных документов с предварительным согласованием с управляющей компанией.
Кроме того, в соответствии с п. 3.1 договоров (например, по договору № 9 от 1 декабря 2009 г., заключенного ОАО "С" с ООО "Э") стоимость агентского вознаграждения определяется в соответствии с приложением № 2 к договору и может составлять от 42,3% от общей суммы денежных средств, поступивших на расчетный счет ООО "Э" за отчетный период:
- по договорам на размещение узлов связи, телекоммуникационных шкафов, стоек, мачт, опор, кабельной канализации и иного оборудования связи и связанного с ним оборудования с использованием общего имущества многоквартирного дома;
- по договорам на использование общего имущества многоквартирного дома для целей осуществления услуг связи;
- за совершение иных действий, направленных на исполнение целей, обусловленных настоящим договором.
В действиях управляющих компаний имеются признаки согласованных действий конкурирующих компаний, а именно управляющих компаний ОАО "З", ОАО "Ю", ОАО "С", ООО "С", оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами, выраженные в заключении договоров с ООО "Э" 01.12.2009.
В соответствии с представленной ООО "Э" калькуляцией затрат при расчете тарифа стоимость использования общего имущества (по всем многоквартирным домам, находящимся в управлении) операторами связи за 5-этажный 4-подъездный дом составляет 413 рублей в месяц, за 9-этажный дом из 4-х подъездов составляет 644 рубля в месяц. Исходя из представленной калькуляции затраты на обслуживание 1 кв.м составляют 43,35 рубля, при этом оператор связи оплачивает использование как минимум 9,5 кв.м общей площади в 5-этажном доме и 14,8 кв.м в 9-этажном доме.
По данным Росстата по Иркутской области стоимость услуг по организации и выполнению работ по эксплуатации домов за кв.м общей площади составляет 10,47 руб.
По заключенным ранее (до 01.12.2009) управляющими компаниями договорам напрямую с операторами связи плата за выдачу технических условий составляла 800 руб. Например, тех. условия по договору № 11/0209 от 01.02.2009 между ОАО "Ю" и ООО "И"; по договору № 12/0209 от 31.03.2009 между ОАО "С" и ООО "И"; по договору № 10/0209 от 01.02.2009 между ОАО "З" и ООО "И".
По договорам с ООО "Э" плата за технические условия составляет 2500 руб. Например, по договору от 01.03.2010 № 26/15-1-10 с ЗАО "Б".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11
ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Таким образом, в действиях управляющих компаний ОАО "З", ОАО "Ю", ОАО "С" содержатся признаки согласованных действий, ограничивающих конкуренцию на рынке услуг связи (кабельное телевидение, интернет) в части нарушения п. 1 ч. 1 статьи 11
ФЗ "О защите конкуренции" по установлению, поддержанию цен тарифов.
Приказом Иркутского УФАС России № 110 от 28.02.2011 возбуждено дело № 110 по признакам нарушения ОАО "З", ОАО "Ю", ОАО "С", ООО "С", ООО "Э" пункта 1 части 1 статьи 11
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" - в части заключения агентских договоров на совершение юридических и фактических действий по заключению договоров на предоставление операторам связи возможности использования мест общего пользования, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов в г. Иркутске.
Определением № 327 от 28.02.2011 дело № 110 было назначено к рассмотрению на 29.03.2011 в 14 часов 00. На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 110 ОАО "Ю", ОАО "С", ОАО "З" заявлены ходатайства об истребовании от операторов связи информации о размещении оборудования в многоквартирных домах.
ОАО "С" заявлено ходатайство об истребовании у заявителя сведений о фактическом размещении оборудования в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО "С".
Комиссией указанные ходатайства отклонены, так как истребуемые документы не имеют значения для рассмотрения данного дела.
ОАО "Ю", ООО "Э", ОАО "С", ОАО "З" заявлены ходатайства о конкретизации сути нарушения антимонопольного законодательства по делу № 110 от 28.02.2011.
Комиссией принято решение об удовлетворении данных ходатайств, в связи с чем определением № 501 от 29.03.2011 рассмотрение дела № 110 отложено, данным определением было назначено рассмотрение дела № 110 на 21.04.2011 в 10 часов 00 минут.
21 апреля 2011 г. при рассмотрении дела № 110 представитель ОАО "Ю" заявлены ходатайства:
- о конкретизации сути нарушения антимонопольного законодательства по делу № 110 от 28.02.2011;
- об ознакомлении с докладной запиской об обнаружении в действиях ОАО "Ю" признаков нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 11
Закона о защите конкуренции и с результатами внутриведомственной правовой экспертизы докладной записки об обнаружении в действиях ОАО "Ю" признаков нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 11
Закона о защите конкуренции.
Комиссия, приняв решение простым большинством голосов, объявила решение:
- об отказе в удовлетворении ходатайства об ознакомлении с докладной запиской и заключением, так как в соответствии с пунктом 3.35.1
Приказа ФАС РФ от 25.12.2007 № 447 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации" в дело подшиваются документы и материалы, которые имеют непосредственное отношение к данному делу (за исключением докладной записки и заключения), и располагаются в хронологической последовательности их поступления;
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 23 июня 2011 г. № 142
(извлечение)
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), руководствуясь статьей 23
, частью 1 статьи 39
, частью 4 статьи 41
, статьей 50
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения № 403 от 23.06.2011 по делу № 110 о нарушении ОАО "С" (<...>) ОАО "З" (<...>), ОАО "Ю" (<...>), ООО "С" (<...>) пункта 1 части 1 статьи 11
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
предписывает:
1. ОАО "З" с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11
ФЗ РФ от 26.07.2006 № 135 "О защите конкуренции", выразившегося в согласованных действиях по одновременному заключению агентских договоров на совершение юридических и фактических действий по заключению договоров на предоставление Операторам связи возможности использования мест общего пользовании, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов в г. Иркутске, что привело к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, путем недопущения необоснованных отказов в заключении договоров, при наличии поступивших предложений от операторов связи о предоставлении мест общего пользования многоквартирных домов для установки (размещения) и эксплуатации сетей связи.
2. ОАО "З" в случае принятия решения об отказе в заключении договора о предоставлении мест общего пользования многоквартирных домов для установки (размещения) и эксплуатации сетей связи с отдельными операторами связи в период до 30 декабря 2011 г. в 3-дневный срок с момента принятия решения об отказе, направлять в адрес Иркутского УФАС России копии писем, направленных операторам связи, в которых содержится решение об отказе в заключении договора о предоставлении мест общего имущества многоквартирных домов для установки (размещения) и эксплуатации сетей связи с указанием причин.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 23 июня 2011 г. № 143
(извлечение)
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия, руководствуясь статьей 23
, частью 1 статьи 39
, частью 4 статьи 41
, статьей 50
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения № 403 от 23.06.2011 по делу № 110 о нарушении ОАО "С" (<...>) ОАО "З" (<...>), ОАО "Ю" (<...>), ООО "С" (<...>) пункта 1 части 1 статьи 11
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
предписывает:
1. ООО "С" с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11
ФЗ РФ от 26.07.2006 № 135 "О защите конкуренции", выразившегося в согласованных действиях по одновременному заключению агентских договоров на совершение юридических и фактических действий по заключению договоров на предоставление Операторам связи возможности использования мест общего пользовании, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов в г. Иркутске, что привело к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, путем недопущения необоснованных отказов в заключении договоров, при наличии поступивших предложений от операторов связи о предоставлении мест общего пользования многоквартирных домов для установки (размещения) и эксплуатации сетей связи.
2. ООО "С" в случае принятия решения об отказе в заключении договора о предоставлении мест общего пользования многоквартирных домов для установки (размещения) и эксплуатации сетей связи с отдельными операторами связи в период до 30 декабря 2011 г. в 3-дневный срок с момента принятия решения об отказе, направлять в адрес Иркутского УФАС России копии писем, направленных операторам связи, в которых содержится решение об отказе в заключении договора о предоставлении мест общего имущества многоквартирных домов для установки (размещения) и эксплуатации сетей связи с указанием причин.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.