АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. по делу № А14-8320-2011
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2012 года.
В полном объем решение изготовлено 29 февраля 2012 года.
Администрация городского округа город Воронеж (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра) № 01/008/2011-60 от 06.06.2011 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое встроенное помещение II в литере А1, номера на поэтажном плане 1 - 2, площадью 38,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Воронеж, <...>; а также обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Воронеж на нежилое встроенное помещение II в литере А1, номера на поэтажном плане 1 - 2, площадью 38,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Воронеж, <...>.
Управление Росреестра по Воронежской области и третье лицо возражают против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах.
В судебном заседании 31.01.2012 в порядке ст. 163
АПК РФ объявлялся перерыв до 07.02.2012.
Из материалов дела следует:
18.01.2011 Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Воронеж на объект недвижимости - нежилое встроенное помещение II в литере А1, номера на поэтажном плане 1 - 2, площадью 38,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Воронеж, <...>.
На государственную регистрацию заявителем были представлены выписка из реестра муниципального имущества № 17 от 12.01.2011 и кадастровый паспорт помещения.
Сообщением от 06.06.2011 регистрационным органом заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на основании абз. 9
, 10 п. 1 ст. 20
Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как не представлено правоустанавливающих документов, подтверждающих передачу прав Российской Федерации на недвижимое имущество в собственность муниципального образования, а также не представлены документы на государственную регистрацию ранее возникшего права Российской Федерации.
Считая, что отказ в государственной регистрации права собственности муниципального образования является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, Администрация обратилась в суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом
. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4
АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198
АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 17
Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со статьей 16
Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, а также документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13
Закона № 122-ФЗ) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В силу Постановления
Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 (с изменениями от 23.05.1992 № 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты согласно приложению № 3
, относятся к муниципальной собственности в силу закона независимо от оформления их приема-передачи.
На основании п. 2
названного выше Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3
, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
В соответствии с п. 1
приложения № 3 к Постановлению № 3020-1, к объектам муниципальной собственности относится: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно п. 1
, 3
Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3
к Постановлению № 3020-1. Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5
Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении № 3
к указанному Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Согласно подпункту "г" пункта 1
Указа Президента Российской Федерации от 25.11.1996 № 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обязано до 1 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городов, не имеющих органов самоуправления), находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1990 № 113 установлено, что в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность могут передаваться находящиеся в федеральной собственности объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, в том числе жилищный фонд (социального использования), инженерные сооружения, коммуникации и прочие объекты.
В силу пункта 2 названного Постановления перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов Российской Федерации по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, согласованному органами местному самоуправления.
26 января 2000 года Правительством Российской Федерации принято распоряжение № 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность", согласно пункту 1 которого принято предложение администрации города Воронежа и Мингосимущества России, согласованное с Минобороны России и администрацией Воронежской области, о передаче в муниципальную собственность города Воронежа находящихся в федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Воронежской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа, расположенных в городе Воронеже, согласно приложению № 2 к указанному распоряжению. В названном приложении указан, в том числе <...>.
Таким образом, поскольку нежилое встроенное помещение II в литере А1, номера на поэтажном плане 1 - 2, площадью 38,6 кв. м является частью жилого дома <...>, переданного из федеральной собственности в муниципальную собственность города Воронежа в соответствии с процедурой, установленной Распоряжением
Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп, следовательно, у муниципального образования городского округ город Воронеж возникло право муниципальной собственности на данное помещение в силу вышеупомянутого Распоряжения Правительства РФ № 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность" с момента принятия решения о передаче имущества.
Как видно из выписки из реестра муниципального имущества спорный объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности на основании постановления Воронежской городской Думы от 11.09.2001 № 113-I (с изменениями, внесенными решением Воронежской городской Думы № 342-III от 26.01.2011), которым утвержден перечень № 147 объектов социально-бытовой сферы безвозмездно передаваемых Воронежской квартирно-эксплуатационной часть Московского военного округа в муниципальную собственность.
Кроме того, на момент обращения Администрации за государственной регистрацией права, данное нежилое помещение не учитывалось в реестре федерального имущества (письмо от 07.07.2011 № 7-4451).
Таким образом, суд приходит выводу, что спорное нежилое помещение относится к муниципальной собственности в силу закона, в связи с чем отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности на него не может быть признан законным.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение Управления Росреестра № 01/008/2011-60 от 06.06.2011 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ город Воронеж на нежилое встроенное помещение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества.
Руководствуясь статьями 110
, 167
, 168
, 170
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области № 01/008/2011-60 от 06.06.2011 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое встроенное помещение II в литере А1, номера на поэтажном плане 1 - 2, площадью 38,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Воронеж, <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360, юридический адрес: г. Воронеж, ул. Донбасская, 2) произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Воронеж на нежилое встроенное помещение II в литере А1, номера на поэтажном плане 1 - 2, площадью 38,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Воронеж, <...>.
Решение может быть обжаловано
в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.