Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. по делу № А14-8320-2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2012 года.
В полном объем решение изготовлено 29 февраля 2012 года.
Администрация городского округа город Воронеж (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра) № 01/008/2011-60 от 06.06.2011 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое встроенное помещение II в литере А1, номера на поэтажном плане 1 - 2, площадью 38,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Воронеж, <...>; а также обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Воронеж на нежилое встроенное помещение II в литере А1, номера на поэтажном плане 1 - 2, площадью 38,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Воронеж, <...>.
Управление Росреестра по Воронежской области и третье лицо возражают против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах.
В судебном заседании 31.01.2012 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 07.02.2012.
Из материалов дела следует:
18.01.2011 Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Воронеж на объект недвижимости - нежилое встроенное помещение II в литере А1, номера на поэтажном плане 1 - 2, площадью 38,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Воронеж, <...>.
На государственную регистрацию заявителем были представлены выписка из реестра муниципального имущества № 17 от 12.01.2011 и кадастровый паспорт помещения.
Сообщением от 06.06.2011 регистрационным органом заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на основании абз. 9, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как не представлено правоустанавливающих документов, подтверждающих передачу прав Российской Федерации на недвижимое имущество в собственность муниципального образования, а также не представлены документы на государственную регистрацию ранее возникшего права Российской Федерации.
Считая, что отказ в государственной регистрации права собственности муниципального образования является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, Администрация обратилась в суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со статьей 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, а также документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона № 122-ФЗ) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 (с изменениями от 23.05.1992 № 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты согласно приложению № 3, относятся к муниципальной собственности в силу закона независимо от оформления их приема-передачи.
На основании п. 2 названного выше Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
В соответствии с п. 1 приложения № 3 к Постановлению № 3020-1, к объектам муниципальной собственности относится: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно п. 1, 3 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к Постановлению № 3020-1. Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении № 3 к указанному Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Согласно подпункту "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.11.1996 № 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обязано до 1 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городов, не имеющих органов самоуправления), находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1990 № 113 установлено, что в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность могут передаваться находящиеся в федеральной собственности объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, в том числе жилищный фонд (социального использования), инженерные сооружения, коммуникации и прочие объекты.
В силу пункта 2 названного Постановления перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов Российской Федерации по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, согласованному органами местному самоуправления.
26 января 2000 года Правительством Российской Федерации принято распоряжение № 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность", согласно пункту 1 которого принято предложение администрации города Воронежа и Мингосимущества России, согласованное с Минобороны России и администрацией Воронежской области, о передаче в муниципальную собственность города Воронежа находящихся в федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Воронежской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа, расположенных в городе Воронеже, согласно приложению № 2 к указанному распоряжению. В названном приложении указан, в том числе <...>.
Таким образом, поскольку нежилое встроенное помещение II в литере А1, номера на поэтажном плане 1 - 2, площадью 38,6 кв. м является частью жилого дома <...>, переданного из федеральной собственности в муниципальную собственность города Воронежа в соответствии с процедурой, установленной Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп, следовательно, у муниципального образования городского округ город Воронеж возникло право муниципальной собственности на данное помещение в силу вышеупомянутого Распоряжения Правительства РФ № 137-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность" с момента принятия решения о передаче имущества.
Как видно из выписки из реестра муниципального имущества спорный объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности на основании постановления Воронежской городской Думы от 11.09.2001 № 113-I (с изменениями, внесенными решением Воронежской городской Думы № 342-III от 26.01.2011), которым утвержден перечень № 147 объектов социально-бытовой сферы безвозмездно передаваемых Воронежской квартирно-эксплуатационной часть Московского военного округа в муниципальную собственность.
Кроме того, на момент обращения Администрации за государственной регистрацией права, данное нежилое помещение не учитывалось в реестре федерального имущества (письмо от 07.07.2011 № 7-4451).
Таким образом, суд приходит выводу, что спорное нежилое помещение относится к муниципальной собственности в силу закона, в связи с чем отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности на него не может быть признан законным.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение Управления Росреестра № 01/008/2011-60 от 06.06.2011 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ город Воронеж на нежилое встроенное помещение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области № 01/008/2011-60 от 06.06.2011 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое встроенное помещение II в литере А1, номера на поэтажном плане 1 - 2, площадью 38,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Воронеж, <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360, юридический адрес: г. Воронеж, ул. Донбасская, 2) произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Воронеж на нежилое встроенное помещение II в литере А1, номера на поэтажном плане 1 - 2, площадью 38,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Воронеж, <...>.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru