АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2012 г. № 1010
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ БРЯНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую региональную стратегию
действий в интересах детей Брянской области на 2012 - 2017 годы.
2. Полномочия по координации деятельности органов исполнительной государственной власти области по реализации региональной стратегии действий в интересах детей Брянской области на 2012 - 2017 годы возложить на комитет по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов руководствоваться положениями региональной стратегии действий в интересах детей Брянской области на 2012 - 2017 годы при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
5. Контроль за исполнением Постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области Макарова А.Н.
Губернатор
Н.В.ДЕНИН
Утверждена
Постановлением
администрации
Брянской области
от 1 ноября 2012 г. № 1010
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
действий в интересах детей Брянской области
на 2012 - 2017 годы
I. Введение
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция
Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию
о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В рамках нынешнего этапа социально-экономического развития страны была разработана и принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства в Брянской области стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных и региональных целевых программ. В Брянской области в основном создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе относящихся к наиболее социально незащищенным категориям - детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработаны и успешно выполняются закон Брянской области об охране семьи, материнства, отцовства и детства, региональные программы по защите семьи и детей, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей.
В 2006 году был создан комитет по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации Брянской области, в 2010 году - институт уполномоченного по правам ребенка.
В результате всех принятых мер наметилась позитивная динамика демографических показателей.
Решение первоочередных проблем детей и семей с детьми осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти области, территориальных органов, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.
За последние годы в Брянской области был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей, который в рамках имевшихся ресурсов позволил обеспечить:
законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям;
сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и доступа детей к системам образования и здравоохранения;
развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
совершенствование системы профилактики и социальной реабилитации детей;
сокращение социального сиротства.
Отмечается повышение доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличение числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Совершенствование законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Повышение правовой и политической культуры детей и специалистов, работающих с детьми, расширение их знаний в области прав человека.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Внедрение системы активного участия детей в принятии решений во все учреждения и институты, осуществляющие образовательный, воспитательный процессы.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети Интернет.
Внедрение системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы (добровольность, участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности, открытость, честность взрослых в общении с детьми, недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей).
7.3. Первоочередные меры
Обеспечение детей знаниями в области правовых дисциплин (изучение прав человека и прав ребенка одновременно с включением в образовательную программу раздела практического применения полученных знаний).
Дополнительная подготовка (переподготовка) специалистов, работающих с детьми, с включением специального раздела с комментариями о правах детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, а также способы его возможной реализации.
Обучение детей умению устанавливать защиту своих персональных данных в интернет-пространстве, основным требованиям онлайн-безопасности.
Создание детского общественного совета с целью практического применения современных социальных технологий, привлечения детей к участию в рассмотрении решений в отношении их прав и интересов на всех уровнях.
Установление единых правил применения на практике разработанных методик и стандартов участия в различных областях человеческой деятельности.
Активное внедрение мониторинговой системы изучения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включающей оценку результатов этого участия с подробным анализом данных возрастных и социальных групп, ресурсного обеспечения процесса участия детей в принятии решений.
7.4. Ожидаемые результаты
Участие детей во всех сферах жизнедеятельности.
Усовершенствование региональной законодательной базы для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Разработка и практическое применение современных усовершенствованных образовательных программ, приоритетным направлением которых является защита и обеспечение прав детей, при широкой поддержке средств массовой информации, в том числе с использованием современных интернет-ресурсов.
Совершенствование института уполномоченных по правам детей путем принятия соответствующих законодательных актов, определяющих их компетенцию и права, включая право на обращение в суд, порядок представления докладов.
Непрерывная мониторинговая система контроля и оценки в проблеме расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
VIII. Механизм реализации стратегии
Реализация стратегии предполагает:
законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих их выполнение;
программно-целевой подход при бюджетировании реализации основных задач на региональном уровне;
расширение участия гражданского общества в выполнении основных направлений стратегии на основе его интеллектуального и финансового участия в деятельности по улучшению положения детей, непосредственного участия в работе добровольцев;
распространение опыта института уполномоченного по правам ребенка;
информационное и кадровое обеспечение планируемых мер;
развитие системы просвещения родителей и детей по вопросам прав ребенка и их защите, воспитания детей, различным аспектам их жизнедеятельности, возможности получения своевременной помощи;
организацию координации и контроля за последовательным достижением целей стратегии и выполнением намеченных мер.
Реализация стратегии должна осуществляться во взаимодействии с общим ходом социально-экономических реформ, проводимых в Брянской области, в том числе с позиций оценки их влияния на положение детей, а также программой социально-экономического развития Брянской области и концепцией демографического развития Брянской области на период до 2015 года.
Координирующим органом является комитет по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации области.
Неотъемлемой частью стратегии является комплексный план мероприятий по ее реализации.
Сроки проведения и масштабы планируемых мероприятий должны уточняться с учетом складывающейся экономической ситуации и финансовых возможностей бюджетов всех уровней Брянской области.
Основные направления стратегии реализуются за счет средств областного бюджета, федерального бюджета (на условиях софинансирования), местных бюджетов и иных внебюджетных источников.
Объемы выделяемых средств определяются законом Брянской области об областном бюджете и федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, нормативными правовыми актами муниципальных образований.
Обеспечение ресурсами выполнения стратегии предусматривает:
учет в первоочередном порядке интересов детей при принятии решений финансирования мероприятий государственной семейной политики, региональных целевых программ социальной поддержки семьи и детей, охраны здоровья, развития образования, культуры, физической культуры и отдыха детей;
улучшение условий содержания и воспитания детей в дошкольных учреждениях, школах, центрах социального обслуживания семьи и детей, интернатных учреждениях для детей всех форм собственности и других детских учреждениях;
повышение эффективности использования средств, выделяемых на улучшение положения детей.