Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2011 г. по делу № А79-5321/2011

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи, судей,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк", г. Новочебоксарск,
к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, г. Чебоксары,
обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии", г. Чебоксары,
о признании частично недействующим постановления от 30.11.2010 № 42-10/т,
третьи лица:
Кабинет Министров Чувашской Республики, г. Чебоксары,
администрация г. Новочебоксарска Чувашской Республики,
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары,
при участии:
от заявителя - директора Ю., И. по доверенности от 27.07.2011 № 217, Х. по доверенности от 05.09.2011 № 262,
от Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - Е. по доверенности от 20.04.2011 № 14, К.Г. по доверенности от 24.08.2011 № 26,
от ООО "Коммунальные технологии" - Б. по доверенности от 29.09.2011 № 73, К.О. по доверенности от 11.04.2011 № 35,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк" (далее - заявитель, ООО "УК "Новэк", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба по тарифам), обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии") о признании недействующим постановления от 30.11.2010 № 42-10/т в части установления тарифа для исполнителей коммунальных услуг города Новочебоксарска в сумме 865 рублей 31 копейка за 1 Гкал.
По мнению заявителя, при расчете тарифа в состав необходимой валовой выручки необоснованно включены расходы по аренде имущества, полученного ООО "Коммунальные технологии" от администрации г. Новочебоксарска по ничтожной сделке, заключенной с нарушением антимонопольного законодательства и Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" без проведения конкурса, а также расходы по оплате труда ввиду включения в затраты фонда оплаты труда завышенных размеров окладов и незаконных выплат материального стимулирования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кабинет Министров Чувашской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, администрация г. Новочебоксарска.
В судебном заседании представители Общества заявление поддержали по изложенным в нем и в дополнении основаниям.
Представители Службы по тарифам заявление не признали и пояснили, что процедура утверждения тарифа была соблюдена. Тариф, предложенный ООО "Коммунальные технологии", был значительно снижен Службой. Так, размер арендной платы, указанный ООО "Коммунальные технологии", составлял 20 445 000 рублей. Служба приняла для установления тарифа арендную плату в размере 18 605 000 рублей, из них по договорам долгосрочной аренды, на которые указал заявитель, 16 821 000 рублей. По расходам на оплату труда ООО "Коммунальные технологии" Службой по тарифам применен рекомендованный ФСТ России индекс роста потребительских цен 7,9%. Служба по тарифам не включала в стоимость тарифа размер заработной платы, указанный ООО "Коммунальные технологии"; расходы на оплату труда, включенные в стоимость тарифа, уменьшены по сравнению с данными ООО "Коммунальные технологии" более чем в два раза. Повышение тарифа по сравнению с 2010 годом на 14,96% не превышает предельного значения в 15%, предложенного Правительством Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам.
Представитель ООО "Коммунальные технологии" пояснил, что данное общество по сути ответчиком по делу не является, поскольку оспаривается нормативный правовой акты Службы по тарифам. По мнению ООО "Коммунальные технологии", доводы заявителя о ничтожности договора аренды несостоятельны, так как в момент заключения договора Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не предусматривал возможность проведения торгов, равно как и впоследствии введенный Закон "О защите конкуренции". При этом в компетенцию регулирующего органа не входит оценка законности или незаконности передачи имущества. Согласие антимонопольного органа на заключение договоров было получено. Размер расходов ООО "Коммунальные технологии" на оплату труда работникам уменьшен Службой по тарифам в 2,4 раза.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики, Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии и администрации г. Новочебоксарска в судебное заседание не явились; о времени и месте судебного разбирательства третьи лица уведомлены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия представителей третьих лиц.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 30.11.2010 № 42-10/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей энергоснабжающих организаций в Чувашской Республике, тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2011 год", обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" утверждены, в числе прочих, тарифы для исполнителей коммунальных услуг города Новочебоксарска в сумме 865 рублей 31 копейка за 1 Гкал (пункт 82.2).
Постановление зарегистрировано в Минюсте Чувашии 16.12.2010 за № 721 и опубликовано в издании "Вести Чувашии" от 17.12.2010 № 49.
ООО "УК "Новэк" является одним из исполнителей коммунальных услуг в г. Новочебоксарске.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя являются регулируемыми видами деятельности, то есть видами деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые должны включать в себя сроки рассмотрения дел об установлении таких тарифов, исчерпывающий перечень представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, документов, определение условий и порядка принятия решений об отмене регулирования таких тарифов, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении).
утверждение тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункты 4 - 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
В Чувашской Республике - Чувашии таким государственным органом является Служба по тарифам (Положение о Государственной службе по конкурентной политике и тарифам, утвержденное постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 № 265).
До вступления в силу Закона о теплоснабжении экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определялись Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В части 4 статьи 2 названного Закона было закреплено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы), а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на указанные энергоресурсы (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
В силу пункта 8 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, должны представить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования. Перечень материалов, подлежащих представлению организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, установлен в пункте 10 Правил.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней (экспертов назначает из числа своих сотрудников). Экспертные заключения, подготовленные регулирующим органом, а также представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, являются дополнительными материалами (пункт 16 Правил).
Согласно пункту 15 Основ при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
В рассматриваемом случае Службой по тарифам применен метод экономически обоснованных расходов (затрат), но с учетом того, что максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, установлена для Чувашской Республики в размере 115% по отношению к тарифам 2010 года (Приказ ФСТ РФ от 07.10.2010 № 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" (зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2010 № 18851).
Также Службой по тарифам учтены разъяснения, данные ФСТ России в письме от 30.11.2010 № НБ-9624/5, согласно которым определялся предельный рост затрат по отдельным статьям расходов (т. 1, л.д. 116 - 118).


Перечень затрат, включаемых в расходы, связанные с осуществлением регулируемой деятельности, определен в пункте 19 Основ.
В пункте 17 Основ закреплено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ).
Согласно пунктам 18 - 21 Основ в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
- на топливо;
- на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность);
- на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
- на сырье и материалы;
- на ремонт основных средств;
- на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
- на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
- прочие расходы.
Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:
- капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;
- выплата дивидендов и других доходов из прибыли после уплаты налогов;
- взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;
- прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 29 Основ в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включается, в том числе, плата за аренду имущества.
Таким образом, ООО "Коммунальные технологии" обоснованно включило в состав расходов для установления тарифа арендные платежи и расходы на оплату труда.
То обстоятельство, что заявитель считает незаключенным договор аренды муниципального имущества от 01.01.2008 № 2-КТ, в соответствии с которым администрация г. Новочебоксарска передала ООО "Коммунальные технологии" объекты, необходимые для теплоснабжения города, не имеет правового значения для рассмотрения дела, поскольку в любом случае ООО "Коммунальные технологии" несет расходы за пользование этим имуществом. При этом ООО "Коммунальные технологии" просило Службу по тарифам утвердить тариф исходя из арендной платы на 2011 год в размере 20 446 000 рублей, тогда как Служба по тарифам признала обоснованными арендные платежи только на сумму 18 605 900 рублей.
Кроме того, в компетенцию Службы по тарифам не входит решение вопроса о законности либо незаконности передачи энергоснабжающей организации имущества, необходимого доя осуществления регулируемого вида деятельности.
Заявитель также считает, что Служба по тарифам учла в стоимости тарифа завышенный размер оплаты труда работников ООО "Коммунальные технологии". В частности, в дополнении к заявлению Общество указывает, что ООО "Коммунальные технологии" учитывало базовую месячную тарифную ставку рабочих первого разряда в размере 3 955 рублей, тогда как Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы (распространено до 2014 года) такая ставка с 01.04.2010 установлена в размере 3 930 рублей 83 копейки.
Однако согласно пункту 2.3 названного Отраслевого соглашения с 1 января 2011 года базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда устанавливается в размере не ниже 4 200 рублей, то есть в размере большем, чем указало ООО "Коммунальные технологии".
При этом следует отметить, что ООО "Коммунальные технологии" по статье затрат "Цеховые расходы", в которой учитывается заработная плата цехового персонала, предлагало включить в тариф сумму 69 100 500 рублей, тогда как Служба по тарифам предусмотрела затраты по этой статье в размере 43 906 900 рублей, что меньше на 25 193 600 рублей.
Тариф для исполнителей коммунальных услуг г. Новочебоксарска, получающих тепловую энергию от ООО "Коммунальные технологии", в 2010 году был установлен в сумме 752 рубля 73 копейки за 1 Гкал (пункт 78.2 постановления Постановление Госслужбы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 30.11.2009 № 14-5/т).
На 2011 год тариф установлен в размере 865 рублей 31 копейка, что составляет 114,96% по отношению к тарифу 2010 года, и не превышает предельного максимального уровня, установленного приказом ФСТ России о ФСТ РФ от 07.10.2010 № 244-э/2.
Экспертиза предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней проведена Службой по тарифам в соответствии с пунктами 16 - 17 Правил.
Таким образом, суд пришел к выводу, что при установлении тарифа Службой не допущено нарушений действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен на тепловую энергию.
Кроме того, суд отмечает следующее.
Общество полагает, что установленный ООО "Коммунальные технологии" тариф необоснованно завышен, что нарушает права и законные интересы ООО "УК "Новэк" в сфере экономической деятельности.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должны быть указаны права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим при наличии одновременно двух условий: несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушения прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разъяснения аналогичного содержания даны в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, обращаясь с настоящим заявлением в арбитражный суд, ООО "УК "Новэк" должно представить доказательства того, что нормативным правовым актом в оспариваемой части нарушены права и законные интересы заявителя.
Таких доказательств заявителем не представлено.
В период отопительного сезона 2010/2011 годов тариф на тепловую энергию, поставляемую населению энергоснабжающими организациями, для потребителей г. Новочебоксарск был установлен постановлением Службы по тарифам от 30.11.2010 № 43-10/тн.
Для населения, получающего тепловую энергию от источников, принадлежащих ООО "Коммунальные технологии", тариф установлен в размере 1021 рубль 07 копеек за 1 Гкал.
Эта сумма является тарифом, установленным для исполнителей коммунальных услуг (835 рублей 31 копейка), но с учетом налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.
Именно по такой цене ООО "УК "Новэк" взимало с населения г. Новочебоксарска плату за отопление. Это обстоятельство подтвердили представители Общества в судебном заседании.
Таким образом, заявитель оплачивает тепловую энергию обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" по той же цене, которую население оплачивает заявителю.
Следовательно, права и законные интересы ООО "УК "Новэк" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушаются, поскольку дополнительных расходов на приобретение тепловой энергии по утвержденному тарифу он не несет.
В судебном заседании руководитель ООО "УК "Новэк" не смог пояснить суду, каким образом права и законные интересы заявителя нарушаются оспариваемым тарифом.
В связи с отсутствием совокупности оснований для признания оспариваемого постановления недействующим заявление ООО "УК Новэк" удовлетворению не подлежит.
Суд также отмечает, что заявитель необоснованно привлек в качестве ответчика ООО "Коммунальные технологии", так как по делам об оспаривании нормативного правового акта ответчиком выступает орган власти, принявший такой акт.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная ООО "УК "Новэк" государственная пошлина в размере <...> подлежит возвращению заявителю.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк" отказать.
Признать постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 30.11.2010 № 42-10/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей энергоснабжающих организаций в Чувашской Республике, тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2011 год" в части установления обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" тарифа для исполнителей коммунальных услуг города Новочебоксарска в сумме 865 рублей 31 копейка за 1 Гкал (пункт 82.2) соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 № 265 "Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам".
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк", г. Новочебоксарск (ОГРН 1082124000342), государственную пошлину в размере <...>, уплаченную платежным поручением от 17.06.2011 № 145 в сумме 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru