Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2012 г. по делу № 4а12-370

Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу директора ООО "А-б" - Ш. на постановление государственного инспектора г. Челябинска по пожарному надзору от 12 сентября 2011 г., решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 13 декабря 2011 г. и решение судьи Челябинского областного суда от 20 января 2012 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора ООО "А-б" Ш.

установил:

постановлением государственного инспектора г. Челябинска по пожарному надзору от 12 сентября 2011 г. директор ООО "А-б" Ш. привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему в соответствии с положением ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 13 декабря 2011 г. указанное выше постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 20 января 2012 г. постановление государственного инспектора г. Челябинска по пожарному надзору от 12 сентября 2011 г. и решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 13 декабря 2011 г. оставлены без изменения.
В жалобе директора ООО "А-б" - Ш., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебного постановления ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятого по делу судебного постановления не нахожу.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, 8 августа 2011 г. государственным инспектором г. Челябинска по пожарному надзору проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещении ООО "А-б", расположенного по адресу: <...> результатам которой составлен акт и протоколы о нарушениях требований пожарной безопасности директором ООО "А-б" Ш.
Факт совершения административных правонарушений и виновность подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 3092 от 30 августа 2011 года, предусмотренным ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 14 - 15), протоколом об административном правонарушении № 3093 от 30 августа 2011 года, предусмотренным ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 16), актом проверки от 8 августа 2011 г. № 2806 (л.д. 20 - 23), распоряжением главного государственного инспектора г. Челябинска по пожарному надзору от 18 июля 2011 г. № 2806, другими доказательствами, в связи с чем в отношении директора ООО "А-б" Ш. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В ходе проведения проверки государственным инспектором г. Челябинска в помещении, занимаемом ООО "А-б", установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не разработан и вывешен на видном месте план эвакуации людей в случае пожара (п. 16 ППБ 01-03); на оконных проемах торгового зала и малого торгового зала установлены глухие решетки (п. 40 ППБ 01-03); светильники в подсобном помещении и в помещении № 2 эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильника (п. 60 ППБ 01-03): отсутствует программа по проведению вводного инструктажа, разработанная с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкции по пожарной безопасности, утвержденная приказом руководителя организации (ч. 1 ст. 151 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п. п. 14, 18 прил. 2 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций); отсутствует график проведения занятий, утвержденных руководителем организации, в соответствии с которым проводиться повторный противопожарный инструктаж (ч. 1 ст. 151 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п. 23 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций); не издан распорядительный документ об установлении противопожарного режима (п. 15 ППБ 01-03); не организовано обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства руководителя, работников, ответственных за пожарную безопасность (п. 3 ППБ 01-03, п. п. 31, 32, 34, 36 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций); не производятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Не заключен договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида работ (п. 96 ППБ 01-03); двери эвакуационного выхода из помещения магазина открываются не по направлению выхода из помещений (ч. 1 ст. 151, ч. ч. 3, 4 ст. 4 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п. 4.2.6 СП 1.13130.2009); отсутствует второй эвакуационный выход из помещений, расположенных в подвальном этаже, с пребыванием более 15 человек (ч. 1 ст. 151, ч. ч. 3, 4 ст. 4 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п. 4.2.1, 7.2.5 СП 1.13130.2009); отсутствует эвакуационное освещение в переходных помещениях, коридорах, служащих для эвакуации людей в местах, опасных для прохода людей (ч. 1 ст. 151, ч. ч. 3, 4 ст. 4 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п. 4.3.1 СП 1.13130.2009, п. 7.6.2 СНиП 23-05-95).
Все нарушения, выявленные в ходе проверки, отражены как в акте, так и в протоколах об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. ч. 3 - 8 ст. 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.
Согласно ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313, установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Как видно из материалов дела, ООО "А-б" на основании договора аренды нежилого помещения № А-3/2010, заключенного с Н. от 10 мая 2011 г., арендует нежилое помещение по адресу г. Челябинск, <...> общей площадью 130,80 кв. м (л.д. 65 - 67).
Согласно п. 2.2.5 договора аренды, арендатор обязуется соблюдать правила пожарной и электрической безопасности.
Следовательно, ООО "А-б", пользуясь имуществом на законных основаниях, обязано обеспечивать соблюдение в арендуемых помещениях мер пожарной безопасности.
С учетом изложенного, государственный инспектор г. Челябинска по пожарному надзору и судьи пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица - директора ООО "А-б" Ш. составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Ссылки в жалобе на то, что ранее ООО "А-б", не привлекалось к административной ответственности, в настоящее время большая часть нарушений требований пожарной безопасности устранены, не могут служить основанием для освобождения ООО "А-б" от административной ответственности.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 г. (в редакции от 9 февраля 2012 г.), такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Поскольку при нарушении правил пожарной безопасности, возникает реальная угроза жизни и здоровью людей, то правонарушения предусмотренные ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, нельзя признать малозначительным.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Ссылка на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 марта 2011 г. по жалобе № А76-671/2012 несостоятельна, поскольку названное решение не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела.
Нарушений требований ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных решений, не допущено.
Указание на то, что при назначении наказания директору ООО "А-б" Ш. не учтены принципы соразмерности и справедливости, а также характер правонарушения, отсутствие вредных последствии, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ на основании положения ч. 2 ст. 4.4. КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1 КоАП РФ. При этом учтены личность виновного, характер совершенного административного правонарушения, объектом которого является общественная безопасность.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что директору ООО "А-б" Ш. назначен минимальный размер административного штрафа с учетом требовании ст. 4.4 КоАП РФ.
Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено не в максимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16 - 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление государственного инспектора г. Челябинска по пожарному надзору от 12 сентября 2011 г., решение судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 13 декабря 2011 г. и решение судьи Челябинского областного суда от 20 января 2012 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении директора ООО "А-б" Ш., оставить без изменения, а жалобу директора ООО "А-б" Ш. - без удовлетворения.

Заместитель председателя
Челябинского областного суда
Н.В.КОЗЛОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru