АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2012 г. по делу № А44-5169/2012
04 сентября 2012 года вынесена резолютивная часть решения
06 сентября 2012 года решение изготовлено в полном объеме
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Лариной И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Степановой Д.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ООО "Бизон" (ИНН 5311067782, ОГРН 1025300789623)
к Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области (ИНН 5321026264, ОГРН 1025300805254)
о признании недействительным приказа от 17.05.2012 года № 1297
при участии
от истца (заявителя): представитель К., доверенность от 18.06.2010 года
от ответчика: консультант-юрисконсульт Я., доверенность от 15.12.2011 года № 10084
установил:
ООО "Бизон" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа председателя Комитета по управлению государственным имуществом области от 17.05.2012 года № 1297 "Об отказе ООО "Бизон" в выставлении на торги земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302301:835" и об обязании выставить на торги земельный участок площадью 3920 кв. м с кадастровым номером 53:23:7302301:835, расположенный по адресу: Великий Новгород, ул. Московская.
В обоснование требований заявитель пояснил, что ООО "Бизон" (далее - общество) обратилось в Комитет по управлению государственным имуществом области с заявлением о выставлении на торги смежного земельного участка, необходимого ему для производственных нужд, однако заявление оставлено без удовлетворения по причине нахождения на нем незавершенного строительством объекта недвижимости, права на которое в установленном порядке не зарегистрированы. Объект незавершенного строительства приобретен обществом у ИЧП "Паллара" по договору купли-продажи от 09.11.2005 года, однако в установленном порядке переход права собственности не зарегистрирован ввиду отсутствия правоустанавливающих документов у продавца. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, не является препятствием для выставления земельного участка на торги, поскольку соответствующих ограничений действующее законодательство не содержит. Испрашиваемый земельный участок не изъят и не ограничен в обороте, сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном порядке, то есть отвечает всем требованиям, предусмотренным ст. 38
Земельного кодекса РФ для его реализации.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Ответчик с требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке ст. 163
АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела установлено, что ООО "Бизон" 12 марта 2010 года обратилось в Комитет по управлению государственным имуществом области с заявлением о выставлении на торги земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302301:835, расположенного по адресу: Великий Новгород. 01.11.2010 года заявление о выставлении земельного участка на торги было подано повторно.
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом области от 17.05.2012 года № 1297 обществу отказано в выставлении на торги испрашиваемого земельного участка на том основании, что на указанном в заявлении земельном участке расположен незавершенный строительством объект недвижимости не являющийся самовольной постройкой.
Полагая, что указанный приказ противоречит закону и нарушает права заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198
АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 3
Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно части 2 статьи 3
Областного закона от 05.12.2011 года № 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, осуществляет Администрация области либо уполномоченный ею орган исполнительной власти по управлению и распоряжению земельными участками, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2
указанной части.
Пунктом 1.1
Положения о комитете, утвержденного постановлением Администрации области от 01.12.2008 года № 430, установлено, что исполнительным органом государственной власти, реализующим полномочия в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде в пределах полномочий, установленных областным законом, является комитет.
Из вышеизложенного следует, что общество обратилось с заявлением в уполномоченный орган.
Статьей 38
Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30
настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29
настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок сформирован и 30.01.2012 года поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 53:23:7302301:835, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта земельного участка (л. д. 12 - 13).
Ранее указанный земельный участок был предоставлен в пользование ИЧП "Паллара" под строительство производственной базы, что подтверждается выданными разрешениями (л. д. 31 - 32), техническим паспортом. По договору купли-продажи от 09.11.2005 года, заключенным между ИЧП "Паллара" и ООО "Бизон" возведенный на спорном земельном участке объект незавершенного строительства был передан ООО "Бизон", однако переход права собственности не зарегистрирован в установленном порядке по причине ликвидации ИЧП "Паллара" и отсутствия правоустанавливающих документов.
Вместе с тем, отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права собственности на объект недвижимости препятствует использованию преимущественного права на приобретение в собственность земельного участка, находящегося под ним, в порядке ст. 36
Земельного кодекса РФ, однако не лишает заявителя права на приобретение его в общем порядке.
Нормы статей 30
, 38
Земельного кодекса РФ не запрещают выставление на торги земельных участков, имеющих обременения.
Более того, как следует из смысла статьи 37
ЗК РФ, продавец при заключении договора купли-продажи земельного участка обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования, что подтверждает возможность его обременения сооружениями, права на которые в установленном порядке не зарегистрированы.
Как следует из оспариваемого приказа, именно нахождение на земельном участке незавершенного строительством объекта недвижимости, не являющегося самовольной постройкой, послужило основанием для отказа КУГИ области в выставлении земельного участка на торги.
Согласно п. 4 ст. 28
Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Наличие ограничений по обороту испрашиваемого земельного участка, предусмотренных статьями 27
Земельного кодекса РФ, а также подтвержденных прав третьих лиц судом не установлено.
На основании изложенного, требование заявителя о признании приказа КУГИ области № 1297 от 17.05.2012 г. "Об отказе ООО "Бизон" в выставлении на торги земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302301:835" суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 168
Арбитражного процессуального кодекса РФ при вынесении решения суд распределяет судебные расходы.
Согласно статье 110
Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением требований заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110
, 167
- 170
, 176
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Требование общества с ограниченной ответственностью "Бизон" о признании недействительным приказа Комитета по управлению государственным имуществом области от 17.05.2012 № 1297 "Об отказе ООО "Бизон" в выставлении на торги земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302301:835" удовлетворить.
2. Признать недействительным приказ Комитета по управлению государственным имуществом области от 17.05.2012 № 1297 "Об отказе ООО "Бизон" в выставлении на торги земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302301:835", как несоответствующий статьям 38
, 38.1
Земельного кодекса РФ.
3. Обязать Комитет по управлению государственным имуществом области устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Бизон" путем принятия акта о выставлении земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302301:835 площадью 3920 кв. м на торги.
4. Взыскать с Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области в пользу ООО "Бизон" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб. 00 коп.
5. Выдать исполнительный лист по вступлении решения в законную силу.
6. Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
И.Г.ЛАРИНА