АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2012 г. по делу № А44-4527/2012
29 августа 2012 года вынесена резолютивная часть решения
04 сентября 2012 года решение изготовлено в полном объеме
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Лариной И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Степановой Д.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ЗАО "Гидроспецфундаментстрой НВ" (ИНН 5321065979, ОГРН 1025300797830)
к Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области (ИНН 5321026264, ОГРН 1025300805254)
о признании незаконными действий
при участии
от истца (заявителя): представитель М., доверенность от 22.09.2009 года
от ответчика: консультант-юрисконсульт Я., доверенность от 15.12.2011 года № 10084
установил:
Закрытое акционерное общество "Гидроспецфундаментстрой НВ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению государственным имуществом области (далее - комитет), выразившихся в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 53:23:8523402:0482 площадью 9146 кв. м, расположенного под объектом недвижимости по адресу: Великий Новгород, ул. Магистральная, д. 8.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что, являясь собственником недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в целях реализации своего права на переоформление права собственности на земельный участок в льготном порядке, установленном ст. 2
Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 года № 214-ФЗ), общество своевременно, и с соблюдением требований действующего земельного законодательства, обратилось в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Однако в установленный статьей 36
Земельного кодекса РФ месячный срок его обращение не было рассмотрено, что явилось основанием для обращения в суд с заявлением о признании бездействия незаконным.
В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом Комитета по управлению государственным имуществом области от 29.06.2012 года № 1741 обществу было отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на все объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке. В связи с чем, заявитель в самостоятельном порядке обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным указанного приказа. Вместе с тем, заявитель настаивал на рассмотрении требования о признании бездействия незаконным в рамках настоящего дела.
Ответчик с требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке ст. 163
АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат отклонению.
При рассмотрении дела установлено, что общество является собственником административного нежилого здания, общей площадью 336,4 кв. с кадастровым номером 53:23:8523402:0482:22602, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании ст. 2
Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции от 18.07.2011 года) (далее - Закон № 137-ФЗ) заявитель 30 марта 2012 года обратился в комитет с заявлением о переоформлении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 53:23:8523402:0482 в льготном порядке.
В отсутствие принятого в установленный срок решения, полагая, что бездействие комитета является незаконными и нарушающими права заявителя общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198
АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 36
Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом
.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом
, федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 2
Закона № 137-ФЗ до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с пунктом 10 ст. 3
Закона № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно подп. 1 п. 2 статьи 3
Областного закона от 05.12.2011 № 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, осуществляет Администрация области либо уполномоченный ею орган исполнительной власти области по управлению и распоряжению земельными участками.
Пунктами 1.1
, 3.31
Положения о комитете, утвержденного постановлением Администрации области от 01.12.2008 года № 430, установлено, что таким исполнительным органом государственной власти, реализующим полномочия в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде является Комитет по управлению государственным имуществом области.
В соответствии с п. 5 статьи 36
Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29
названного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Из изложенного следует, что общество обратилось с заявлением в уполномоченный орган.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом
Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года № 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Из материалов дела следует, что общество к заявлению от 30.03.2012 года приложило пакет документов (9 наименований), соответствующих приказу
№ 475.
Согласно пункту 6 статьи 36
Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29
Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29
Земельного кодекса РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении договора.
Из анализа статей 28
, 29
, 36
Земельного кодекса РФ, положений Областного закона
от 05.12.2011 № 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" следует, что на комитет возлагается обязанность по проверке возможности приватизации земельного участка и соответствия содержания предоставленных заявителем документов утвержденному перечню.
Порядок действий комитета после получения заявления о выкупе земельного участка регламентирован Положением
о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости, утвержденным постановлением Администрации Новгородской области от 23.07.2002 года № 153 (в редакции от 22.02.2012 года).
В соответствии с пунктом 2.3
Положения с целью выяснения вопроса о том, подлежит ли земельный участок приватизации комитет направляет запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, органы архитектуры и градостроительства соответствующего органа местного самоуправления, комитет культуры Новгородской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Новгородской области, отдел водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления.
Из материалов дела следует, что комитет 09.03.2012 года письмом № ГИ-3100 в адрес Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода направил запрос о представлении в семидневный срок заключения о возможности приватизации испрашиваемого земельного участка с приложением ситуационного плана.
В свою очередь, Комитет архитектуры письмом от 20.04.2012 года № 1802 сообщил со ссылкой на Положение
об адресном плане Великого Новгорода, утвержденное решением Новгородской городской Думы от 30.10.1997 года, о необходимости получения адресной справки, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок возник в результате раздела ранее существовавшего земельного участка при делении расположенных на нем объектов недвижимости на самостоятельные части. Указанная информация доведена до сведения заявителя в разумный срок, что подтверждается письмом от 04.05.2012 года № ГИ-4054-и.
После получения из Комитета архитектуры ситуационного плана участка комитетом сделаны запросы в остальные организации и ведомства, указанные в пункте 2.3
Положения.
Довод заявителя о том, что комитетом незаконно затребованы у общества документы, не предусмотренные Приказом
Минэкономразвития РФ от 13.9.2011 года № 475 (адресные справки), не правомерен.
В соответствии с п. 6.2
Решения Новгородской городской Думы от 30.10.1997 № 223 (ред. от 28.04.2011) "Об утверждении Положения об адресном плане города Новгорода" регистрация адресов и их изменений осуществляется в целях обеспечения учета юридически правильных адресов имеющихся, вновь построенных, реконструируемых и снесенных жилых и нежилых зданий, строений, сооружений, а также обеспечения однозначного соответствия адреса и объекта недвижимости.
Письмом от 04.05.2012 года заявителю было предложено представить указанные документы, однако получены эти справки непосредственно комитетом.
Ответы на запросы и адресные справки получены комитетом за пределами месячного срока, таким образом, нарушение комитетом месячного срока для принятия решения о предоставлении земельного участка или об отказе в его предоставлении произошло по объективны причинам.
Таким образом, несмотря на пропуск срока, установленного статьей 36
Земельного кодекса для рассмотрения заявления, комитетом не допущено незаконного бездействия, поскольку им в соответствии с требованиями нормативных правовых актов принимались меры для установления правовых оснований для оформления в собственность испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, заявитель не доказал нарушения своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями комитета.
Ссылка заявителя на истечение срока для приобретения земельного участка по льготной цене, установленного п. 1 ст. 2
Закона № 137-ФЗ (до 1 июля 2012 года), не может быть учтена, поскольку при принятии положительного решения о выкупе земельного участка имеет значение не дата принятия решения о выкупе уполномоченным органом, а дата обращения с заявлением о выкупе. Следовательно, несвоевременное рассмотрение комитетом заявления общества не могло нарушить его право на льготный выкуп.
Суд также учитывает, что приказом комитета от 29.06.2012 года № 1741 обществу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с наличием на нем зданий, строений, сооружений, на которые не представлены документы, удостоверяющие (устанавливающие) права общества.
Проверка обоснованности отказа не относится к предмету настоящего спора, поскольку приказ комитета оспорен обществом в арбитражный суд отдельным заявлением (дело № А44-6483/2012).
Руководствуясь ст. ст. 167
- 170
, 176
, 201
АПК РФ, проверив обжалуемые действия на соответствие статье 36
Земельного кодекса РФ, Областному закону
от 05.12.2011 года № 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требования ЗАО "Гидроспецфундаментстрой НВ" о признании незаконными действий Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области о непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка и об обязании комитета принять решение о выкупе земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 53:23:8523402:0482 площадью 9146 кв. м на льготных условиях, отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья
И.Г.ЛАРИНА