Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2012 г. по делу № А33-11035/2012

Резолютивная часть решения объявлена 8 октября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Фролова Н.Н., судей Ивановой Е.А., Ражкова Р.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" к Назаровскому городскому Совету депутатов об оспаривании отдельных положений нормативного акта, о взыскании с ответчика судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, с участием в деле прокурора Красноярского края, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Агентство по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края, Администрация г. Назарово, с участием в судебном заседании представителя заявителя Стрельникова Н.А. по доверенности от 17.05.2012, протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания М.А. Циммерман,

установил:

ООО "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отдельных положений нормативного акта - Положения об арендной плате за землю в городе Назарово (утв. Решением Назаровского городского Совета депутатов от 02.12.2008 № 24-235 в редакции Решения от 23.12.2011), а именно, пункт 2.3, следующее предложение: "Значение К1 признается равным произведению коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), утвержденного решением Назаровского городского Совета депутатов и применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, и коэффициента-дефлятора, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ".
Заявление принято к производству суда. Определением от 11 июля 2012 года возбуждено производство по делу.
Руководствуясь статьей 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд привлек к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований, Агентство по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края, Администрация г. Назарово.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле (прокурора, третьих лиц, ответчика), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании заявитель поддержал требования, по основаниями изложенным в заявлении, полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, так как органом местного самоуправления незаконно установлено произведение коэффициента К1 на коэффициент-дефлятор.
Ответчик требования не признал, представил отзыв, полагает, что оспариваемый акт соответствует требованиям закона, поскольку "введение коэффициента-дефлятора обусловлено необходимостью учета интересов арендодателя в связи с изменяющимися условиями ведения арендатором земельного участка определенной хозяйственной деятельности на протяжении промежутка времени, на который заключен договор", при принятии оспариваемого акта ответчик руководствовался рекомендациями Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края от 18.04.2008 № 08-3458 о применении коэффициента-дефлятора.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в дело вступил прокурор Красноярского края, представил заключение, согласно которому требования полагает обоснованными в части регулирования оспариваемыми положениями нормативного акта размера арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена.
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края своего отношения к спору не выразило, представило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Администрация города Назарово своего отношения к спору не выразила.
Дело рассмотрено по общим правилам искового производства, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 23 "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов".
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Назаровским городским Советом депутатов Красноярского края принято Решение от 2 декабря 2008 года № 24-235 (ред. от 23.12.2011 № 53-501), которым утверждено Положение об арендной плате за землю в городе Назарово (далее - Положение).
Положением установлен порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за землю (пункт 1.1 Положения).
Пунктом 2.3. Положения установлен расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков по формуле, где коэффициент К1, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка определяется следующим образом: "Значение К1 признается равным произведению коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), утвержденного решением Назаровского городского Совета депутатов и применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, и коэффициента-дефлятора, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ".
Заявитель, являясь арендатором земельных участков, полагая, что указанный актом нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
Суд исследовал материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.
В соответствии со статьей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое Положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Закон Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" регулирует отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 12 "Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542, расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле:

А = Кс x К1 x К2,

где:
А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности.
Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1 и К2 утверждается Правительством края.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Из содержания указанных норм следует, что порядок определения сумм арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в муниципальной собственности должен соответствовать статье 65 Земельного кодекса, пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, Закону Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
Суд установил, что применение коэффициента-дефлятора при расчете арендной платы за земельные участки собственность на которые не разграничена противоречит Закону Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542, поскольку части 5, 6 статьи 12, указанного Закона, устанавливают определение и применение коэффициента К1, не предусматривая возможности его увеличения на какую-либо величину.
Также ответчиком не представлено суду доказательств соблюдения требований экономической обоснованности, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, умножения коэффициента К1 на коэффициент-дефлятор при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве о том, что "введение коэффициента-дефлятора обусловлено необходимостью учета интересов арендодателя в связи с изменяющимися условиями ведения арендатором земельного участка определенной хозяйственной деятельности на протяжении промежутка времени, на который заключен договор", а также то, что ответчик при принятии оспариваемого акта руководствовался рекомендациями Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края от 18.04.2008 № 08-3458 о применении коэффициента-дефлятора, изучены судом и отклонены, как не основанные на действующем законодательстве Российской Федерации.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что отдельные положения оспариваемого нормативного акта приняты ответчиком произвольно, без законных оснований, являются несоответствующими статье 65 Земельного кодекса, пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, Закону Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
Согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Удовлетворить требования заявителя.
Признать отдельные положения нормативного акта - Положения об арендной плате за землю в городе Назарово (утв. Решением Назаровского городского Совета депутатов от 02.12.2008 № 24-235 в редакции Решения от 23.12.2011), а именно, пункт 2.3, следующее предложение: "Значение К1 признается равным произведению коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), утвержденного решением Назаровского городского Совета депутатов и применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, и коэффициента-дефлятора, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ", несоответствующими Земельному кодексу Российской Федерации, Закону Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" и недействующими.
Взыскать с Назаровского городского Совета депутатов в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1052456002257) судебные расходы в размере 2000 рублей государственной пошлины.
Разъяснить, что в соответствии с частями 4, 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Н.Н.ФРОЛОВ

Судьи
Е.А.ИВАНОВА
Р.А.РАЖКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru