Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
"ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 2011 ГОДУ

Доклад является официальным документом и издается в целях обеспечения государственных органов управления, населения республики, общественных объединений и организаций объективной систематизированной, аналитической информацией о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей, основных задачах, направленных на снижение уровня заболеваемости населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, повышение уровня защиты прав потребителей в регионе.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми представляет очередной выпуск ежегодного Государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Коми" по итогам 2011 года.
Ежегодный Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Коми" является официальным документом, подготовленным в целях обеспечения государственных органов управления и населения Республики Коми объективной систематизированной аналитической информацией о гигиенической оценке состояния окружающей среды проживания, тенденциях его изменения; характеристике эпидемиологической и медико-демографической ситуации в регионе; содержит сведения об осуществляемых на территории Республики Коми правовых, организационных, контрольно-надзорных и профилактических мероприятиях, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия территории и населения.
Деятельность Управления в 2011 году была направлена на реализацию задач в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Одной из основных особенностей истекшего года являлось осуществление деятельности в условиях единой таможенной территории и, в частности, реализация Единых санитарных требований, применяемых на всей территории Таможенного союза, участие во взаимодействии органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор государств - участников Единого экономического пространства. Управлением, во взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения, обеспечены реализация мероприятий по поддержанию статуса Республики Коми, свободной от полиомиелита, недопущению завоза и распространения дикого полиовируса, Программы ликвидации эндемичной кори.
В целях реализации Федерального закона № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" завершена вся необходимая работа по переходу с 01.01.2012 на субсидиарное финансирование ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми". Обеспечен переход на межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении отдельных видов государственных услуг в электронном виде.
В 2011 году был принят ряд законодательных актов, направленных на совершенствование федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, оптимизацию полномочий Роспотребнадзора и прав должностных лиц. Внесены изменения в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" и другие. Принят и вступил в действие новый Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Проводилась большая работа по гармонизации российских санитарно-гигиенических нормативов с международными стандартами, актуализации действующих санитарных правил. В реализации этих актов на территории региона должностные лица Управления приняли самое активное участие.
Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" впервые определены принципы охраны здоровья населения, в числе которых приоритет профилактики в сфере охраны здоровья населения, которые обеспечиваются путем осуществления санитарно-противоэпидемических мероприятий. В полной мере реализация этих мероприятий будет осуществляться в последующие периоды.
Успехи медико-профилактической работы в регионе зависят, прежде всего от взаимодействия всех уровней власти, надзорных органов, министерств и ведомств по вопросам охраны жизни и здоровья граждан, и хочется выразить надежду, что это взаимодействие будет эффективным.
Результаты работы службы позволили выделить приоритетные для региона медико-гигиенические проблемы, оценить конкретные неблагоприятные факторы окружающей среды, влияющие на здоровье населения, сформулировать на этой основе предложения по управлению качеством среды обитания и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
В докладе использованы официальные данные государственной статистики и ведомственной отчетности; региональных реестров, которые ведутся в органах и учреждениях, подведомственных Роспотребнадзору; данные регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга.
Надеемся, что материалы доклада будут полезны для практической деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, местного самоуправления, надзорных и контрольных органов в их деятельности по реализации Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Электронная версия Государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Коми в 2011 году", размещена в сети "Интернет" на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Коми (http://www.11.rospotrebnadzor.ru).

Главный государственный
санитарный врач
по Республике Коми,
д.м.н., профессор
Л.И.ГЛУШКОВА

Глава 1. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Гигиена водных объектов,
водоснабжение и здоровье населения

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. В 2011 году основными причинами неудовлетворительного качества воды в Республике Коми, как и в предыдущие годы, явились: антропогенное загрязнение поверхностных и подземных вод, факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа, марганца), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны (ЗСО) водоисточников, использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижение класса источника водоснабжения, рассчитанного на использование традиционных схем очистки воды, медленная работа в направлении тампонажа и консервации недействующих артезианских скважин, неудовлетворительное санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений. Положение усугубляется и тем, что 34,2% водопроводов не имеют необходимого комплекса очистных сооружений, а 12,8% обеззараживающих установок.
В целях улучшения санитарного состояния водных объектов и питьевого водоснабжения населения Управлением Роспотребнадзора Республики Коми проводилась определенная работа по подготовке предложений в проекты нормативных документов, а также контроль выполнения законодательных и нормативных актов Республики Коми, касающихся питьевого водоснабжения и охраны водных объектов, направленные на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
В плане реализации Указа Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" от 28.06.2007 № 825, Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" от 28.06.2007 № 825" от 15.04.2009 № 322, Федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 № 1092, и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" на территории Республики Коми реализуются:
- Постановление Правительства Республики Коми "О стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года" от 27.03.2006 № 45 (в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 27.04.2006 № 84, от 24.12.2007 № 309, от 26.01.2009 № 22, от 22.12.2009 № 390, от 21.05.2010 № 151, от 22.12.2010 № 460, от 23.05.2011 № 205), которым определены основные показатели прогноза экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года;
- распоряжение Главы Республики Коми от 01.09.2009 № 203-р, которым определен орган исполнительной власти республики, ответственный за подготовку данных по показателю "доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численности населения субъекта Российской Федерации";
- Принята долгосрочная Республиканская целевая программа "Чистая вода в Республике Коми (2011 - 2017 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2011 № 267. Согласно принятой целевой программе Министерству финансов Республики Коми при формировании бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию Программы. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми обеспечить финансирование муниципальных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом положений.
Во исполнение данного решения девятью муниципальными образованиями приняты программные документы, касающиеся вопросов финансирования объектов сферы водоснабжения, водоотведения (Воркута, Инта, Печора, Усинск, Вуктыл, Сыктывдинский район, Сысольский район, Усть-Куломский район, Ижемский и Усть-Цилемский районы). Решением Совета муниципального района "Сыктывдинский" "Об утверждении муниципальной программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории МО МР "Сыктывдинский" на 2011 - 2015 годы" от 31.05.2011 № 3/5-3 общий объем финансовых затрат на объекты водоснабжения на период 2011 - 2015 годы составил 259 млн. руб.; решением Совета муниципального района "Усть-Куломский" "Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО МР "Усть-Куломский" на 2011 - 2020 годы" общий объем финансовых затрат на объекты водоснабжения (3 пунктов) на период 2011 - 2015 годы более 200 млн. руб., решением Совета муниципального образования "Усть-Цилемский" "Об утверждении программы комплексного социально-экономического развития МО МР "Усть-Цилемский" на 2011 - 2013 годы" от 23.06.2011 № 29/02, общий объем финансовых затрат на объекты водоснабжения (2 объекта развитие сетей водоснабжения) на период 2011 - 2013 годы 9,6 млн. руб.; Постановлением администрации МО ГО "Усинск" "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Чистая вода" на территории МО ГО "Усинск" до 2017 года" от 09.08.2011 № 1141 общий объем финансовых затрат на объекты водоснабжения (13 пунктов) на период 2011 - 2017 годы 745 млн. руб.; постановлением администрации муниципального района "Вуктыл" "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального района "Вуктыл" на 2011 - 2016 года" от 31.03.2011 № 03/305 общий объем финансовых затрат на развитие сетей водоснабжения (1 пункт) на период 2011 - 2016 годы 5 млн. руб.; Постановлением Администрации Муниципального образования городского округа "Воркута" "Об утверждении муниципальной целевой программы "Чистая вода" МО ГО "Воркута" на 2011 - 2017 годы" от 14.06.2011 № 805, предельный (прогнозный) объем финансирования Программы в 2011 - 2017 годах за счет всех источников составит 592,693 млн. рублей (реконструкция магистральных водоводов с применением трехслойных стекловолокнистых труб и организация энергосберегающего подогрева холодной воды с автоматизацией и диспетчеризацией параметров; установка узлов учета питьевой воды на узлах сооружений, установка частотно-регулируемых приводов); постановлением администрации муниципального района "Сысольский" "Об утверждении программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры МР "Сысольский" на 2011 - 2030 годы" от 06.05.2011 № 5/237 общий объем финансовых затрат на развитие систем водоснабжения (проектирование и строительство ВОС - 1 объект с. Визинга) на период 2015 - 2020 годы 110 млн. руб. включены еще 9 пунктов мероприятий (развитие сетей водоснабжения) без денег; Постановление администрации муниципального района "Печора" "О внесении изменений в постановление администрации муниципального района "Печора" от 06.05.2011 № 882/1 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории МР "Печора" (2011 - 2015 года)" от 02.09.2011 № 1634, Общий объем финансовых затрат на развитие систем водоснабжения (4 мероприятия) на период 2011 - 2015 годы 130 млн. руб.
В соответствии с вышеназванными решениями:
- ежегодно при подготовке объектов коммунального комплекса к осенне-зимнему периоду на заседаниях штаба, Министерством архитектуры и строительства Республики Коми рассматриваются проблемные вопросы и принимаются решения по каждому муниципальному образованию, в том числе связанные с бесперебойной работой объектов водоснабжения, обустройством зон санитарной охраны поверхностных и подземных источников;





















    50.  ОДК      ориентировочно-допустимые концентрации
    51.  ОКЗ      острое кишечное заболевание
    52.  ОКИ      острая кишечная инфекция
    53.  ОРВИ     острая респираторная вирусная инфекция
    54.  ОСК      очистные сооружения канализации
    55.  ПАВ      поверхностно-активное вещество
    56.  ПАУ      полициклические ароматические углеводороды
    57.  ПДВ      предельно допустимый выброс
    58.  ПДК      предельно допустимая концентрация
    59.  ПК       персональный компьютер
    60.  ПМК      передвижная механизированная колонна
    61.  ПМО      периодические медицинские осмотры
    62.  ПО       постдипломное образование
    63.  ППО      предприятие, производящее обслуживание
    64.  ПРТО     передающие радиотехнические объекты
    65.  ПТИ      пищевая токсикоинфекция
    66.  ПЦР      полимеразная цепная реакция
    67.  ПЭВМ     персональная электро-вычислительная машина
    68.  РМЦ      ремонтно-механический цех
    69.  СанПиН   санитарные нормы и правила
    70.  СГМ      социально-гигиенический мониторинг
    71.  СЗЗ      санитарно-защитная зона
    72.  СИЗ      средства индивидуальной защиты
    73.  СМУ      среднемесячный уровень
    74.  СОШ      средняя образовательная школа
    75.  СП       санитарные правила
    76.  ССУЗ     среднее специальное учебное заведение
    77.  СЭБ      санитарно-эпидемиологическое благополучие
    78.  ТБО      твердые бытовые отходы
    79.  ТВСК     тепловодоснабжение и канализация
    80.  ТПП      транспортно-промышленное предприятие
    81.  ТСО      технические средства обучения
    82.  УКПГ     установка комплексной подготовки газа
    83.  УКПГиН   установка комплексной подготовки газа и нефти
    84.  ФГУ      федеральное государственное учреждение
    85.  ФГУП     Федеральное государственное унитарное предприятие
    86.  ФОМС     фонд отдельного медицинского страхования
    87.  ФУВ      факультет усовершенствования врачей
    88.  ФЦП      федеральная целевая программа
    89.  ЦГСЭН    центр   государственного    санитарно-эпидемиологического
                  надзора
    90.  ЦДНГ     цех добычи нефти и газа
    91.  ЦОФ      центральная обогатительная фабрика
    92.  ЦППД     цех по поддержанию пластового давления
    93.  ЦЭЭиЭ    цех эксплуатации электросетей и электрооборудования
    94.  ЭМИ      электромагнитные излучения
    95.  ЭМП РЧ   электромагнитные поля радиочастотного диапазона





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru