Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2012 г. по делу № А23-1212/2012

Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 03 августа 2012 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Ефимовой Г.В., судей Егоровой В.Н., Носовой М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никишкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строим Дом" (248003, г. Калуга, ул. Болдина, д. 22, ОГРН 1064027025875, ИНН 4027072105)
к Городской Управе городского округа "Город Калуга" (248016, г. Калуга, ул. Ленина, д. 93, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947)
о признании недействующим пункта 3.4, 3.5 в части постановления от 04.08.2006 № 204-п "Об утверждении правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга",
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представителя Байкалова З.А. по доверенности от 29.03.2012 б/н, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области - Павловой Н.В., удостоверение,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Строим Дом", г. Калуга, (далее - заявитель, ООО "Строим Дом", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Городской Управе городского округа "Город Калуга" (далее - ответчик, Городская Управа г. Калуги) о признании недействующим пункта 3.4 постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 04.08.2006 № 204-п "Об утверждении правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" (далее - Правила благоустройства и озеленения").
Дополнительно общество просило признать недействующим пункт 3.5 оспариваемого постановления в части обязанности владельцев объектов благоустройства убирать прилегающие к принадлежащим им объектам благоустройства территории на расстоянии в пределах 10 метров по периметру от границ земельного участка, принадлежащего им на соответствующем праве.
Уточнение заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в судебном заседании 20.06.2012 и принято судом.
В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила Прокуратура Калужской области.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, считая, что оспариваемые нормы противоречат Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), Жилищному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, постановлениям Правительства мотивируя тем, что в силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого не определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства не включается в состав общего имущества, и соответственно на собственника помещения не ложится бремя обязательных расходов на содержание общего имущества, исходя из доли в праве общей собственности.
Согласно Правилам о порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме в наименовании обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса отсутствует обязанность обеспечения уборки прилегающей территории управляющей организацией.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Согласно пункту 3.2 Правил благоустройства и озеленения Городская Управа города Калуги, в лице специально уполномоченного лица, за счет бюджета города обеспечивает содержание территории муниципального образования, а соответственно публично-правовое образование, в лице органа местного самоуправления обязано производить уборку и очистку земельного участка, не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества.
Правила благоустройства и озеленения обязывают неограниченный круг лиц, в том числе заявителя, содержать и убирать прилегающую территорию, являющуюся муниципальной собственностью, не собственностью лиц, перечисленных в правилах.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
Ни Конституция Российской Федерации, ни Федеральный закон № 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления полномочий устанавливать в отношении организаций, не являющихся органами муниципальной власти и не находящихся в муниципальной собственности, обязанности по содержанию и уборке, не принадлежащего данным организациям объектов благоустройства.
Из оспариваемых норм невозможно однозначно сделать вывод о том, какая территория является прилегающей: непосредственно граничащая с земельным участком или с учетом дополнительных 10 метров, или прилегающая территория вне зависимости от границ земельного участка определяется только как 10-метровая территория по периметру, что допускает возможность неограниченного усмотрения в применении оспариваемых норм правил и является самостоятельным основанием для признания их несоответствующими Жилищному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Городская Управа г. Калуги требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему.
Прокурор в судебном заседании и в представленном заключении указал, что заявление ООО "Строим Дом" не подлежит удовлетворению, нормы пункта 3.4 и абзаца 2 пункта 3.5 оспариваемого постановления соответствуют закону.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в судебном заседании, изучив и оценив представленные доказательства, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Строим Дом" зарегистрировано в качестве юридического лица, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1064027025875.
Общество с ограниченной ответственностью "Строим Дом" является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирными домами на основании заключенных договоров управления.
04.08.2006 Городским Головой города Калуги издано постановление № 204-п "Об утверждении правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга".
В разделе 2 Правил благоустройства и озеленения определены основные понятия, используемые в данных правилах. Так, пунктом 2.5 определено, что прилегающая территория - территория непосредственно граничащая с земельным участком, на котором расположен объект благоустройства, или непосредственно с объектом благоустройства; пунктом 2.7 - придомовая территория - территория, внесенная в технический паспорт домовладения (здания, строения), включающая дворовые территории, площадки (хозяйственные, спортивные, детские, для выгула собак) и иные территории.
Согласно пункта 3.1 Правил благоустройства и озеленения содержание и уборку объектов благоустройства обязаны осуществлять физические и юридические лица, которым объекты благоустройства и (или) земельные участки, на которых они расположены, принадлежат на соответствующем праве, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Пунктом 3.4 указанного постановления предусмотрено, что в случае если земельный участок не оформлен надлежащим образом, владельцы объектов благоустройства обязаны обеспечивать уборку территории, прилегающей непосредственно к объекту благоустройства.
Пунктом 3.5 установлено, что границы прилегающей территории, подлежащей уборке юридическими и физическими лицами, определяются исходя из следующего:
а) все владельцы объектов благоустройства убирают прилегающие к принадлежащим им объектам благоустройства территории на расстоянии в пределах 10 метров по периметру от границ земельного участка, принадлежащего им на соответствующем праве за исключением следующих случаев:
- владельцы рынков убирают прилегающие территории по периметру в пределах 20 метров;
- владельцы стационарных средств размещения информации и рекламы (афишных тумб, информационных стендов, рекламных щитов и др.) убирают прилегающую территорию по периметру в пределах 5 метров;
- гаражно-строительные кооперативы, садоводческие, дачные, огороднические товарищества, владельцы автостоянок, автозаправочных комплексов и предприятий по продаже, обслуживанию и ремонту автотранспорта убирают прилегающую территорию по периметру в пределах 20 метров;
- владельцы контейнерных площадок убирают прилегающие территории по периметру в пределах 5 метров;
- владельцы индивидуальных жилых домов убирают прилегающие территории по периметру в пределах 15 метров;
- владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта убирают полосу отвода железных дорог;
- владельцы объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков), владельцы временных сооружений общественного питания (летние кафе) убирают прилегающие территории по периметру в пределах 15 метров;
- владельцы подземных пешеходных переходов убирают территории, прилегающие к входам в подземные пешеходные переходы в пределах 15 метров по периметру от границ наземной части подземного пешеходного перехода;
- владельцы рекламных конструкций убирают прилегающие территории по периметру в пределах 5 метров.
За нарушение Правил благоустройства и озеленения Законом Калужской области от 28.02.2011 № 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" предусмотрена административная ответственность.
ООО "Строим Дом" полагая, что оспариваемые нормы не соответствуют закону и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права общества, возлагают дополнительные обязанности и административную ответственность, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд на основании главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает наличие или отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым нормативным актом, наличие у органа, принявшего данный нормативный правовой акт, полномочий на его принятие, соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
По вопросам местного значения согласно статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями.
Согласно пункту 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, Уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
Аналогичные положения содержатся в статьях 7, 31, 32 Устава муниципального образования "Город Калуга", утвержденного постановлением Городской Думы муниципального образования "Город Калуга" 23.12.1997 № 215.
Утверждение правил благоустройства поселения в силу пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ отнесено к вопросам местного значения.
Правила благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" устанавливают единый порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, санитарного содержания и озеленения территорий, являются обязательными для всех физических и юридических лиц и направлены на поддержание санитарного порядка, охрану окружающей среды, повышение безопасности населения муниципального образования "Город Калуга"
Постановление Городского Головы города Калуги "Об утверждении Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" от 04.08.2006 № 204-п опубликовано в установленном порядке в газете "Калужская неделя" 10.08.2006 № 32, изменения, вносимые в постановление были опубликованы в официальном приложении к газете "Калужская неделя".
Исходя из вышеизложенного, оспариваемые Правила благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" являются нормативным актом - изданным компетентным органом в пределах своего ведения, устанавливают правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, опубликованные в установленном порядке.
Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов по содержанию общего имущества, правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170.
В силу пункта 1.8 названных Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в том числе, санитарное содержание: уборку мест общего пользования; уборку мест придомовой территории, уход за зелеными насаждениями. Согласно пункту 3.6.1 этих Правил уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда. В пункте 3.7.1 Правил предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в частности, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, обязанность управляющей организации по содержанию и уборке земельного участка на котором расположен многоквартирный дом и придомовой территории за счет средств, получаемых по договору управления, установлена вышеперечисленными нормативными актами из них не следует, что придомовой или прилегающей территорией являются исключительно земельные участки, находящиеся в общей собственности.
Оспариваемые нормы закрепляют порядок определения прилегающей территории, направлены на уточнение границ территорий, подлежащих содержанию собственниками, владельцами объектов благоустройства.
Соответственно, оспариваемые заявителем пункты правил благоустройства не возлагают на него обязанностей, дополнительных к тем, которые закреплены в нормах гражданского и жилищного законодательства и соответствуют нормам Федерального закона № 131-ФЗ, статьям 36, 39, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилам содержания общего имущества и Правилам технической эксплуатации жилищным фондом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В рассматриваемом деле суд не усматривает нарушения приведенной выше нормы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что пункт 3.4, абзац 2 пункта 3.5 постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 04.08.2006 № 204-п "Об утверждении правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" соответствует закону и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать пункт 3.4, абзац 2 пункта 3.5 постановления Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 04.08.2006 № 204-п "Об утверждении правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления", в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий судья
Г.В.Ефимова

Судьи
В.Н.Егорова
М.А.Носова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru