ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2012 г. № 442
О РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2012-2017 ГОДЫ
Во исполнение пункта 4
Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Региональную стратегию
действий в интересах детей Республики Калмыкия на 2012-2017 годы (далее - региональная стратегия).
2. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерству образования, культуры и науки Республики Калмыкия осуществлять контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Региональной стратегией
.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при решении вопросов местного значения руководствоваться настоящей Региональной стратегией
.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 19 ноября 2012 г. № 442
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
НА 2012-2017 ГОДЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
Согласно Всеобщей декларации
прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция
Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию
о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В рамках очередного этапа социально-экономического развития республики актуальным является разработка и принятие нового документа - Региональной стратегии действий в интересах детей Республики Калмыкия на 2012-2017 годы, разработанной в соответствии с Национальной стратегией
действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Региональная стратегия).
Главная цель Региональной стратегии - определение основных направлений и задач региональной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", республиканских мероприятий программы модернизации здравоохранения, модернизации общего образования, федеральных и региональных целевых программ. Кроме того, учреждена должность уполномоченного по правам ребенка в Республике Калмыкия, увеличился объем финансирования социальных расходов из регионального бюджета, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми.
Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику общероссийский детский единый номер телефона доверия. В республике действует детский телефон доверия на базе социального учреждения в г. Элиста.
В республике принимаются комплексные меры по решению проблем детского неблагополучия, улучшению положения детей, совершенствованию межведомственного взаимодействия в организации работы с семьей и несовершеннолетними.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, снижение преступных деяний, совершенных несовершеннолетними, и при их участии.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
1. Основные проблемы в сфере детства
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Недостаточная эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Увеличение числа семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих реабилитационные услуги в социозащитных учреждениях Республики Калмыкия.
Организация межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, преемственности реабилитационных мероприятий.
Выработка толерантного отношения в обществе к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, взявшим их на воспитание.
Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации.
Сокращение институциональных форм воспитания детей-сирот (детских домов и школ-интернатов).
Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание.
Сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях.
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Снижение количества социально неблагополучных семей.
Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования.
Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 процентов.
Создание в обществе доброжелательного, дружелюбного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, принявшим их на воспитание.
Увеличение количества детей, переданных на воспитание в семью, из специализированного дома ребенка.
Снижение общей заболеваемости у воспитанников специализированного дома ребенка.
Повышение доступности и качества профилактических услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья детей, в том числе, нуждающихся в особой заботе.
Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.
Повышение уровня и качества жизни, уровня конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, повышение социальной активности, преодоление самоизоляции инвалидов и негативного отношения к инвалидам, повышение роста уровня социальной сплоченности и социальной стабильности в обществе, интенсификация процесса формирования доступной среды в стране.
Искоренение вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, появление поколений, родившихся без ВИЧ-инфекции.
6. Меры, направленные на профилактику
изъятия ребенка из семьи, социального сиротства
Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, проведение профилактической работы с семьями, входящими в группу риска, в целях осуществления с ними работы по предотвращению мотивов отказа от детей..
Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.
Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.
Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями.
7. Ожидаемые результаты
Снижение уровня бедности, повышение доходов семей с детьми.
Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.
Наличие благоприятных условий для реализации прав и законных интересов детей.
Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме.
Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства. Сокращение масштабов социального сиротства.
Укрепление института семьи, повышение престижа семейных ценностей, популярности в обществе семейного образа жизни, ответственности родителей за воспитание детей.
Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
VIII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012-2014 годах и второй в 2015-2017 годах.
Сроки и основные этапы реализации Региональной стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом. Необходимость внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также создания условий для планирования бюджетных ассигнований в интересах детей по новым принципам потребует изменения порядка составления и утверждения бюджетов соответствующего уровня.
Для успешной реализации Региональной стратегии в современных экономических условиях следует разработать План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Региональной стратегии, создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций с учетом мнения представителей общественности и экспертного сообщества при участии детей возлагаются на Правительство Республики Калмыкия.