Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2012 года г. по делу № А79-51/2012

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики (г. Чебоксары, ул. К.Маркса, дом 48) к Собранию депутатов города Шумерля (г. Шумерля, ул. Октябрьская, дом 20) о признании недействующим решения от 27.10.2011 № 138 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов г. Шумерля от 12.11.2010 № 11 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества на 2011 год",
при участии: представителей заявителя - прокурора Чувашской Республики М., прокурора отдела Б., представителя Собрания депутатов города Шумерля - заместителя начальника отдела И., по доверенности от 03.02.2012 № 12,

установил:

заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением к Собранию депутатов города Шумерля о признании недействующим решения Собрания депутатов города от 27.10.2011 № 138 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов г. Шумерля от 12.11.2010 № 11 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества на 2011 год".
В обоснование заявленного требования указывает, что оспариваемым решением в Перечень муниципального имущества г. Шумерля, приватизация которых планируется в 2011 году, включено недвижимое имущество муниципальной казны города Шумерля, находящееся на территории городского парка.
Вместе с тем, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.07.2000 № 140 "Об утверждении Единого пакета кадастровых сведений по особо охраняемым природным территориям Чувашской Республики" городской парк г. Шумерля имени 50-летия Всесоюзной пионерской организации - памятник природы включен в Перечень особо охраняемых территорий Чувашской Республики.
Согласно Федеральным законам "Об охране окружающей среды" и "О приватизации государственного и муниципального имущества" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Земельные участки особо охраняемых территорий и объектов приватизации не подлежат.
В силу пункта 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
С учетом изложенных обстоятельств считает, что решение Собрания депутатов от 27.10.2011 № 138 противоречит указанным выше федеральным законам и является недействующим.
Прокурор Чувашской Республики и представитель прокуратуры Чувашской Республики в судебном заседании поддержали заявленное требование по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Собрания депутатов города Шумерля отзывом на заявление и дополнением к отзыву требование заявителя не признает.
Указывает, что в соответствии с действующим законодательством собственник земельных участков и объектов недвижимости в лице муниципального образования г. Шумерля, вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Просит учесть, что городской парк г. Шумерля им. 50-летия Всесоюзной пионерской организации является памятником природы, однако здания и земельные участники под ним, расположенные на территории парка, таковыми памятниками природы не являются. Земельные участки парка являются собственностью муниципального образования г. Шумерля Чувашской Республики, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 06.12.2010 и от 09.02.2011.
Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, сформирован и зарегистрирован под отдельным кадастровым номером 21:05:010257:144. В этой связи полагает, что названный участок земли следует признать выделенным и не принадлежащим территории парка.
По мнению представителя Собрания депутатов, в силу Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" не исключается возможность нахождения памятников природы в частной собственности. К тому же согласно Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятников истории) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Эти объекты в силу статьи 29 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" могут приватизироваться.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что решением Собрания депутатов города Шумерля от 27.10.2011 № 138 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов города Шумерля от 12.11.2010 № 11 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества на 2011 год" внесены изменения в перечень муниципального имущества города Шумерля, приватизация которых планируется в 2011 году. В этот перечень включено "недвижимое имущество муниципальной казны города Шумерля, расположенное по адресу: город Шумерля, территория городского парка, в том числе нежилое здание двухэтажное и нежилое помещение одноэтажное с земельным участком, занятым ими и необходимым для их использования" (см. л.д. 8).
Представленные в суд документы подтверждают, что муниципальному образованию города Шумерля принадлежат на праве собственности земельный участок общей площадью 172 104 кв. м, с кадастровым номером 21:05:010257:1 и земельный участок площадью 1 089 кв. м, с кадастровым номером 21:05:010257:144, расположенные в городе Шумерля на территории городского парка.
Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.07.2000 № 140 "Об утверждении Единого пакета кадастровых сведений по особо охраняемым природным территориям Чувашской Республики" (с последующими изменениями и дополнениями) городской парк г. Шумерля им. 50-летия Всесоюзной пионерской организации включен в Перечень особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом являются несоответствие нормативного правового акта либо отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанная проверка включает в себя как установление наличия оснований для принятия оспариваемого нормативного акта, так и соблюдения процедуры его принятия, в том числе - соблюдения обязательных требований к порядку опубликования (обнародования) нормативного правового акта. Установление судом несоответствия оспариваемого акта требованиям имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов хотя бы по одному из указанных оснований влечет признание оспариваемого акта недействующим.
Исходя из правовой позиции, высказанной в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу пунктов 2 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (часть 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно части 2 статьи 94 Кодекса земли природоохранного и рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий.
В соответствии со статьей 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Пунктом 5 статьи 58 названного Закона и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Суд не принимает доводы представителя Собрания депутатов о том, что земельный участок под кадастровым номером 21:05:010257:144, на котором расположен объект недвижимости, выделен и не принадлежит территории парка.
Так, суду не представлены доказательства, подтверждающие факт непринадлежности этого участка территории парка, а сам городской парк в целом является особо охраняемой природной территорией. Наличие отдельного свидетельства о праве собственности само по себе не свидетельствует об обратном.
В решении Собрания депутатов города Шумерля от 27.10.2011 № 138 подлежащий приватизации объект недвижимости значится как единый объект с земельным участком, занятым и необходимым для использования помещений.
Ссылка представителя Собрания депутатов о возможности использования памятника природы на праве частной собственности несостоятельна, поскольку указанный выше городской парк отнесен к особо охраняемой природной территории Чувашской Республики. Документов о том, что он исключен из названного Перечня и Единого пакета кадастровых сведений по особо охраняемым природным территориям Чувашской Республики, в суд также не представлено.
При изложенных обстоятельствах решение Собрания депутатов города Шумерля от 27.10.2011 № 138 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов г. Шумерля от 12.11.2010 № 11 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества на 2011 год" необходимо признать недействующим полностью как не соответствующее федеральному законодательству.
Вопрос о расходах по госпошлине судом не рассматривается, так как действующим законодательством стороны по настоящему делу освобождены от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 194 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление заместителя прокурора Чувашской Республики удовлетворить.
Признать недействующим решение Собрания депутатов города Шумерля от 27.10.2011 № 138 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов г. Шумерля от 12.11.2010 № 11 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества на 2011 год" как не соответствующее Федеральному закону "Об охране окружающей среды" и Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru