Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу № А79-12405/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12.01.2012.
Полный текст решения изготовлен 18.01.2012.

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии
к индивидуальному предпринимателю А.
о взыскании 1039 руб. 20 коп.
без участия сторон,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обратилось в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю А. о взыскании 1039 руб. 20 коп. штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В судебное заседание Управление представителя не направило, извещено надлежащим образом, представило реестр поступления платежей за период с 01.03.2011 по 11.01.2012.
Предприниматель в суд не явился, уведомлен по адресу, указанному в заявлении, выписке из ЕГРИП, адресной справке.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле документам.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 24.05.2004 Инспекцией МНС по Калининскому району г. Чебоксары за основным государственным регистрационным номером <...>.
Управлением Пенсионного фонда проведена проверка своевременности представления индивидуальным предпринимателем А. сведений за 2010 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем А. указанные сведения за 2010 год представлены в Пенсионный фонд с нарушением установленного законом срока, а именно при сроке представления не позднее 01.03.2011, фактически сведения представлены страхователем 17.03.2011.
Результаты проверки оформлены актом № 615 от 08.04.2011, которым предприниматель А. приглашен на рассмотрение материалов проверки в 10 час. 00 мин. 18.05.2011 в здание Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики. Данный акт направлен предпринимателю 11.04.2011, что подтверждается реестром на отправленную корреспонденцию (л.д. 12).
Заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары по результатам рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, вынесено решение от 18.05.2011 № 771 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в сумме 1039 руб. 20 коп. Данное решение направлено предпринимателю 23.05.2011, что подтверждается реестром на отправленную корреспонденцию (л.д. 17).
Требованием от 22.06.2011 № 150 предпринимателю предложено в добровольном порядке уплатить штраф в размере 1039 руб. 20 коп. в срок до 19.07.2011. Требование направлено предпринимателю 23.06.2011, что подтверждается реестром на отправленную корреспонденцию (л.д. 19 - 20).
В связи с неуплатой предпринимателем штрафа в добровольном порядке, Управление обратилось в суд с данным заявлением.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно абзацу 5 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования") (далее - Закон № 27-ФЗ), индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" являются физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 213-ФЗ), с 01 января 2011 года вступила в силу новая редакция абзаца 1 пункта 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в соответствии с которой законодательно установлен срок для представления персонифицированной отчетности физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что предприниматель в срок не позднее 01.03.2011 не представил в Управление относительно себя сведения за 2010 год, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. Данные сведения предпринимателем были представлены в Управление 17.03.2011.
Таким образом, материалами данного дела подтверждается, что предприниматель нарушил срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 года.
В силу статьи 28 Закона № 167-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.
Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2010 году, исходя из стоимости страхового года, составляют 10392 руб. (4330 руб. x 20% x 12).
При таких обстоятельствах, Управление обоснованно привлекло предпринимателя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Проверив порядок и сроки обращения в суд с требованием о взыскании штрафа, суд находит их соблюденными.
Вместе с тем суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению в части взыскания с предпринимателя штрафа в размере 100 руб. по следующим основаниям.
Федеральный закон № 27-ФЗ не регулирует порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете, следовательно, в данном случае подлежат применению нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании должны быть установлены обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
На основании абзаца третьего статьи 2 Закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом № 212-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В рассматриваемом случае правоотношения связаны с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, следовательно, применяется Закон № 212-ФЗ. Иной порядок взыскания указанных штрафных санкций законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусмотрен.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ к обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение правонарушения, относятся иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Управлением при применении санкции обстоятельства, смягчающие ответственность, установлены не были.
Исходя из общих принципов права (по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации), введение ответственности за правонарушение (несвоевременное предоставление сведений) и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. При назначении наказания необходимо учитывать степень вины правонарушителя, размер причиненного вреда, имущественное положение и иные существенные обстоятельства.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П указано, что "закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции, в том числе, штрафного характера за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения".
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания, поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Принимая во внимание незначительный период просрочки представления сведений в Управление, статус физического лица и отсутствие ущерба бюджету, а также требования справедливости и соразмерности, которым согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П и от 14.07.2005 № 9-П должны отвечать санкции штрафного характера, арбитражный суд считает возможным уменьшить размер штрафа, наложенный на предпринимателя, до 100 руб.
Управлением при вынесении решения не установлены обстоятельства, отягчающие ответственность, в материалы данного дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие указанных обстоятельств.
Государственная пошлина относится на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом суд учитывает, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты по данному делу.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя А., <...>, зарегистрированного 24.05.2004 Инспекцией МНС по Калининскому району г. Чебоксары за основным государственным регистрационным номером <...>, проживающего в <...> в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в лице Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии штраф в размере 100 (сто) руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <...>.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru