ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2012 г. № 1018
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ С КАДЕТСКИМ И КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ
В целях реализации Стратегии развития российского казачества до 2020 года Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию
духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на директора департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Казарезова И.В.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
департамент по делам казачества
и кадетских учебных заведений
Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 15.11.2012 № 1018
КОНЦЕПЦИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ С КАДЕТСКИМ И КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ
Введение
Рыночные механизмы, проникающие во все сферы жизни российского общества, вытесняют из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, многообразия ее талантов и способностей. Неопределенность ценностных ориентиров привела к неуправляемой вариативности содержания образования, все более становящегося обезличенным.
Цель и смысл человеческой жизни замещаются критериями полезности человека в конкретной экономической и политической ситуации, что отражается в целях образования, среди которых определяющими являются готовность к адаптации в быстро меняющихся условиях, функциональная мобильность, обладание набором компетенций и другое. В такой системе образования практически нет места общей культуре, образованности, духовности, нравственности, патриотизму.
Вместе с тем в педагогическом сообществе укрепляется и растет понимание, что цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь, существование своих близких, окружающего сообщества, страны, именуемой Отечеством - Россией.
Образовательный стандарт как общественный договор задает новые требования к региональным социальным институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии, необходимые подрастающим поколениям в будущем, проводить опережающую разработку особого класса технологий - гуманитарных, направленных на работу с человеком инновационного будущего России как человеком культуры, гражданином и патриотом своего Отечества, духовно-нравственной, ответственной за себя и судьбу страны личности.
Целевой характеристикой воспитания становится формирование духовного наследника, творца будущего, защитника и созидателя основ своего бытия в национальной истории.
Интеграция подрастающего поколения в сферу духовного наследия защитников Родины позволит развивать его национальное сознание через идеалы и ценности патриотизма, идею служения Отечеству, идею долга, что, в свою очередь, обеспечит активизацию созидательных сил детей и молодежи Ростовской области.
Ростовская область, имея славные исторические, боевые и созидательные традиции, была и остается одним из регионов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Одной из этих традиций является военный подвиг при защите Отечества. Глубокие традиции боевого подвига запечатлены не только в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексов, но и в памяти жителей области. Музеи Ростовской области - это единый уникальный организм, обеспечивающий базовые основы развития отечественной культуры, важный элемент обеспечения единства общества, сохранения исторической памяти народа.
Для сохранения и развития традиций патриотизма, духовно-нравственного развития молодого поколения область имеет огромную базу, составляющую достояние Ростовской области:
Новочеркасский музей истории донского казачества - старейший в Ростовской области. Этот единственный в мире музей хранит богатейшее собрание боевых реликвий донских казаков: великолепные по своей художественной обработке и красоте образцы холодного оружия, войсковые клейноды, знамена, коллекцию орденов. Уникальным предметом коллекции оружия является сабля М.И. Платова, преподнесенная городским советом г. Лондона, - великолепный по своей художественной обработке и красоте образец холодного оружия. В составе обширной живописной коллекции - единственная в мире коллекция парадного казачьего портрета, собрание портретов августейших особ, работы Н.Н. Дубовского, И.И. Крылова, М.Б. Грекова.
Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова занимает среди музеев особое место. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова является уникальным памятником русской культуры, истории и природы. Это единственный музей великого русского писателя ХХ века, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата большинства премий в области литературы, в том числе и Нобелевской.
Основным идентификационным ресурсом казачества является ценностно-нормативный пласт культуры, которая выступает системообразующей основой социокультурной преемственности поколений. Разрушение этого консолидирующего мира ведет к расколу социума, утрате смысла существования человека и сообщества.
Формирование идентичности предполагает актуализацию традиционных ценностей культуры казачества, обеспечивающих культурную преемственность, сохраняющих культуру как единое целое в историческом времени и выполняющих функцию духовного "генофонда".
Основанием социокультурной идентичности казачества является осознание духовной самобытности, которая наиболее полно отражается в духовной культуре, имеющей традиционную направленность и фиксирующей наиболее сущностные мировоззренческие доминанты южно-русской культуры. Актуализацию в сегодняшнем самосознании молодежи этой группы текстов следует рассматривать в качестве ресурса социокультурной идентичности.
Система приоритетов образовательного пространства в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области, в рамках которой создаются условия для востребованности идентификационного потенциала традиций казачества:
а) создание в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области зон духовного и интеллектуального роста, способных обеспечить преемственность духовно-нравственных традиций культуры территории, сберечь и расширить слой национальной и региональной духовной элиты;
б) расширение социальной базы культурной жизни путем стимулирования и поддержки социально-культурных инициатив (объединений, организаций, клубов, ассоциаций, движений) и создания условий для общественной востребованности самодеятельной активности обучающихся;
в) развитие инфраструктуры, обеспечивающей условия сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества;
г) всесторонняя поддержка социального партнерства социальных институтов и культурных процессов, образовательных и информационно-просветительных организаций, формирующих духовно насыщенную и нормативно-регулирующую социокультурную среду в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области;
д) выработка механизмов противодействия экспансии явлений массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности, угрожающих нравственному здоровью и сохранению самобытности культуры казачества.
Педагогические условия духовно-нравственного и патриотического воспитания в целях социокультурной идентификации обучающихся заключаются в:
выборе патриотической идеи системообразующим элементом в модели содержания образования в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области;
оптимальном соотношении федерального общеобразовательного стандарта с общеобразовательными и профессионально ориентирующими предметами, их духовно-нравственной и военно-патриотической направленности и отражении их в учебном плане образовательного учреждения;
непрерывности и преемственности реализации функций духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в общем и профессиональном образовании;
сочетании различных видов образовательной и досуговой деятельности, основанной на интеграции основного и дополнительного образования с учетом интересов и различных особенностей обучающихся;
создании образовательно-воспитательной среды в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области, предусматривающей участие самого ученика в формировании личностно значимого содержания образования;
определении воспитательного потенциала образовательных предметов с целью формирования у обучающихся духовности, нравственности и патриотизма;
использовании возможностей окружающего социума при организации совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Педагогические условия реализации идентификационного потенциала культурных традиций казачества возможны через:
1) расширение и углубление исторического самосознания, актуализацию в нем онтологических фактов и культурных символов казачества в истории России, включение в актуальное поле самосознания образов духовных лидеров казачества в отечественной истории, в концентрированном виде олицетворяющих ценности и идеалы культуры казачества (идентификация с прошлым);
2) создание в пространстве субъекта кадетского (казачьего) образования в Ростовской области референтной для казачьего сообщества модели, адекватной ценностно-нормативному и ментальному ядру, которая в субъективном плане сыграет роль эталона саморазвития и самоосуществления (идентичность в пространстве настоящего);
3) оптимизацию условий формирования идентичности путем востребованности социокультурных традиций казачества, которая предполагает:
а) объединение ресурсов учреждений дополнительного образования и различных институтов социально-культурной сферы - музеев, библиотек, культурно-досуговых и фольклорных коллективов, школ народного казачьего творчества и традиционных ремесел;
б) реализацию возможностей институтов дополнительного образования детей (содержание деятельности которых выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие и самоосуществление личности) и учреждений досуговой деятельности;
в) выработку новых культурных практик, соответствующих современным особенностям функционирования социально-культурных институтов образования и культурно-досуговой сферы;
4) утверждение в историческом контексте национальной казачьей идеи как формы социально-культурного самопознания, общественной консолидации и мировоззренческого основания идентичности на макроуровне с казачьими сообществами в России и за рубежом (идентификация с будущим).
Казачий фольклор как феномен культуры и ресурс социокультурной идентичности, который включает в себя социально-идентификационные ресурсы фольклорной среды, определяется:
а) психологической комфортной атмосферой совместной жизнедеятельности человека в группе;
б) взаимодополнением различных видов деятельности - познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательно-творческой, в совокупности обеспечивающих социокультурную идентичность и более успешную социальную интеграцию личности;
в) культуроцентричностью и психоцентричностью совместной деятельности, которая, с одной стороны, реализует потенциал культуры, с другой, становится решающим условием социально-культурной интеграции и пространством индивидуальной самореализации.
5. Оценка эффективности духовно-нравственного и
патриотического воспитания в субъектах кадетского
(казачьего) образования
Для адекватной оценки эффективности процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания необходимо фиксировать результативность этого процесса на трех уровнях: на индивидуальном уровне, где критерием может служить осознанная социокультурная идентичность личности, отождествление со значимым образом и психологическое переживание ценностей культуры казачества как своих; на социально-психологическом уровне - в качестве показателей следует рассматривать общий уровень коммуникативной культуры, способность понимать и ценить культурное многообразие, признавать и уважать религиозные убеждения и моральные нормы; на социальном - такими критериями могут служить гражданственность личности, ее патриотизм, проявляющийся в отношении к малой родине, истории казачества, резонансность суждений коллективного субъекта по важнейшим экзистенциальным вопросам бытия (отношение к жизни и смерти, счастью и несчастью, радости и страданию, добру и злу, к настоящему, прошлому и будущему и т.д.).
Заключение
Главная цель инновационной, как научно-теоретической, так и практической деятельности ученых, педагогов-практиков по концептуализации и проектно-технологическому обеспечению духовно-нравственного и патриотического воспитания - разработать пути и средства трансляции ценностей и смыслов, выработанных историей и культурой России в сферу развития личности третьего тысячелетия.
В решении целей и задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного духовно-нравственного развития и патриотического воспитания человека культуры, гражданина, патриота, нравственной, ответственной личности поколения России начала XXI века.
B современных условиях важнейшей задачей обеспечения инновационных процессов духовно-нравственного и патриотического воспитания в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области становится разработка основ системного обеспечения единства обучения и воспитания, творческой направленности мышления у детей и молодежи и стремления к личностной самореализации через широкий пласт культуры казачества. Это значит, что методология, заложенная в настоящей Концепции, должна стать ориентиром разработки проектов, программ, моделей для того, чтобы обеспечить образовательно-воспитательному и социокультурномy процессу в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области возможность формирования не просто совокупности представлений, свойственных культурному человеку, а установку на саморазвитие, творческую самореализацию и саморазвитие личности как основу, инструментами реализации которой и выступают духовность, нравственность и патриотизм человека XXI века.
Тем самым духовно-нравственное и патриотическое воспитание станет в большей мере соответствовать особенностям современного существования и социализации молодежи, но не в качестве автономного процесса, а как проявление социально-культурной и ценностной установки инновационного общества на развитие. Только в этом случае духовно-нравственное и патриотическое воспитание будет выступать как особая технология моделирования будущего государства и общества через развитие личности человека культуры, гражданина, патриота России третьего тысячелетия.
Заместитель начальника
общего отдела Правительства
Ростовской области
О.В.ИСАЕНКО