Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ростовская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2012 г. № 1018

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ С КАДЕТСКИМ И КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ

В целях реализации Стратегии развития российского казачества до 2020 года Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на директора департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Казарезова И.В.

Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
департамент по делам казачества
и кадетских учебных заведений
Ростовской области





Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 15.11.2012 № 1018

КОНЦЕПЦИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ С КАДЕТСКИМ И КАЗАЧЬИМ КОМПОНЕНТОМ

Введение

Рыночные механизмы, проникающие во все сферы жизни российского общества, вытесняют из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, многообразия ее талантов и способностей. Неопределенность ценностных ориентиров привела к неуправляемой вариативности содержания образования, все более становящегося обезличенным.
Цель и смысл человеческой жизни замещаются критериями полезности человека в конкретной экономической и политической ситуации, что отражается в целях образования, среди которых определяющими являются готовность к адаптации в быстро меняющихся условиях, функциональная мобильность, обладание набором компетенций и другое. В такой системе образования практически нет места общей культуре, образованности, духовности, нравственности, патриотизму.
Вместе с тем в педагогическом сообществе укрепляется и растет понимание, что цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь, существование своих близких, окружающего сообщества, страны, именуемой Отечеством - Россией.
Образовательный стандарт как общественный договор задает новые требования к региональным социальным институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии, необходимые подрастающим поколениям в будущем, проводить опережающую разработку особого класса технологий - гуманитарных, направленных на работу с человеком инновационного будущего России как человеком культуры, гражданином и патриотом своего Отечества, духовно-нравственной, ответственной за себя и судьбу страны личности.
Целевой характеристикой воспитания становится формирование духовного наследника, творца будущего, защитника и созидателя основ своего бытия в национальной истории.
Интеграция подрастающего поколения в сферу духовного наследия защитников Родины позволит развивать его национальное сознание через идеалы и ценности патриотизма, идею служения Отечеству, идею долга, что, в свою очередь, обеспечит активизацию созидательных сил детей и молодежи Ростовской области.
Ростовская область, имея славные исторические, боевые и созидательные традиции, была и остается одним из регионов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Одной из этих традиций является военный подвиг при защите Отечества. Глубокие традиции боевого подвига запечатлены не только в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексов, но и в памяти жителей области. Музеи Ростовской области - это единый уникальный организм, обеспечивающий базовые основы развития отечественной культуры, важный элемент обеспечения единства общества, сохранения исторической памяти народа.
Для сохранения и развития традиций патриотизма, духовно-нравственного развития молодого поколения область имеет огромную базу, составляющую достояние Ростовской области:
Новочеркасский музей истории донского казачества - старейший в Ростовской области. Этот единственный в мире музей хранит богатейшее собрание боевых реликвий донских казаков: великолепные по своей художественной обработке и красоте образцы холодного оружия, войсковые клейноды, знамена, коллекцию орденов. Уникальным предметом коллекции оружия является сабля М.И. Платова, преподнесенная городским советом г. Лондона, - великолепный по своей художественной обработке и красоте образец холодного оружия. В составе обширной живописной коллекции - единственная в мире коллекция парадного казачьего портрета, собрание портретов августейших особ, работы Н.Н. Дубовского, И.И. Крылова, М.Б. Грекова.
Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова занимает среди музеев особое место. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова является уникальным памятником русской культуры, истории и природы. Это единственный музей великого русского писателя ХХ века, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата большинства премий в области литературы, в том числе и Нобелевской.



Основным идентификационным ресурсом казачества является ценностно-нормативный пласт культуры, которая выступает системообразующей основой социокультурной преемственности поколений. Разрушение этого консолидирующего мира ведет к расколу социума, утрате смысла существования человека и сообщества.
Формирование идентичности предполагает актуализацию традиционных ценностей культуры казачества, обеспечивающих культурную преемственность, сохраняющих культуру как единое целое в историческом времени и выполняющих функцию духовного "генофонда".
Основанием социокультурной идентичности казачества является осознание духовной самобытности, которая наиболее полно отражается в духовной культуре, имеющей традиционную направленность и фиксирующей наиболее сущностные мировоззренческие доминанты южно-русской культуры. Актуализацию в сегодняшнем самосознании молодежи этой группы текстов следует рассматривать в качестве ресурса социокультурной идентичности.
Система приоритетов образовательного пространства в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области, в рамках которой создаются условия для востребованности идентификационного потенциала традиций казачества:
а) создание в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области зон духовного и интеллектуального роста, способных обеспечить преемственность духовно-нравственных традиций культуры территории, сберечь и расширить слой национальной и региональной духовной элиты;
б) расширение социальной базы культурной жизни путем стимулирования и поддержки социально-культурных инициатив (объединений, организаций, клубов, ассоциаций, движений) и создания условий для общественной востребованности самодеятельной активности обучающихся;
в) развитие инфраструктуры, обеспечивающей условия сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества;
г) всесторонняя поддержка социального партнерства социальных институтов и культурных процессов, образовательных и информационно-просветительных организаций, формирующих духовно насыщенную и нормативно-регулирующую социокультурную среду в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области;
д) выработка механизмов противодействия экспансии явлений массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности, угрожающих нравственному здоровью и сохранению самобытности культуры казачества.
Педагогические условия духовно-нравственного и патриотического воспитания в целях социокультурной идентификации обучающихся заключаются в:
выборе патриотической идеи системообразующим элементом в модели содержания образования в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области;
оптимальном соотношении федерального общеобразовательного стандарта с общеобразовательными и профессионально ориентирующими предметами, их духовно-нравственной и военно-патриотической направленности и отражении их в учебном плане образовательного учреждения;
непрерывности и преемственности реализации функций духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в общем и профессиональном образовании;
сочетании различных видов образовательной и досуговой деятельности, основанной на интеграции основного и дополнительного образования с учетом интересов и различных особенностей обучающихся;
создании образовательно-воспитательной среды в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области, предусматривающей участие самого ученика в формировании личностно значимого содержания образования;
определении воспитательного потенциала образовательных предметов с целью формирования у обучающихся духовности, нравственности и патриотизма;
использовании возможностей окружающего социума при организации совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Педагогические условия реализации идентификационного потенциала культурных традиций казачества возможны через:
1) расширение и углубление исторического самосознания, актуализацию в нем онтологических фактов и культурных символов казачества в истории России, включение в актуальное поле самосознания образов духовных лидеров казачества в отечественной истории, в концентрированном виде олицетворяющих ценности и идеалы культуры казачества (идентификация с прошлым);
2) создание в пространстве субъекта кадетского (казачьего) образования в Ростовской области референтной для казачьего сообщества модели, адекватной ценностно-нормативному и ментальному ядру, которая в субъективном плане сыграет роль эталона саморазвития и самоосуществления (идентичность в пространстве настоящего);
3) оптимизацию условий формирования идентичности путем востребованности социокультурных традиций казачества, которая предполагает:
а) объединение ресурсов учреждений дополнительного образования и различных институтов социально-культурной сферы - музеев, библиотек, культурно-досуговых и фольклорных коллективов, школ народного казачьего творчества и традиционных ремесел;
б) реализацию возможностей институтов дополнительного образования детей (содержание деятельности которых выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие и самоосуществление личности) и учреждений досуговой деятельности;
в) выработку новых культурных практик, соответствующих современным особенностям функционирования социально-культурных институтов образования и культурно-досуговой сферы;
4) утверждение в историческом контексте национальной казачьей идеи как формы социально-культурного самопознания, общественной консолидации и мировоззренческого основания идентичности на макроуровне с казачьими сообществами в России и за рубежом (идентификация с будущим).
Казачий фольклор как феномен культуры и ресурс социокультурной идентичности, который включает в себя социально-идентификационные ресурсы фольклорной среды, определяется:
а) психологической комфортной атмосферой совместной жизнедеятельности человека в группе;
б) взаимодополнением различных видов деятельности - познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательно-творческой, в совокупности обеспечивающих социокультурную идентичность и более успешную социальную интеграцию личности;
в) культуроцентричностью и психоцентричностью совместной деятельности, которая, с одной стороны, реализует потенциал культуры, с другой, становится решающим условием социально-культурной интеграции и пространством индивидуальной самореализации.

5. Оценка эффективности духовно-нравственного и
патриотического воспитания в субъектах кадетского
(казачьего) образования

Для адекватной оценки эффективности процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания необходимо фиксировать результативность этого процесса на трех уровнях: на индивидуальном уровне, где критерием может служить осознанная социокультурная идентичность личности, отождествление со значимым образом и психологическое переживание ценностей культуры казачества как своих; на социально-психологическом уровне - в качестве показателей следует рассматривать общий уровень коммуникативной культуры, способность понимать и ценить культурное многообразие, признавать и уважать религиозные убеждения и моральные нормы; на социальном - такими критериями могут служить гражданственность личности, ее патриотизм, проявляющийся в отношении к малой родине, истории казачества, резонансность суждений коллективного субъекта по важнейшим экзистенциальным вопросам бытия (отношение к жизни и смерти, счастью и несчастью, радости и страданию, добру и злу, к настоящему, прошлому и будущему и т.д.).

Заключение

Главная цель инновационной, как научно-теоретической, так и практической деятельности ученых, педагогов-практиков по концептуализации и проектно-технологическому обеспечению духовно-нравственного и патриотического воспитания - разработать пути и средства трансляции ценностей и смыслов, выработанных историей и культурой России в сферу развития личности третьего тысячелетия.
В решении целей и задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного духовно-нравственного развития и патриотического воспитания человека культуры, гражданина, патриота, нравственной, ответственной личности поколения России начала XXI века.
B современных условиях важнейшей задачей обеспечения инновационных процессов духовно-нравственного и патриотического воспитания в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области становится разработка основ системного обеспечения единства обучения и воспитания, творческой направленности мышления у детей и молодежи и стремления к личностной самореализации через широкий пласт культуры казачества. Это значит, что методология, заложенная в настоящей Концепции, должна стать ориентиром разработки проектов, программ, моделей для того, чтобы обеспечить образовательно-воспитательному и социокультурномy процессу в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области возможность формирования не просто совокупности представлений, свойственных культурному человеку, а установку на саморазвитие, творческую самореализацию и саморазвитие личности как основу, инструментами реализации которой и выступают духовность, нравственность и патриотизм человека XXI века.
Тем самым духовно-нравственное и патриотическое воспитание станет в большей мере соответствовать особенностям современного существования и социализации молодежи, но не в качестве автономного процесса, а как проявление социально-культурной и ценностной установки инновационного общества на развитие. Только в этом случае духовно-нравственное и патриотическое воспитание будет выступать как особая технология моделирования будущего государства и общества через развитие личности человека культуры, гражданина, патриота России третьего тысячелетия.

Заместитель начальника
общего отдела Правительства
Ростовской области
О.В.ИСАЕНКО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru