Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 декабря 2011 г. по делу № 2-03/36-2011

Резолютивная часть решения объявлена "28" ноября 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено "12" декабря 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Б. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
К. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
П. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии
при участии со стороны:
- ООО "ГМП":
<...> - начальника юридического отдела (доверенность от 27.01.2011 г. № 12/7),
<...> - юрисконсульта (доверенность от 27.01.2011 г. № 12/9);
ООО "ЭНЕ":
<...> - генерального директора (приказ от 07.02.2011 № 3).
ООО "УОЖ":
<...> - заместителя начальника юридического отдела (доверенность от 07.11.2011 г., б/н) (присутствовал на заседании комиссии от 08.11.2011 г.);
ООО "УОС":
<...> - заместителя начальника юридического отдела (доверенность от 07.11.2011 г., б/н) (присутствовал на заседании комиссии от 08.11.2011 г.);
рассмотрев дело № 2-03/36-2011 по признакам нарушения ООО "ГМП" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

22.09.2011 г. в Пензенское УФАС России поступили материалы проверки Прокуратуры Ленинского района г. Пензы по вопросу законности прекращения ООО "ГМП" поставки газа на котельные ООО "ЭНЕ".
Из поступивших материалов следует, что 26.05.2011 г. в связи с возникшей задолженностью ООО "ГМП" прекратило поставку газа на котельные ООО "ЭНЕ". Данное обстоятельство повлекло прекращение ООО "ЭНЕ" поставки тепловой энергии для целей горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома.
Приказом Пензенского УФАС России от 24.10.2011 г. № 247 в отношении ООО "ГМП" было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 25.10.2011 г. дело № 2-03/36-2011 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 08.11.2011 г.
На заседании Комиссии 08.11.2011 г. представитель ответчика по делу не согласился с тем, что в действиях ООО "ГМП" содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, пояснив, что все необходимые процедуры при ограничении и отключении поставки газа в рамках действующего договора, "Порядка прекращения или ограничения подачи газа организациям-потребителям", утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1, а также постановлением Правительства от 05.02.1998 г. № 162 "Об утверждении правил поставки газа в РФ" были соблюдены.
Представитель ООО "ЭНЕ" указал, что прекращение подачи горячей воды в жилые дома стало следствием прекращения газоснабжения на котельные по причине задолженности перед ООО "ГМП".
Представитель ООО "УОЖ" и ООО "УОС" подтвердил, что 26.05.2011 г. в жилых домах, находящихся на обслуживании в указанных управляющих организациях, прекращена поставка горячего водоснабжения. Горячее водоснабжение возобновлено 07.10.2011 г.
В связи с необходимостью получения дополнительных сведений и доказательств от участвующих в деле лиц, на основании ч. 1 и 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссией вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 2-03/36-2011 на 28.11.2011 г.
На заседании Комиссии 28.11.2011 г. представитель ООО "ГМП" пояснил, что ограничение и отключение подачи газа осуществлялось организацией в рамках договорных отношений с ООО "ЭНЕ" и не преследовало цели ущемить интересы конкретных потребителей, цель ООО "ГМП" - не допустить увеличения задолженности за поставленный газ.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
ООО "ГМП" (ранее - ООО "ПРК", ООО "ПРГ") приказом Пензенского УФАС России от 09.02.2004 г. № 10 (с изменениями от 09.06.2011 г. № 91) включен в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов" по виду деятельности "Распределение газообразного топлива" код ОКВЭД 40.20.2 с долей более 50% в географических границах Пензенской области.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.
Таким образом, ООО "ГМП" занимает доминирующее положение на рынке распределения газообразного топлива на территории Пензенской области.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности, в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
22.10.2010 г. между ООО "ГМП" и ООО "ЭНЕ" заключен договор поставки газа № 40-5-5545 (далее - договор поставки газа).
12.05.2011 г. ООО "ГМП" уведомило ООО "ЭНЕ" об ограничении поставки природного газа с 13.05.2011 г. на 50% в связи с образовавшейся задолженностью в размере 4855428 руб.
Согласно актам об ограничении газоснабжения ООО "ГМП" 13.05.2011 г. ограничило поставку газа на следующие котельные ООО "ЭНЕ":
- котельная п. Монтажный (г. Пенза, ул. Ушакова, 15А);
котельная гостиницы Пенза (г. Пенза, ул. Славы, 10 А);
котельная Военгородка (г. Пенза, Военный городок № 2, 10Б);
котельная "Пензарыба" (г. Пенза. Ул. Аустрина, 182 А);
котельная Ортопедического предприятия (г. Пенза, ул. Некрасова, 32).
18.05.2011 г. ООО "ГМП" направило предупреждение № МС-06/1888) о прекращении поставки природного газа на объекты ООО "ЭНЕ" с 10-00 19.05.2011 г.


20.05.2011 г. ООО "ГМП" направило в адрес ООО "ЭНЕ" аналогичное предупреждение о прекращении поставки природного газа с 10-00 23.05.2011 г.
25.05.2011 г. ООО "ЭНЕ" было уведомлено о прекращении поставки газа с 10-00 26.05.2011 г.
В соответствии с актами об отключении ООО "ГМП" 26.05.2011 г. прекратило поставку газа на следующие котельные ООО "ЭНЕ":
- котельная п. Монтажный (г. Пенза, ул. Ушакова, 15А);
котельная гостиницы Пенза (г. Пенза, ул. Славы, 10 А);
котельная Военгородка (г. Пенза, Военный городок № 2, 10Б);
котельная "Пензарыба" (г. Пенза, ул. Аустрина, 182 А).
01.06.2011 г. ООО "ЭНЕ" было уведомлено о прекращении поставки газа на котельную по адресу: г. Пенза, ул. Некрасова, 32. ООО "ГМП" 02.06.2011 г. прекращена поставка газа на указанную котельную.
Согласно ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Частью 2 ст. 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии со ст. 25 Закона о газоснабжении на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок прекращения или ограничения поставки газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. № 1 (далее - Порядок).
При этом, указанный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).
Согласно п. 3 Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
В соответствии с п. 4 Порядка, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
Согласно п. 2.7. договора поставки газа, заключенного между ООО "ГМП" и ООО "ЭНЕ", платежным периодом является календарный месяц.
В соответствии с п. 3.10 договора поставки газа Поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа Покупателю в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставляемый газ.
Под нарушением сроков оплаты Стороны понимают полное или частичное отсутствие платы за газ в сроки, указанные в п. 5.5. договора поставки газа.
Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается Поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством.
Порядок расчетов за газ установлен постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294 и п. 5.5. договора поставки газа. В соответствии с указанным порядком Покупатель производит платежи исходя из стоимости договорного месячного объема газа,..., в следующем порядке:
- 35% стоимости договорного месячного объема газа в месяце, за который осуществляется плата, вносится в срок до 18 числа этого месяца;
- 50% стоимости договорного месячного объема газа в месяце, за который осуществляется плата, вносится в срок до последнего числа этого месяца;
При нарушении указанных сроков оплаты, Покупатель оплачивает штраф в размере 50% стоимости неоплаченного договорного объема газа.
Фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств (85% стоимости договорного месячного объема газа), ранее внесенных Покупателем в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется плата.
Как следует из материалов дела, задолженность ООО "ЭНЕ" возникла в связи с неполной оплатой поставленного газа за март 2011 г.
Согласно счету-фактуре от 31.03.2011 г. № 13348 стоимость поставленного ООО "ГМП" газа в марте 2011 г. составила <...> руб.
На момент направления уведомления об ограничении поставки газа (12.05.2011 г.) ООО "ЭНЕ" оплатило стоимость отобранного газа, хотя и с нарушением срока оплаты, предусмотренного договором поставки газа, за март 2011 г. в размере <...> рублей (61% стоимости договорного месячного объема газа).
Из п. 5.5.1.2. договора поставки газа следует, что ООО "ЭНЕ" обязано оплатить фактически потребленный в марте 2011 г. природный газ с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, до 25 апреля 2011 г.
Таким образом, учитывая положения п. 2.7 и п. 5 договора поставки газа, задолженность за один период платежа (за март 2011 г.) возникла у ООО "ЭНЕ" 25.04.2011 г., за второй период платежа (за апрель 2011 г.) - 25.05.2011 г.
Исходя из положений п. 3 Порядка следует, что подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов может быть ограничена в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа.
Материалами дела установлено, что на момент введения ограничения (на 13.05.2011 г.) поставки газа на 50% неоплата за два периода платежа у ООО "ЭНЕ" отсутствовала. При этом основания для введения ограничения поставки газа могли возникнуть у ООО "ГМП" при неоплате ООО "ЭНЕ" задолженности за поставленный газ после 25.05.2011 г.
В соответствии с п. 4 Порядка энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность.
Таким образом, при введении ограничения и прекращении поставки газа в отношении ООО "ЭНЕ" ООО "ГМП" нарушило Порядок прекращения или ограничения поставки газа, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 1.
Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ограничение и прекращение поставки газа на котельные ООО "ЭНЕ" привело к ограничению и прекращению поставки тепловой энергии для целей горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома г. Пензы.
Нарушение ООО "ГМП" установленного законодательством РФ порядка ограничения и прекращения поставки газа привело к ограничению и прекращению обеспечения населения горячим водоснабжением с нарушением сроков, предусмотренных законодательством РФ.
Таким образом, в условиях технологической связанности поставки природного газа и выработки тепловой энергии, поставляемой впоследствии абонентам, ограничение и прекращение поставки газа ООО "ЭНЕ" с нарушением порядка, установленного законодательством РФ, привело к ущемлению интересов не только теплоснабжающей организации, но и иных лиц (абонентов).
Кроме того, в уведомлениях ООО "ГМП" об ограничении и прекращении поставки газа на котельные ООО "ЭНЕ" отсутствует информация об объектах (адресах котельных), на которых планируется ввести ограничение, прекращение поставки газа. Нарушение порядка ограничения, прекращения поставки газа в отношении ООО "ЭНЕ" привело к тому, что у теплоснабжающей организации отсутствовала возможность в установленные сроки уведомить потребителей тепловой энергии о планируемом ограничении и отключении тепловой энергии для целей горячего водоснабжения.
При указанных обстоятельствах действия занимающего доминирующее положение ООО "ГМП", выразившиеся в нарушении установленного порядка ограничения и прекращения поставки газа ООО "ЭНЕ", приводят к ущемлению интересов потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО "ГМП", выразившиеся в нарушении установленного порядка ограничения и прекращения поставки газа ООО "ЭНЕ", как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке распределения газообразного топлива в границах Пензенской области и нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях ООО "ГМП" нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ограничения и прекращения поставки газа ООО "ЭНЕ", повлекшее ущемление интересов потребителей.
2. Выдать ООО "ГМП" предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства и обязанности уведомлять Пензенское УФАС России о принятии решения об ограничении и прекращении поставки газа потребителям.
3. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 12 декабря 2011 г. по делу № 2-03/36-2011

О недопущении нарушения антимонопольного законодательства
ООО "ГМП"

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Б. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
К. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
П. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 09.12.2011 по делу № 2-03/36-2011 о нарушении ООО "ГМП" (ул. Пролетарская, д. 80, г. Пенза) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

1. ООО "ГМП" не допускать нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ограничения и прекращения поставки газа, результатом которого является или может явиться ущемление интересов потребителей.
2. Обязать ООО "ГМП" в течение 6 месяцев с момента получения предписания уведомлять Пензенское УФАС России о каждом случае введения ограничения и прекращения поставки газа потребителям в связи с неуплатой задолженности за потребленный газ не позднее 5 дней со дня введения ограничения и прекращения поставки газа с приложением обосновывающих документов.
3. По истечении 6 месяцев с момента получения предписания предоставить в Пензенское УФАС России отчет о потребителях, в отношении которых ООО "ГМП" в указанный период было введено ограничение и прекращение поставки газа в связи с неуплатой задолженности за потребленный газ.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru