Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карелия


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 октября 2012 г. № 658р-П

В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Конституции Республики Карелия и с учетом основных положений Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1755-IV ЗС:
1. Одобрить Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года (далее - Концепция).
2. Направить Концепцию в Законодательное Собрание Республики Карелия для утверждения в установленном порядке.

Глава Республики Карелия
А.П.ХУДИЛАЙНЕН





Одобрена
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 30 октября 2012 года № 658р-П

КОНЦЕПЦИЯ
социально-экономического развития Республики Карелия
на период до 2017 года

Введение

Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года (далее - Концепция) разработана во исполнение требований пункта 4 статьи 51 Конституции Республики Карелия. Данный документ определяет цели и приоритеты социально-экономической политики Правительства Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы) с указанием количественных индикаторов достижения целей и решения задач социально-экономического развития республики.
В основу Концепции положены Основные направления социально-экономической политики Правительства Республики Карелия на период до 2017 года, одобренные 7 сентября 2012 года на расширенном заседании Правительства Республики Карелия с участием представителей бизнеса, общественных и научных организаций, политических партий, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов государственной власти и граждан.
Концепция разработана рабочей группой, образованной распоряжением Главы Республики Карелия от 27 июня 2012 года № 205-р, в состав которой вошли представители республиканских и федеральных органов исполнительной власти, местного самоуправления, научных и общественных организаций. В Концепции учтены конструктивные предложения организаций и граждан, поступившие после публичного обращения Главы Республики Карелия к жителям республики.
Документ входит в систему стратегического планирования социально-экономического развития Республики Карелия и учитывает долгосрочные приоритеты, определенные Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года. Главным в этой системе является то, что в центр ее поставлен человек - житель Карелии, а планы и программы направлены на создание комфортных условий проживания населения.
В Концепции нашли отражение стратегические цели и задачи социально-экономического развития страны, определенные на федеральном уровне такими документами, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года по совершенствованию государственной политики Российской Федерации до 2018 года.
При разработке Концепции учтены новые подходы к повышению эффективности деятельности органов государственной власти, предусматривающие разработку и реализацию государственных программ, которые должны стать одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов.
Формирование комплекса мероприятий на среднесрочную перспективу осуществлялось исходя из обобщения и анализа итогов реализации предшествующей Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года и Программы социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, выявленных на предыдущем этапе проблем, а также с учетом рисков для устойчивости экономической системы Карелии и современных вызовов, стоящих перед республикой.
Настоящая Концепция нацелена на преодоление существующих проблем и формирование ответов на сложившиеся вызовы посредством реализации социально-экономической политики республики по приоритетным направлениям Правительства Республики Карелия. Успешная работа по достижению намеченных целей зависит от консолидации усилий Правительства Республики Карелия, Законодательного Собрания Республики Карелия, федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, бизнеса, общественности.
Знакомство с Концепцией позволит жителям, руководителям предприятий, районов и инвесторам узнать о комплексе идей и представлений Правительства Карелии о социально-экономическом развитии республики на период до 2017 года.

I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы

Анализ социально-экономической ситуации в Республике Карелия за прошедшие пять лет свидетельствует о том, что тенденции развития региона в экономической и социальной сферах носят неустойчивый характер.
В период с 2008 по 2009 год экономика республики испытывала негативное влияние мирового финансового и экономического кризиса, что соответственно отразилось на росте напряженности в социальной сфере и увеличении государственного долга Республики Карелия. Снижение в 2009 году валового регионального продукта (далее - ВРП) по Республике Карелия к уровню 2005 года на 4,7% на фоне сохранившейся положительной динамики развития экономики в Северо-Западном федеральном округе и в целом по России свидетельствует, что кризисные последствия более существенно отразились на Карелии. Это объясняется особенностями структуры и ориентированностью республиканской экономики на экспорт, а также приграничным положением региона.
Вместе с тем благодаря предпринятым правительством республики антикризисным мерам удалось стабилизировать работу основных градообразующих предприятий, расширить для них доступ к кредитным ресурсам, снизить рост безработицы, оказать поддержку социально незащищенным слоям населения, повысить оплату труда в общественном секторе, создать условия для стимулирования внутреннего спроса и поддержать малое и среднее предпринимательство.
Согласно результатам мониторинга, проведенного Минрегионом России, Республика Карелия вошла в число 14 регионов Российской Федерации, которые наиболее успешно реализовали антикризисные меры.
В 2011 году удалось достичь и превысить уровень докризисного 2007 года по таким важным макроэкономическим показателям, как объем инвестиций в основной капитал (123,1%), объем производства продукции сельского хозяйства (100,4%), объем строительных работ (118,8%), ввод в действие жилых домов (136,1%), оборот розничной торговли (120,9%), объем внешнеторгового оборота (108,7%), реальные располагаемые денежные доходы населения (106,5%), сократился уровень зарегистрированной безработицы (-0,4 п.п.).
Поступления налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия за период с 2007 по 2011 год выросли с 13,2 млрд. рублей до 24,1 млрд. рублей или в 1,8 раза.
За 2011 год положительный сальдированный финансовый результат организаций составил 19,1 млрд. рублей, что в два раза больше, чем за 2007 год (9,6 млрд. рублей). Прибыль прибыльных организаций за анализируемый период увеличилась в 2,2 раза. В то же время доля прибыльных организаций в общем числе организаций за рассматриваемый период сократилась с 65,1 до 55,7%.
Среди положительных моментов 2011 года по сравнению с предшествующим 2010 годом можно отметить динамичное развитие потребительского рынка товаров (109,8%) и услуг (105,4%), значительный рост объема инвестиций (125,5%), улучшение финансовых показателей работы организаций (темп роста прибыли составил 132,9%), рост заработной платы (111%), реальных располагаемых доходов населения (100,8%). Индекс потребительских цен в декабре 2011 года к декабрю 2010 года составил 105,3%, что является самым низким показателем на протяжении последних десяти лет.
В горнопромышленном комплексе правительство республики в 2011 году оказывало содействие модернизации действующих и вводу в эксплуатацию новых карьеров. В последние годы ежегодно вводятся 3-4 новых предприятия по производству щебня.
Государственная поддержка, оказываемая правительством республики агропромышленному комплексу, позволила сохранить объемы сельскохозяйственного производства на уровне 2010 года (100,3%).












- сокращению сроков принятия решений о выделении земельных участков под реализацию проектов и промышленные площадки;
- подготовке коммунальной и инженерной инфраструктур;
- созданию условий для подготовки и привлечения на территорию муниципального образования квалифицированных кадров и т.д.
Утверждение документов территориального планирования позволит Правительству Республики Карелия совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований обеспечить выбор перечня приоритетных проектов, в соответствии с которым продолжится формирование условий для развития зон интенсивного экономического роста.
Правительством Республики Карелия будут сформированы и утверждены механизмы дополнительного финансового поощрения муниципальных образований за успехи в реализации ключевых направлений социально-экономического развития.
В связи с различной динамикой развития секторов экономики и сокращением государственной поддержки сельского хозяйства северных территорий в республике за последние 20 лет существенно изменилась система расселения населения. Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Карелия совместно с органами местного самоуправления будет реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы расселения и активизацию экономической деятельности на северных территориях, в лесных, сельских поселках и поморских поселениях, поддержку малого предпринимательства.
Экономической основой развития территорий муниципальных образований станет переход к новому конкурентоспособному образу жизни в сельских территориях за счет более глубокого использования и переработки местных природных и рекреационных ресурсов.
Развитие территорий муниципальных образований будет осуществляться с учетом положений федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Правительство Республики Карелия поддержит следующие приоритетные направления развития в сельских населенных пунктах:
- использование малых (малогабаритных) технологий, позволяющих создавать локальные (немассовые) производства, способные конкурировать на местном рынке с массовой (завозной) продукцией, постепенно отвоевывая обратно локальный рынок;
- развитие на селе несельскохозяйственных видов деятельности, рынка услуг, которые могут использовать местные кадровые ресурсы;
- заготовка и переработка древесины (в том числе для нужд населения), освоение новых видов продукции;
- сбор, заготовка и переработка грибов, ягод, лекарственных растений;
- развитие рыбоводства и рыболовства;
- формирование инфраструктуры и предоставление услуг в сфере сельского (экологического) туризма.
В ближайшие три года будет создан индустриальный парк в одном из районов Карелии. Будет возобновлено создание технологической деревни - специализированной промышленной зоны для размещения иностранных компаний.
Развитие хозяйственной деятельности будет способствовать закреплению трудоспособного населения, развитию кадрового потенциала (в том числе за счет мигрантов) и позволит создать предпосылки для развития населенных пунктов.
Десять моногородов Республики Карелия, имеющих подготовленные комплексные инвестиционные планы (Кондопога, Костомукша, Лахденпохья, Надвоицы, Пиндуши, Питкяранта, Пудож, Сегежа, Суоярви, Вяртсиля), включены Министерством регионального развития Российской Федерации в перечень монопрофильных муниципальных образований России. В период действия Концепции будет продолжена работа по оказанию содействия органам местного самоуправления монопрофильных муниципальных образований Республики Карелия в создании условий для реализации комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов, зависящих от деятельности градообразующих предприятий, в том числе за счет привлекаемой финансовой поддержки средств федерального бюджета, бюджета Республики Карелия, Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Для решения проблемы ухода от монозависимости планируется реализация мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений и развитию альтернативных производств. Определены основные направления диверсификации экономики моногородов, предполагающие в том числе и кластерное развитие с использованием местных ресурсов территорий, модернизацию существующих предприятий и организацию новых производств в сфере лесной и горной промышленности, строительной отрасли, рыбохозяйственной деятельности, развития туризма и инфраструктуры.
Правительством Республики Карелия будут подготовлены изменения в инвестиционное законодательство, повышающее перспективность реализации проектов на депрессивных территориях.
Будет осуществляться взаимодействие с потенциальными инвесторами, планирующими реализацию крупных инвестиционных проектов на территории моногородов и претендующими на участие госкорпорации "Внешэкономбанк".
При оказании государственной поддержки в целях решения вопросов местного значения преимущества будут предоставлены моногородам, имеющим инвестиционные проекты по модернизации и развитию производств на соответствующих территориях с одновременной ликвидацией инфраструктурных ограничений в комплексном инвестиционном плане моногорода.
В период до 2014 года государственная поддержка муниципальных образований Республики Карелия будет продолжаться через реализацию мероприятий долгосрочных целевых программ. В настоящее время в республике действует 18 долгосрочных целевых программ, предусматривающих реализацию мероприятий на территориях различных муниципальных образований, которые также могут учитываться при формировании комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований Республики Карелия
Так, органами исполнительной власти Республики Карелия в рамках региональных программ осуществляется реализация мероприятий, направленных на: снижение напряженности на рынке труда, поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
С 2014 года государственная поддержка органов местного самоуправления (государственно-муниципальное партнерство), направленная на развитие территорий муниципальных образований, будет реализовываться в рамках основных направлений региональных государственных программ, в частности здравоохранения, образования, национальной политики, социального развития, содействия занятости населения, развития культуры, развития физической культуры и спорта, использования природных ресурсов, развития агропромышленного комплекса и лесного хозяйства, предоставления услуг ЖКХ и энергетики, газоснабжения, содержания и ремонта дорог, развития промышленности и повышения конкурентоспособности товаров и услуг, а также экономического развития и инновационной экономики.
Правительство Республики Карелия продолжит осуществлять выделение органам местного самоуправления грантов по результатам оценки достигнутого уровня эффективности деятельности, а также субсидирование бюджетов муниципальных образований для софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Продолжится реализация региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Карелия.
На решение существующих проблем в сфере ЖКХ будет направлена Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на период до 2020 года.
Активизация жилищного строительства в муниципальных образованиях является базовым условием развития обеспечивающих строительство организаций на территориях муниципальных районов, в том числе способствующим привлечению квалифицированных кадров, необходимых для реализации инвестиционных проектов. В связи с этим Правительство Республики Карелия продолжит реализацию долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и региональной целевой программы стимулирования развития жилищного строительства в Республике Карелия на 2011-2015 годы. Выделение средств муниципальным образованиям в рамках указанных программ будет осуществляться в зависимости от проводимой органами местного самоуправления работы по подготовке необходимой инженерной инфраструктуры земельных участков, предназначенных под жилищное строительство, разработки и реализации муниципальных программ развития жилищного строительства.
Кроме того, Правительство Республики Карелия будет оказывать содействие органам местного самоуправления муниципальных образований, желающим принять участие в федеральных целевых и государственных программах, в том числе ФЦП "Чистая вода" на 2011-2017 годы и ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", через соответствующие республиканские целевые программы.
В связи с критическим состоянием сети муниципальных автомобильных дорог Правительством Республики Карелия продолжится работа по софинансированию расходных обязательств муниципальных образований по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов, а также созданию дорожной инфраструктуры, сопутствующей приоритетным инвестиционным проектам, из Дорожного фонда республики.
В рамках соглашений с органами местного самоуправления и программ развития агропромышленного комплекса Правительство Республики Карелия окажет содействие органам местного самоуправления в реализации мероприятий, направленных на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции (молока, мяса на убой в живом весе), создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
С целью обеспечения конструктивного взаимодействия между республиканскими и муниципальными органами власти и населением, развития культурных связей и обмена опытом планируется ежегодные мероприятия по празднованию Дня Республики Карелия поочередно проводить 8 июня в разных муниципальных образованиях республики. Муниципальному образованию, в котором будет предусмотрено проведение торжественных мероприятий, будут предоставлены средства из регионального бюджета.
Одним из важнейших инструментов улучшения ситуации в социальной сфере муниципальных образований продолжит являться программа содействия самозанятости безработных граждан. В республике существует потребность в квалифицированных специалистах, которая особенно ощутима в небольших городах и сельской местности, на предприятиях лесопромышленного и горноперерабатывающего комплексов, в строительстве, сельском хозяйстве и коммунальной сфере, в учреждениях здравоохранения и образования, а также при реализации инвестиционных проектов. В связи с этим органам местного самоуправления необходимо усилить внимание к созданию условий для переподготовки высвобождающихся кадров и привлечения отсутствующих квалифицированных специалистов.
Продолжится оказание государственной поддержки в сферах здравоохранения и образования в соответствии с приоритетными национальными проектами, а также в рамках разрабатываемых и реализуемых долгосрочных целевых программ "Развитие образования в Республике Карелия в 2011-2015 годах" и "Здоровая Карелия" на 2013-2020 годы.
С целью увеличения доли жителей Республики Карелия, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, продолжится реализация мероприятий по развитию физической культуры и спорта в муниципальных образованиях Республики Карелия в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и массового спорта в Республике Карелия" на 2011-2015 годы и федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы".
Реализация мероприятий по развитию культурно-досугового сектора республики, в том числе обновление материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, планируется в рамках реализации государственных программ. В перечень государственных программ республики внесена государственная программа "Культура Республики Карелия".
В результате осуществления вышеуказанных мер государственной поддержки органам местного самоуправления будут созданы необходимые условия для устойчивого социально-экономического развития сельских и городских поселений.

Заключение

Реализация Концепции предусматривает достижение поставленных целей и решение задач социально-экономического развития Республики Карелия в период 2012-2017 годов в соответствии с заданными в данном документе целевыми ориентирами.
Для решения указанных в Концепции задач будут реализованы мероприятия и проекты по приоритетным направлениям деятельности Правительства Республики Карелия с использованием принципов государственно-частного партнерства, софинансирования с привлечением наряду с бюджетными средствами Республики Карелия средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств. При этом будет обеспечиваться согласование интересов всех участников мероприятий и проектов Концепции через взаимодействие органов исполнительной власти Республики Карелия с федеральными органами, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, политическими партиями и общественностью, населением республики.
Поэтапное достижение среднесрочных целевых показателей предусматривается обеспечить в рамках реализации ежегодно разрабатываемых планов действий правительства республики по социально-экономическому развитию региона, действующих региональных целевых программ, а также участия Республики Карелия в государственных программах Российской Федерации, включая федеральные целевые программы. С 2014 года дополнительным инструментом реализации Концепции станут государственные программы Республики Карелия по развитию отдельных секторов экономики и социальной сферы, которые будут содействовать повышению эффективности бюджетных расходов, деятельности органов государственной власти и государственного сектора.
В целях осуществления контроля за ходом выполнения намеченных мероприятий и проектов предусматривается проведение ежегодного независимого мониторинга реализации Концепции. Организацию проведения мониторинга и контроль за достижением результатов осуществляет Правительство Республики Карелия. Целевые показатели реализации проектов и мероприятий Концепции будут использованы в качестве критериев результативности деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия.
На основании результатов мониторинга реализации Концепции и прогнозирования социально-экономических процессов, а также в случае существенных изменений в стратегических документах и политике Правительства Российской Федерации Глава Республики Карелия может вносить в Законодательное Собрание предложения по изменению и дополнению Концепции.
Глава Республики Карелия и Правительство Республики Карелия, осознавая всю полноту ответственности перед жителями республики, предпримут все необходимые меры для реализации намеченных планов, выполнения мероприятий и проектов Концепции по обеспечению устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru