АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 2011 г. по делу № А14-7553-2011
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 06 декабря 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2011 года
Общество с ограниченной ответственностью "Р" (далее - заявитель, ООО "Р", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - администрация) о признании незаконными действий по невключению объектов общества с ограниченной ответственностью "Р" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа, утвержденную постановлением Администрации городского округа город Воронеж № 3407 от 05.05.2011, по следующим адресам: <...>; <...>; <...>; а также просит обязать администрацию городского округа город Воронеж внести изменения в "Схему
размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа", утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж № 407 от 05.05.2011, включив в нее объекты общества с ограниченной ответственностью "Р", расположенные по адресам: <...>; <...> (с учетом уточнения).
Представитель администрации возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 29.11.2011 в порядке ст. 163
АПК РФ объявлялся перерыв до 06.12.2011.
Из материалов дела следует:
20.04.2011 ООО "Р" обратилось в администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа принадлежащих Обществу торговых киосков, расположенных по следующим адресам: <...>; <...>; <...>.
Постановлением
администрации городского округа город Воронеж № 407 от 05.05.2011 была утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа", однако торговые объекты Общества, указанные им в заявлении от 20.04.2011, в нее включены не были.
Общество, полагая, что действия администрации по невключению данных объектов ООО "Р" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом (статья 4
АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198
АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяются положениями Федерального закона
от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3
Закона о торговой деятельности правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК
РФ, настоящим Федеральным законом, Законом
Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3
Закона о торговой деятельности).
В соответствии со статьей 10
Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10
Федерального закона № 381-ФЗ Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области издан Приказ
от 20.12.2010 № 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Пунктом 5
Порядка определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований.
В силу пункта 28.1 статьи 48
Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-I исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в том числе, утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком реализует администрация городского округа в лице ее органов и подразделений.
Постановлением
администрации городского округа город Воронеж № 407 от 05.05.2011 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10
Федерального закона № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное положение содержится в пункте 17
приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской обл. от 20.12.2010 № 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области". Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок
установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж установлен решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 № 271-II "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж".
Данный правовой акт предъявляет определенные требования к временным сооружениям на территории города, в частности, наличие у таких торговых объектов действующей разрешительной документации, разрешающей их установку и эксплуатацию.
Пунктом 2.7
указанного Положения установлен запрет на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов.
Следовательно, в Схему
размещения нестационарных торговых объектов при ее разработке и утверждении могут быть включены только сооружения, имеющие указанные действующие документы.
Из представленных суду доказательств следует и не оспаривается администрацией, что срок действия разрешительной документации на эксплуатацию торговых киосков, расположенных по адресам: <...>, и <...>, на момент утверждения администрацией Схемы
размещения нестационарных торговых объектов не истек.
Таким образом, в силу положений Федерального закона
№ 381-ФЗ и приказа
Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 № 174, невключение администрацией на основании заявления Общества данных торговых киосков в Схему
размещения нестационарных торговых объектов, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества с сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 110
АПК РФ с учетом результатов рассмотрения дела расходы по уплате заявителем государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110
, 167
, 168
, 170
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
Признать незаконными действия администрации городского округа город Воронеж по не включению в "Схему
размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа", утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж № 407 от 05.05.2011, объектов общества с ограниченной ответственностью "Р", расположенных по адресам: <...>; <...>.
Обязать администрацию городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, юридический адрес: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10) внести изменения в "Схему
размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа", утвержденную постановлением администрации городского округа город Воронеж № 407 от 05.05.2011, включив в нее объекты общества с ограниченной ответственностью "Р", расположенные по адресам: <...>; <...>.
Взыскать с администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, юридический адрес: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Р" (юридический адрес: г. Воронеж, <...>, ОГРН <...>) 2 000 рублей расходов по оплате госпошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано
в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Воронежской области.