Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2012 г. по делу № А12-4418/2012

Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2012 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Саповой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Самородовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, 5; ОГРН 1023403433822) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9; ОГРН 1037339085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 28А; ОГРН 1023403452555), с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (400131 Волгоград г., Краснознаменская ул., 17; ОГРН 1023403458650),
о возмещении убытков,
при участии в заседании:
от истца - М.Р. по доверенности <...>;
ответчика - Минфин РФ: С.М. по доверенности <...>,
УФК по Волгоградской области - С.М., доверенность <...>;
от третьего лица - И., доверенность <...>

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация Волгограда с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, от имени которого выступает Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, о взыскании за счет казны Российской Федерации расходов в размере 4.061.000 руб., связанных с предоставлением жилых помещений участковым уполномоченным милиции, с проведением оценки стоимости жилых помещений.
Ответчик представил мотивированный отзыв, в котором иск не признал и просит истцу в заявленных требованиях отказать, поскольку не представлено доказательств нарушения его прав, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца. Кроме того указано, что размер убытков не подтвержден надлежащими доказательствами, поскольку отчеты об оценке составлены на дату приватизации квартир, а не на дату заключения договоров социального найма с гражданами.
Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что решением Центрального районного суда г. Волгограда от 15 сентября 2010 г. по делу № 2-5994/10, вступившим в законную силу, на администрацию Волгограда возложена обязанность предоставить А.В. на семью из 1 человека жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма.
Судебный акт исполнен истцом, что подтверждается постановлением главы Волгограда от 23.05.2010 № 1223, договором социального найма № Сн-22-11 от 16.06.2011 г., договором от 18.10.2011 г. на передачу в собственность А.В. кв. <...>.
Для определении размера убытков, связанных с выбытием жилого помещения из пользования муниципального образования города Волгограда, администрация Волгограда обратилась к ООО "Центр судебных и государственных экспертиз "ИНДЕКС". Согласно отчета № 2012-2 об оценке квартиры по состоянию на 21.11.2011 г., рыночная стоимость квартиры составляет 1.347.000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 03 октября 2008 г. по делу № 2-7417/08, вступившим в законную силу, на администрацию Волгограда возложена обязанность предоставить К.А. жилое помещение в виде отдельной квартиры, площадью не менее 18 кв. м по договору социального найма.
Судебный акт исполнен истцом, что подтверждается постановлением главы Волгограда от 06.05.2010 г. № 982, договором социального найма № 814 от 27.05.2010 г., договором от 11.03.2011 г. на передачу в собственность К.А. кв. <...>.
Для определении размера убытков, связанных с выбытием жилого помещения из пользования муниципального образования города Волгограда, администрация Волгограда обратилась к ООО "Центр судебных и государственных экспертиз "ИНДЕКС". Согласно отчета № 2012-13 об оценке квартиры по состоянию на 14.06.2011 г., рыночная стоимость квартиры составляет 1.246.000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 07 мая 2010 г. по делу № 2-2254/10, вступившим в законную силу, на администрацию Волгограда возложена обязанность предоставить С.В. на состав семьи из 3 человек жилое помещение в виде отдельной квартиры площадью не менее 36 кв. м, не более 54 кв. м по договору социального найма.
Судебный акт исполнен истцом, что подтверждается договором на передачу в собственность С.В. кв. <...>.
Для определении размера убытков, связанных с выбытием жилого помещения из пользования муниципального образования города Волгограда, администрация Волгограда обратилась к ООО "Центр судебных и государственных экспертиз "ИНДЕКС". Согласно отчета № 2012-11 об оценке квартиры по состоянию на 25.07.2011 г., рыночная стоимость квартиры составляет 1.456.000 руб.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 (в редакции Федеральных законов от 31.03.1999 № 68-ФЗ, от 29.12.2000 № 163-ФЗ) "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно правовой позиции, высказанной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 № 303-О и от 15.02.2005 № 58-О положение части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" в его конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей: органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам милиции жилую площадь, федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).
Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности местного самоуправления, а также его компетенцию, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к ведению муниципальных образований содержание и использование муниципального жилого фонда и создание условий для жилищного строительства (подпункты 5 и 10 пункта 2 статьи 6). В то же время вопросы уголовно-исполнительного законодательства, составной частью которого является правовой статус органов и работников милиции, в силу статьи 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации относятся к ведению Российской Федерации.
Обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь сотрудникам милиции корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы органа местного самоуправления, возникающие при осуществлении им этой обязанности.
Правовая позиция, выраженная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 г. № 303-О, вынесенном по аналогичному вопросу и сохраняющем свою силу, распространяется на положения части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции".
Между тем, Законом РФ "О милиции" не предусмотрен источник финансирования данных расходов.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ и от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ) расходные обязательства Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Соответственно, на Российской Федерации лежит обязанность компенсировать указанные расходы за счет средств федерального бюджета.
Согласно отчетов об оценке квартир их рыночная стоимость составляет 4.049.000 руб.
Указанные денежные средства из федерального бюджета в адрес администрации Волгограда не перечислены до настоящего времени, в связи с чем, понесенные муниципальным образованием вышеуказанные расходы следует отнести к убыткам.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация, чьи интересы в силу статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации должен представлять орган, наделенный соответствующими полномочиями.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации спорные средства должны быть переданы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в виде субвенций и субсидий.
Со стороны ответчика не представлено соответствующих доказательство того, что денежные средства из федерального бюджета на реализацию Федерального закона "О милиции" в части возмещения затрат на улучшение жилищных условий и предоставлению жилой площади в порядке статьи 30 Закона "О милиции" в спорный период были выделены и получены истцом.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что возмещению подлежит стоимость переданных участковым уполномоченным милиции квартир с учетом ее рыночной оценки, поскольку администрация понесет расходы по приобретению других квартир для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности.
Для определения суммы убытков, связанных с выбытием жилого помещения из собственности муниципального образования, истцом проведена оценка рыночной стоимости жилых помещений, стоимость которой составляет 12.000 руб.
Данные расходы также подлежат возмещению за счет ответчика.
При указанных обстоятельствах, заявленные истцом требования являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Ссылка ответчика на неправильное определении величины расходов, подлежащих компенсации за счет средств федерального бюджета, подлежит отклонению.
Определяя величину убытков, связанных с выбытием жилого помещения из собственности муниципального образования, суд исходит из рыночной стоимости квартир, определенной на основании представленного отчета об оценке, что максимально соответствует тем расходам, которые понесет администрация для восстановления нарушенного права.
От уплаты государственной пошлины стороны освобождены.
На основании ст. ст. 102, 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9; ОГРН 1037339085636) за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования городской округ - герой Волгоград в лице администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, 5; ОГРН 1023403433822) 4.061.000 рублей, в том числе, убытки в сумме 1.347.000 рублей, связанные с предоставлением жилого помещения (квартиры) <...> А.В.;
убытки в сумме 1.246.000 рублей, связанные с предоставлением жилого помещения (квартиры) <...> К.А.;
убытки в сумме 1.456.000 рублей, связанные с предоставлением жилого помещения (квартиры) <...> С.В.;
убытки в сумме 12.000 рублей, связанные с проведением оценки.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Судья
САПОВА А.В.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru