ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2012 г. № 447-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН,
ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В целях реализации Федерального закона
от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", Постановления
Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" и в соответствии со статьей 5
закона Белгородской области от 14 января 2008 года № 185 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Белгородской области" Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить Порядок
организации подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (прилагается).
2. Утвердить Программу
подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (прилагается).
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов в пределах ассигнований, утвержденных в консолидированном бюджете области по отрасли "Социальная политика" на 2012 год, создать службы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей.
4. Контроль за организацией и осуществлением подготовки и сопровождения замещающих родителей возложить на управление социальной защиты населения Белгородской области.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (Белоусов Н.И.).
6. Настоящее постановление вступает в силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года.
Об исполнении постановления информировать к 1 апреля 2013 года.
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
Утвержден
постановлением
правительства Белгородской области
от 12 ноября 2012 г. № 447-пп
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ
ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок организации подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Порядок), определяет процедуру подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проводимую с целью психолого-педагогической и правовой подготовки граждан.
1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на лиц, постоянно проживающих на территории Белгородской области и желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, иностранных граждан, лиц, не имеющих гражданства, граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, желающих усыновить ребенка в Белгородской области и не прошедших соответствующую подготовку на территории государства, являющегося местом их постоянного жительства.
1.3. Подготовка граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, является обязательной для всех граждан, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением:
близких родственников ребенка, оставшегося без попечения родителей, передаваемого в семью на воспитание (родственники по прямой нисходящей линии (бабушки, дедушки, полнородные и неполнородные (имеющие общего отца или мать) братья и сестры));
Оценка степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Составление итогового заключения о готовности кандидатов к приему ребенка на воспитание.
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.
4. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные
родители, успешно освоивших Программу
1) Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о своих правах и обязанностях как приемных родителей в отношении ребенка;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
о порядке контактов ребенка с биологическими родителями и родственниками;
о закономерностях развития ребенка в разные возрастные периоды;
о важности удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
о причинах возникновения, проявления и последствиях эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
об этапах и особенностях проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
об особенностях протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
о санитарно-гигиенических правилах и нормах воспитания детей в семье;
о способах формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
о возрастных закономерностях и особенностях психосексуального развития ребенка, методах и приемах полового воспитания в семье.
2) Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.