ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 октября 2012 г. № 501-Пр
О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", а также в целях формирования государственной политики, проводимой в интересах детей в Астраханской области:
1. Утвердить прилагаемую стратегию
действий в интересах детей в Астраханской области на 2012 - 2017 годы (далее - стратегия).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Астраханской области руководствоваться положениями стратегии
при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.
3. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.
Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН
Утверждена
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 15 октября 2012 г. № 501-Пр
СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В АСТРАХАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
I. Введение
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. В соответствии с Конституцией
Российской Федерации гарантируется государственная поддержка семьи, материнства и детства. Российская Федерация, подписав Конвенцию
о правах ребенка и международные акты в сфере обеспечения прав детей, выразила приверженность к участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 принята Национальная стратегия
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия). В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области в сфере защиты прав и законных интересов детей, руководствуясь основными положениями Национальной стратегии
, разработана стратегия действий в интересах детей в Астраханской области на 2012 - 2017 годы (далее - стратегия).
Главной целью стратегии является определение основных направлений и задач государственной политики, проводимой в интересах детей в Астраханской области, и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права, федеральном законодательстве и законодательстве Астраханской области.
Стратегия разработана на период 2012 - 2017 годов и призвана обеспечить достижение существующих международных и российских стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства на территории Астраханской области.
Реализацию стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
- семейная политика детствосбережения;
- доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
- здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;
- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
- создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;
- дети - участники реализации стратегии.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики Астраханской области является обеспечение благополучного и защищенного детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Стратегии
социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, Программе
социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы, плане
мероприятий по реализации в Астраханской области в 2011 - 2015 годах Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", утвержденном Распоряжением Правительства Астраханской области от 26.05.2010 № 207-Пр.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ, комплексных целевых программ Астраханской области.
С целью улучшения социально-экономического положения семей с детьми, проживающих на территории Астраханской области, постоянно совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий данной категории населения. Действующее законодательство Астраханской области предусматривает предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета Астраханской области, в том числе:
- Закон
Астраханской области от 10.04.2012 № 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области", регулирующий меры социальной поддержки многодетных семей с детьми в виде предоставления регионального семейного капитала при рождении третьего и последующих детей; субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; выделения земельных участков; первоочередного приема детей в дошкольные образовательные учреждения; бесплатного посещения государственных музеев, находящихся в ведении Астраханской области, областных государственных учреждений культуры и выставок, проводимых органами исполнительной власти Астраханской области или государственными учреждениями; бесплатного проездного билета установленного образца детям для проезда в общественном пассажирском транспорте; бесплатного обеспечения лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей, для детей в возрасте до шести лет, находящихся на амбулаторном лечении; выплаты ежегодной денежной компенсации в размере 1000 рублей на каждого из детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных занятий и школьных письменных принадлежностей;
- Постановление
Правительства Астраханской области от 04.05.2006 № 141-П "О Порядке обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет", определяющее процедуру обеспечения полноценным бесплатным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Астраханской области, через специальные пункты питания и организации торговли по заключению врачей;
- Постановление
Правительства Астраханской области от 07.07.2009 № 352-П "Об отраслевой целевой программе "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2010 - 2012 годы", согласно которому обеспечиваются эффективный отдых, оздоровление и занятость детей и молодежи Астраханской области;
- Постановление
Правительства Астраханской области от 26.02.2010 № 64-П "Об оказании государственной поддержки молодым семьям в решении жилищных проблем", определяющее порядок оказания государственной поддержки молодым семьям в решении жилищных проблем за счет средств бюджета Астраханской области;
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и ожидание заниженных результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.
2. Основные задачи
Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей и специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
3. Первоочередные меры
Разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон
от 28.06.1995 № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Развитие института уполномоченных по правам ребенка в муниципальных образованиях, образовательных учреждениях Астраханской области.
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
Создание и обеспечение деятельности общественного совета при заместителе Уполномоченного по правам человека в Астраханской области - Уполномоченном по правам ребенка в Астраханской области с участием представителей детских общественных объединений, руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по реализации Договора о присоединении Астраханской области к глобальной инициативе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".
4. Ожидаемые результаты
Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Развитие законодательства Астраханской области в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая ратификацию международных актов.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Расширение влияния института заместителя Уполномоченного по правам человека в Астраханской области - Уполномоченного по правам ребенка в Астраханской области.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
VIII. Механизм реализации стратегии
Стратегия реализуется во взаимосвязи с Национальной стратегией
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Концепцией
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351, и приоритетными национальными проектами.
Координирующим органом реализации стратегии в Астраханской области является координационный совет по разработке и реализации стратегии действий в интересах детей в Астраханской области на 2012 - 2017 годы, созданный Постановлением
Губернатора Астраханской области от 14.09.2012 № 368.
Неотъемлемой частью стратегии являются принятые в Астраханской области долгосрочные целевые программы, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих Астраханской области проблем детства.
Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - 2012 - 2014 годы и второй - 2015 - 2017 годы.
Сроки и основные этапы реализации стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.
Механизмом контроля за ходом реализации стратегии являются ежегодные аналитические доклады координационного совета по разработке и реализации стратегии действий в интересах детей в Астраханской области на 2012 - 2017 годы и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.