Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2012 г. по делу № 3-98/12

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
в составе председательствующего судьи Кручинина М.А.
при секретаре судебного заседания К.С.С.,
с участием заявителя Н.Ю.М., представителя Правительства Нижегородской области Ч.Е.А., помощника прокурора Нижегородской области Я.А.Б., начальника отдела управления прокуратуры Нижегородской области У.О.А., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области П.С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н.Ю.М. о признании недействующими пунктов 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 2.1, 2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области", пунктов 1 и 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года № 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" и изложении пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Приложения 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" в указанной Н.Ю.М. редакции,

установила:

Н.Ю.М. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 2.1, 2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области", пунктов 1 и 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года № 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета", изложения пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Приложения 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" в указанной Н.Ю.М. редакции,
С учетом уточнения заявленных требований просил:
1. Признать недействующими пункты 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 2.1, 2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области", а также пункты 1 и 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года № 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" как не соответствующие федеральному законодательству и умаляющие права и свободы человека и гражданина.
2. Пункты 1.1, 2.1, 3.1 Приложения 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" Положение о едином социальном проездном билете изложить в следующей редакции:
"1.1. Настоящее Положение действует на территории Нижегородской области.
3.1. Единый социальный проездной билет является именным и действует на всей территории Нижегородской области для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси), пригородного и междугородного сообщения в течение одного календарного месяца.
3.1.1. Единый социальный проездной билет продается предприятиями транспорта, а также в пунктах продажи проездных билетов гражданам Российской Федерации, указанным в приложении 1 к настоящему постановлению и находящимся на территории Нижегородской области на законных основаниях, при предъявлении документа, подтверждающего право на льготы, а при отсутствии в нем фотографии - еще и документа, удостоверяющего личность.
3.1.2. При продаже единого социального проездного билета в него вписывается фамилия, имя, отчество владельца. При продаже единого социального проездного билета лицу, сопровождающему инвалида, имеющего III степень ограничения способности к трудовой деятельности, или ребенка-инвалида, в него вписывается фамилия, имя, отчество инвалида или ребенка-инвалида. При этом на данном едином социальном проездном билете производится отметка "Для сопровождающего лица".
3.1.3. Представителю лица, указанного в приложении 1 к настоящему постановлению, единый социальный проездной билет продается при наличии документа (нотариально заверенной копии, доверенности), подтверждающего его полномочия.
В пункте 2.1. на оборотной стороне после слов "Билет действителен" и вместо слов "* в г. Н.Новгороде * в ------ районе" дополнить словами: "на территории Нижегородской области для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси), пригородного и междугородного сообщения.".
В заявлении Н.Ю.М. указал, что является ветераном боевых действий. Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" ему было предоставлено право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от места жительства, а в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации..." взамен указанной льготы была установлена денежная компенсация в размере 200 рублей, но при этом законодатель не ущемил его прав, так как имел возможность выбрать либо денежную компенсацию, либо натуральное право, о чем и указано в статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Однако Правительство Нижегородской области своим постановлением от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" нарушило его право, так как ввело проездной билет, действующий только на территории того населенного пункта, в котором правообладатель проживает. Постановлением от 10 сентября 2008 года № 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" Правительство Нижегородской области установило цену на него - 200 рублей. Постановлением Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" стоимость проездного билета установлена 300 рублей, при том, что федеральная выплата осталась прежней. Кроме того, количество поездок на общественном транспорте ограничено тридцатью девятью. Эти ограничения являются прямым нарушением конституционных прав ветеранов боевых действий, проживающих в Нижегородской области.
Указал в уточненном заявлении, что пункты 1.2.1, 1.2.5 оспариваемого постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" ограничивают количество поездок (39) за календарный месяц. В месяцах апрель, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь по 22 - 23 рабочих дня, то есть необходимо совершить 44 - 46 поездок, а если с пересадками - еще больше. Кроме того, кроме работы он посещает театры, кинотеатры и другие места культурного проведения досуга, ездит в гости к родственникам, однополчанам, друзьям.
Пункты 1.2.2, 1.2.3 и 1.2.4 постановления Правительства Нижегородской области лишают ветеранов боевых действий, проживающих в другом регионе, права на приобретение единого социального проездного билета. Если он переедет в другой регион или страну, то есть сменит место регистрации, а проживать по временной регистрации будет в Нижегородской области, то не сможет приобретать единый социальный проездной билет.
Пункт 1.2.6 постановления Правительства Нижегородской области ограничивает действие единого социального проездного билета только на всех видах городского пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, метро), кроме маршрутных такси, и в автобусах пригородных маршрутов на территории Нижегородской области, а на автомобильный транспорт общего пользования междугородного сообщения в сельской местности не распространяется.
Пункты 2.1 и 2.2 устанавливают стоимость единого социального проездного билета, превышающую компенсирующие выплаты.
При рассмотрении дела в суде Н.Ю.М. требования жалобы поддержал. Указал, что оспариваемые им в части постановления Правительства Нижегородской области противоречат федеральному законодательству и нарушают его права. Пояснил, что вопрос о том, с какого времени необходимо признать недействующими оспариваемые пункты постановлений Правительства Нижегородской области, он оставляет на усмотрение суда.
Представитель Правительства Нижегородской области Р.О.В. в судебном заседании 04 октября 2012 года с заявлением Н.Ю.М. не согласилась, представила письменный отзыв с информацией об объемах расходов на предоставление мер социальной поддержки граждан Нижегородской области в 2011 - 2013 годах. Обратила внимание суда на то, что за период с 1 января 2005 года расходы бюджета Нижегородской области по обеспечению льготного проезда общественным транспортом отдельных категорий граждан существенно увеличились. Так, по категориям граждан, указанным в Законе Нижегородской области от 29 ноября 2004 года № 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов", объем расходов областного бюджета на предоставление единого социального проездного билета в 2005 году составил 750669,9 тысяч рублей, в 2012 году - 2485061,1 тысяч рублей; по категории граждан, указанной в Законе Нижегородской области от 24 ноября 2004 года № 131-З "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", указанный объем расходов областного бюджета в 2005 году составил 7918 тысяч рублей, в 2012 году - 7984,1 тысяч рублей; по категориям граждан, указанным в Законе Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 149-З "О ежеквартальной денежной компенсации на проезд для отдельных категорий граждан", данный объем расходов в 2005 году составил 288133,9 тысяч рублей, в 2012 году - 377658,7 тысяч рублей; по категории граждан, указанной в Законе Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 146-З "О мерах социальной поддержки участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", данный объем расходов в 2005 году составил 408,7 тысяч рублей, в 2012 году - 2474,7 тысяч рублей. При этом, численность ветеранов труда и военной службы, тружеников тыла, лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, участников ликвидации последствий аварии на ПО "Завод "Красное Сормово", получателей денежной выплаты на приобретение единого социального проездного билета, сократилась.
Также указала, что дефицит бюджета Нижегородской области на 2012 год составляет 16384511,3 тысяч рублей.
При рассмотрении дела в суде 11 октября 2012 года представитель Правительства Нижегородской области Ч.Е.А. с требованиями заявления Н.Ю.М. также не согласилась. Указала, что до 1 января 2005 года на основании Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" ветераны боевых действий имели право на льготы в виде бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородних маршрутов в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 13 пункта 1 статьи 16). Статьей 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указанное положение о предоставлении льготы в виде бесплатного проезда признано утратившим силу с 1 января 2005 года. Вместе с тем, Федеральным законом № 122-ФЗ в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" введена статья 23.1, в соответствии с которой ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", предоставлено право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 1699 рублей. Размер данной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Таким образом, ранее предоставляемые ветеранам боевых действий натуральные льготы в виде бесплатного проезда в общественном транспорте компенсируются в денежном выражении из федерального бюджета, поскольку указанные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Также представитель Правительства Нижегородской области Ч.Е.А. указала в судебном заседании, что дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, к которым относится и предоставление льготного проезда, в силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" могут быть установлены органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, исходя из возможностей бюджета субъекта Российской Федерации. Правовое регулирование дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда городским пассажирским транспортом общего пользования отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Кроме того, указала, что ссылка заявителя на статью 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ является несостоятельной, поскольку право на приобретение заявителем единого социального проездного билета для льготного проезда по территории Нижегородской области предоставлено с 2005 года в качестве дополнительной меры социальной поддержки за счет средств бюджета Нижегородской области, а не взамен ранее установленного права на бесплатный проезд в общественном транспорте в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Пояснила, что расчет количества 39 талонов к единому социальному проездному билету производился департаментом транспорта Нижегородской области на основании обследования пассажиропотока по льготным категориям граждан.
Допрошенные по ходатайству прокурора, участвующего в деле, свидетели П.Я.С. и Е.Н.В. пояснили, что относятся к категориям граждан, имеющим право на приобретение единого социального проездного билета. Введение 39 проездных талонов нарушают их права, ограничивают возможность льготного проезда на транспорте, в том числе к местам отдыха, в учреждения здравоохранения.
В заключение прокурор У.О.А. просила суд признать недействующими пункты 1.2.1, 1.2.5 (в части талонов) постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области". В остальной части требований заявления Н.Ю.М. просила суд отказать. Указала, что предоставление субъектом Российской Федерации - Нижегородской областью бесплатного проезда отдельным категориям граждан является не дополнительной мерой социальной поддержки, а обязанностью, так как Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ возложил, в том числе на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, обязанность вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. Дополнительные меры поддержки должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. Действующее федеральное законодательство не допускает ухудшения условий предоставления мер социальной поддержки, поэтому лимитирование количества поездок существенно ограничило права граждан. При расчете количества бесплатных поездок не было принято во внимание то обстоятельство, что действовавшим до 01 января 2005 года федеральным законодательством льготным категориям граждан предоставлялся различный уровень льгот по бесплатному проезду. Расчет по обследованию пассажиропотока в разрезе льготных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Правительством Нижегородской области не представлен. Законность пунктов 1.2.1, 1.2.5 (в части талонов) постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" Правительством Нижегородской области не доказана.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования заявления Н.Ю.М., заслушав явившихся в судебное заседание лиц, показания свидетелей и заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении заявлений граждан в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса суд должен проверить, противоречит или нет оспариваемое заявителем положение федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают или нет положения оспариваемого акта или его части права и свободы заявителя.
Оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" вносит изменения, в том числе в постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" и постановление Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года № 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета". Заявитель Н.Ю.М. является ветераном боевых действий, в подтверждение чего им вместе с заявлением представлена копия удостоверения серии БК № <...>. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части постановления Правительства Нижегородской области затрагивают права заявителя Н.Ю.М., заявление подлежит рассмотрению областным судом в порядке статьи 251 ГПК РФ.
Постановление Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" было официально опубликовано в печатном издании "Правовая среда", № 90 (1501) от 17 августа 2012 года (приложение к газете "Нижегородские новости", № 147 (5000) за 17 августа 2012 года) и вступило в законную силу с 01 сентября 2012 года, о чем указано в пункте 5 Постановления.
Постановление Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года № 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" было официально опубликовано в печатном издании "Правовая среда", № 73 (956) от 13 сентября 2008 года (приложение к газете "Нижегородские новости", № 172 (4064) за 13 сентября 2008 года) и вступило в законную силу по истечении десяти дней со дня опубликования (статья 32 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области").
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" было официально опубликовано в печатном издании газете "Нижегородские новости", № 13 (3185) за 26 января 2005 года и вступило в законную силу со дня официального опубликования (статья 23 Закона Нижегородской области от 09 апреля 2001 года № 176-З "О Правительстве Нижегородской области"). Согласно пункту 1 Постановления (с учетом его изменения) единый порядок предоставления льготного проезда гражданам при наличии единого социального проездного билета к соответствующему документу, дающему право на льготы при проезде на транспорте в городском и внутрирайонном сообщении, был установлен на территории Нижегородской области с 01 февраля 2005 года.
Как указано выше, постановление Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" вносит изменения, в том числе, в постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" и постановление Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года № 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета".
Постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" принято, как указано в преамбуле, в целях обеспечения социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда, тружеников тыла, инвалидов, пенсионеров. Данным постановлением, в том числе установлен на территории Нижегородской области с 1 марта 2005 года единый порядок предоставления льготного проезда гражданам, утверждено Положение о едином социальном проездном билете. Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года № 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" устанавливается стоимость единого социального проездного билета.
Таким образом, оспариваемые в части постановление Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", постановление Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года № 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета", а также постановление Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" регулируют правоотношения, связанные с социальной защитой населения.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с подпунктом 12 и подпунктом 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) (подпункт 12 пункта 2); социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24 пункта 2).
По вопросам, указанным в пункте 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1).
До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 данной статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (пункт 5).
В соответствии со статьей 26.3.1 указанного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
На основании положений статьи 17 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области" Правительство реализует основные направления единой государственной социальной политики в отношении пожилых граждан и инвалидов, ветеранов и участников боевых действий, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и других социально незащищенных категорий населения (пункт 20); организует социальную поддержку и социальное обслуживание отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством и законодательством области, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам (пункт 21); осуществляет в сфере охраны здоровья граждан, социальной защиты, труда, образования иные полномочия, установленные федеральными законами, законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации (пункт 49).
Исходя из изложенного суд, приходит к выводу о том, что оспариваемые в части постановления Правительства Нижегородской области приняты Правительством Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий.
Из заявления Н.Ю.М. усматривается, что им оспариваются, в том числе пункты 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 2.1, 2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области".
Согласно пункту 1.2.1 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" пункт 1.3 Положения о едином социальном проездном билете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", постановлено изложить в следующей редакции: "1.3. Единый социальный проездной билет является основанием для предоставления льготного проезда в количестве 39 поездок по территории Нижегородской области в течение одного календарного месяца с применением "талонной системы", при наличии документа, удостоверяющего права на льготы, и учета количества льготных пассажиров.".
В ранее действовавшей редакции пункт 1.3 Положения о едином социальном проездном билете был изложен следующим образом: "1.3. Единый социальный проездной билет является основанием для предоставления льготного проезда при наличии документа, удостоверяющего права на льготы, и учета количества льготных пассажиров.".
Согласно пункту 1.2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" Положение о едином социальном проездном билете, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", постановлено добавить пунктом 1.3.1 следующего содержания: "1.3.1. Право на приобретение единого социального проездного билета имеют граждане, перечень категорий которых определен в приложении 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Нижегородской области, в том числе имеющие регистрацию по месту пребывания на территории Нижегородской области при наличии регистрации по месту жительства на территории области.".
Согласно пункту 1.2.3 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" пункт 1.4 Положения о едином социальном проездном билете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", постановлено изложить в следующей редакции: "1.4. Единый социальный проездной билет является именным документом и выдается за плату гражданам, указанным в пункте 1.3 настоящего Положения, при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина либо его нотариально заверенной копии, и документа, удостоверяющего право на получение льгот согласно законодательству.
Приобретение единого социального проездного билета фиксируется в реестре лиц, приобретших единый социальный проездной билет, путем проставления личной подписи гражданином, имеющим право на приобретение единого социального проездного билета либо его представителем с надлежащим образом оформленными полномочиями.".
В ранее действовавшей редакции пункт 1.4 Положения о едином социальном проездном билете был изложен следующим образом: "1.4. Единый социальный проездной билет является именным документом и выдается за плату гражданам, при предъявлении документа, удостоверяющего право на получение льгот согласно законодательству.".
Согласно пункту 1.2.4 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области" пункт 3.1 абзац первый Положения о едином социальном проездном билете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета", постановлено изложить в следующей редакции: "3.1. Единый социальный проездной билет выдается гражданам, указанным в пункте 1.3.1 настоящего Положения, предприятиями транспорта в пунктах продажи проездных билетов по месту жительства либо по месту пребывания данных граждан.".



В удовлетворении заявления Н.Ю.М. о признании недействующими пунктов 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 2.1, 2.2 постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2012 года № 554 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области", пунктов 1 и 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10 сентября 2008 года № 376 "Об изменении стоимости единого социального проездного билета" и изложении пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Приложения 2 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года № 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" в следующей редакции:
"1.1. Настоящее Положение действует на территории Нижегородской области.
3.1. Единый социальный проездной билет является именным и действует на всей территории Нижегородской области для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси), пригородного и междугородного сообщения в течение одного календарного месяца.
3.1.1. Единый социальный проездной билет продается предприятиями транспорта, а также в пунктах продажи проездных билетов гражданам Российской Федерации, указанным в приложении 1 к настоящему постановлению, и находящимся на территории Нижегородской области на законных основаниях, при предъявлении документа, подтверждающего право на льготы, а при отсутствии в нем фотографии - еще и документа, удостоверяющего личность.
3.1.2. При продаже единого социального проездного билета в него вписывается фамилия, имя, отчество владельца. При продаже единого социального проездного билета лицу, сопровождающему инвалида, имеющего III степень ограничения способности к трудовой деятельности, или ребенка-инвалида, в него вписывается фамилия, имя, отчество инвалида или ребенка-инвалида. При этом на данном едином социальном проездном билете производится отметка "Для сопровождающего лица".
3.1.3. Представителю лица, указанного в приложении 1 к настоящему постановлению, единый социальный проездной билет продается при наличии документа (нотариально заверенной копии, доверенности), подтверждающего его полномочия.
В пункте 2.1. на оборотной стороне после слов "Билет действителен" и вместо слов "* в г. Н.Новгороде * в ------ районе" дополнить словами: "на территории Нижегородской области для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси), пригородного и междугородного сообщения." - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

На момент составления копии решение не вступило в законную силу.

Судья
М.А.КРУЧИНИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru