Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2012 г. № 452

ОБ ОБРАЩЕНИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьей 84, частью первой статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Мурманская областная Дума постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (прилагается).
2. Поручить Председателю Мурманской областной Думы Шамбиру Василию Николаевичу, консультанту-юристу правового управления аппарата Мурманской областной Думы Лысовой Анне Зиновьевне, кандидату юридических наук, представлять Мурманскую областную Думу при рассмотрении данного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.
3. Направить настоящее постановление в газету "Мурманский вестник" для опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Мурманской областной Думы по образованию, науке и культуре (Ведищева Н.Н.).

Председатель
Мурманской областной Думы
В.ШАМБИР





Приложение
к постановлению
Мурманской областной Думы
от 26 октября 2012 г. № 452

В Конституционный Суд Российской Федерации
Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.

Заявитель: Мурманская областная Дума,
183050, г. Мурманск, ул. С. Перовской, 2

Представитель: _____________________________

Государственный орган, издавший акт, подлежащий проверке:
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,
103265, Москва, улица Охотный Ряд, дом 1

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
103426, Москва, Б. Дмитровка, 26

Президент Российской Федерации,
103132, Москва, Кремль

Государственная пошлина: 4500 рублей.

ЗАПРОС
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ
ВТОРОЙ СТАТЬИ 331 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации отдельные положения части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а" части второй статьи 125 Конституции Российской Федерации и со статьей 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" орган законодательной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации отдельных положений Федерального закона. В соответствии со статьей 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данный запрос допустим, если заявитель считает не подлежащими действию отдельные положения федерального закона из-за их неконституционности.
Федеральным законом от 23.12.2010 № 387-ФЗ "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (принят Государственной Думой 10 декабря 2010 года, одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года, подписан Президентом Российской Федерации 23 декабря 2010 года, опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 27.12.2010 № 52 (ч. 1), ст. 7002) в часть вторую статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года, подписан Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 года, опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 07.01.2002 № 1 (ч. 1), ст. 3) были внесены дополнения, устанавливающие, что к педагогической деятельности не допускаются лица: имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Федеральным законом от 01.04.2012 № 27-ФЗ "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации" (принят Государственной Думой 23 марта 2012 года, одобрен Советом Федерации 28 марта 2012 года, подписан Президентом Российской Федерации 1 апреля 2012 года, опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 02.04.2012 № 14, ст. 1553) перечень преступлений был дополнен преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства.
Полагаем, что вышеуказанные нормы части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации противоречат части 1 статьи 49, части 3 статьи 55, части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации и не подлежат действию из-за их неконституционности по следующим основаниям.
В соответствии с действующей редакцией части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности не допускаются лица, подвергающиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что в случае начала уголовного преследования в отношении лица, занимающегося педагогической деятельностью, обязанность его увольнения возникает у работодателя еще до вступления обвинительного приговора в отношении данного лица в законную силу. Что, на наш взгляд, противоречит части первой статьи 49 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, а также части третьей статьи 56 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой презумпция невиновности и право граждан на судебную защиту относятся к таким правам, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях.
Кроме этого в соответствии с действующей редакцией части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Применение части 2 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации повлекло за собой увольнения педагогических работников, имеющих погашенные судимости за такие преступления против жизни и здоровья человека небольшой или средней тяжести, как побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью, убийство при превышении пределов необходимой обороны, а также за неумышленные преступления, например, причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, и т.п. При этом законодателем не учитываются ни тяжесть совершенного преступления, ни форма вины, ни обстоятельства его совершения.
Часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации накладывает на лиц, имеющих погашенную или снятую судимость, дополнительные ограничения их трудовых прав, несмотря на то, что в соответствии с частью шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
В случае, когда уголовное преследование было прекращено в отношении лиц по нереабилитирующим основаниям, в том числе в связи с деятельным раскаянием либо в результате примирения сторон, а также в результате амнистии, лицо также подлежит увольнению несмотря на отсутствие судимости.
По сути, правовое регулирование, предусмотренное частью второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает пожизненный запрет на занятие педагогической деятельностью, что существенно ограничивает свободу труда, гарантированную частью первой статьи 37 Конституции Российской Федерации. Такие серьезные ограничения, на наш взгляд, не соответствуют части третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
При этом, как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, предусматриваемые законодателем меры, ограничивающие свободу труда, должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым интересам, а также характеру совершенного деяния; такие меры допустимы, если они основываются на законе, служат общественным интересам и не являются чрезмерными. Данная позиция неоднократно выражалась в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации: постановления от 14 мая 1999 года № 8-П, от 14 ноября 2005 года № 10-П, от 13 июля 2010 года № 15-П.
Не ставя под сомнение необходимость усиления защиты детей от преступных посягательств взрослых, тем не менее полагаем, что правовое регулирование запрета на педагогическую деятельность, установленное частью второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, в части пожизненного запрета на занятие педагогической деятельностью в отношении лиц, имевших судимость за преступления против жизни и здоровья (без учета формы вины, степени тяжести деяния и обстоятельств его совершения), а также подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям, а также по отношению к лицам, подвергающимся уголовному преследованию по всем составам преступления, перечисленным в части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, несоразмерно целям ограничения прав и свобод педагогического работника в целях защиты прав детей.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации, со статьями 84, 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

просим:

Признать положения части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации в части пожизненного запрета на занятие педагогической деятельностью в отношении лиц, имевших судимость за преступления против жизни и здоровья (без учета формы вины, степени тяжести деяния и обстоятельств его совершения), а также подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям, а также по отношению к лицам, подвергающимся уголовному преследованию по всем составам преступления, перечисленным в части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, противоречащими части 1 статьи 49, части 3 статьи 55, части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации в связи с несоразмерностью ограничения прав и свобод педагогических работников в целях защиты прав детей и нарушением закрепленной в Конституции Российской Федерации презумпции невиновности.
Перечень прилагаемых к обращению документов:
1. Копии настоящего запроса в 30 экз.
2. Постановление Мурманской областной Думы от _____ № _____ с 30 копиями.
3. Доверенность, подтверждающая полномочия представителя, с 30 копиями.
4. Документ об оплате государственной пошлины с 30 копиями.
5. Текст статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации в 31 экземпляре.

Председатель
Мурманской областной Думы
В.ШАМБИР





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru