МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2012 г. № 19/31-П
ОБ ИТОГАХ МОНИТОРИНГА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 3/2002-ОЗ
"О ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Рассмотрев Отчет о проведении мониторинга практики применения Закона
Московской области № 3/2002-ОЗ "О детско-юношеском спорте в Московской области", в соответствии с Законом
Московской области № 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области", с пунктом 14
Положения о проведении в Московской областной Думе мониторинга правоприменительной практики законов Московской области, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 03.09.2009 № 7/88-П, Московская областная Дума постановила:
1. Принять к сведению Отчет
о проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 3/2002-ОЗ "О детско-юношеском спорте в Московской области". (Приложение.)
2. Поручить Комитету по делам молодежи, спорта и туризма подготовить и внести на рассмотрение Московской областной Думы проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" в 1 квартале 2013 года.
3. Направить настоящее постановление в Совет муниципальных образований Московской области.
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Куликова В.П.
И.о. Председателя
Московской областной Думы
С.В. Юдаков
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 1 ноября 2012 г. № 19/31-П
ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 3/2002-ОЗ
"О ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
ЗА ПЕРИОД С 1 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА ПО 31 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА
Информационная справка
Объект мониторинга - Закон
Московской области № 3/2002-ОЗ "О детско-юношеском спорте в Московской области".
Мониторинг правоприменительной практики Закона
Московской области № 3/2002-ОЗ "О детско-юношеском спорте в Московской области" проводился за период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2011 года (далее - мониторинг) в соответствии с постановлением
Московской областной Думы (далее - Дума) от 03.09.2009 № 7/88-П "О Положении о проведении в Московской областной Думе мониторинга правоприменительной практики законов Московской области", постановлением
от 26.04.2012 № 54/14-П "О проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 3/2002-ОЗ "О детско-юношеском спорте в Московской области" и постановлением
Московской областной Думы от 29.03.2012 № 29/10-П "О плане работы Московской областной Думы на 2 квартал 2012 года".
Предмет изучения мониторинга - правовое регулирование общественных отношений в области детско-юношеского спорта в Московской области.
Основной целью мониторинга явилось проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия Закона
Московской области № 3/2002-ОЗ "О детско-юношеском спорте в Московской области" (далее - Закон Московской области № 3/2002-ОЗ) с целью его дальнейшего совершенствования.
В соответствии с постановлением
Московской областной Думы от 26.04.2012 № 54/14-П "О проведении мониторинга практики применения Закона
Московской области № 3/2002-ОЗ "О детско-юношеском спорте в Московской области" была создана комиссия по проведению мониторинга.
Проведено три заседания комиссии по проведению мониторинга, на которых:
определена методология проведения мониторинга в соответствии с утвержденной Думой методикой;
утвержден план проведения мониторинга;
сформирован список респондентов;
сформулированы вопросы для включения в анкету;
рассмотрены иные вопросы, решение которых обеспечило проведение данного мониторинга.
Для придания проводимому мониторингу репрезентативного вида были определены общее количество муниципальных образований - 36 и их административно-территориальная принадлежность (18 муниципальных районов и 18 городских округов Московской области).
Закон
Московской области № 3/2002-ОЗ направлен на обеспечение государственных гарантий по реализации физическими лицами, проживающими в Московской области, права на охрану и укрепление здоровья, на получение образования в сфере спорта, а также на обеспечение поддержки и развития детско-юношеского спорта для увеличения числа занимающихся спортом детей и юношества и подготовки резерва для спорта высших достижений. Закон
Московской области № 3/2002-ОЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности физкультурно-спортивными детскими и молодежными объединениями, проведением организациями и физическими лицами спортивных мероприятий, спортивной и учебно-тренировочной работы с детьми и юношеством в возрасте до 18 лет, определяет принципы государственной политики в сфере физической культуры и спорта для детей и юношества в возрасте до 18 лет на территории Московской области.
Итоги мониторинга
Мониторинг осуществлялся путем проведения анкетирования в муниципальных образованиях Московской области.
Все респонденты активно включились в процесс проведения мониторинга, информация была представлена в срок и должного качества.
Одним из направлений мониторинга было изучение вопроса необходимости внесения изменений в действующее законодательство, регулирующее общественные отношения в области детско-юношеского спорта, с целью его совершенствования.
В ходе исследования респондентами были внесены в общей сложности 60 предложений, из них:
по совершенствованию федерального законодательства - 26 предложений (27% респондентов);
по совершенствованию законодательства Московской области - 34 предложения (61% респондентов).
Необходимость укрепления материально-технической базы физкультурно-оздоровительных центров и спортивных клубов, создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов и команд на базе образовательных учреждений отметили четверть респондентов (26%).
Десять процентов респондентов предлагают особое внимание уделить решению кадровых вопросов, в частности, разработать программы повышения квалификации тренеров за счет областного бюджета и порядок проведения аттестации тренера-преподавателя ДЮСШ.
Более пятидесяти процентов респондентов предлагают установить льготное налогообложение для организаций, в том числе физкультурно-спортивных объединений, учреждений, предоставляющих спортивные объекты для организации и проведения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности среди детей и юношества, а также несущих другие расходы по подготовке юных спортсменов.
На вопрос мониторинга "Опирались ли муниципальные образования при создании своих правовых актов на Закон
Московской области № 3/2002-ОЗ?" 61% респондентов ответили утвердительно. В частности, приняты и действуют целевые программы о развитии физической культуры и спорта в тринадцати муниципальных образованиях (муниципальных районах: Волоколамском, Дмитровском, Истринском, Мытищинском, Павлово-Посадском, Ступинском, Шаховском; в городских округах: Железнодорожном, Краснознаменске, Орехово-Зуеве, Подольске, Серпухове, Электростали). В Павлово-Посадском муниципальном районе действуют две целевые программы: "Развитие физической культуры и спорта Павлово-Посадского муниципального района Московской области на 2011-2013 годы" и "Маугли" - программа дополнительного образования детей дошкольного возраста Павлово-Посадского муниципального района Московской области на 2012-2013 годы. В Ступинском муниципальном районе действуют три целевые программы. Кроме того, отдельные положения Закона
Московской области № 3/2002-ОЗ стали основой для принятия муниципальными образованиями административных регламентов и уставов муниципальных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, а также положений об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности.
Отвечая на вопрос мониторинга о целесообразности регулирования вопросов детско-юношеского спорта в Московской области Законом
Московской области № 226/2008-ОЗ "О физической культуре и спорте в Московской области" по аналогии с федеральным законодательством (на федеральном уровне вопросы детско-юношеского спорта регулируются Федеральным законом
от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"), респонденты высказали различные точки зрения. Более половины респондентов (55%) считают, что вопросы детско-юношеского спорта на территории Московской области должны регулироваться Законом
Московской области № 3/2002-ОЗ.
Тем не менее те респонденты, которые считают возможным регулирование вопросов детско-юношеского спорта в Московской области Законом
Московской области № 226/2008-ОЗ "О физической культуре и спорте в Московской области", указывают на необходимость детальной проработки в нем положений, касающихся детско-юношеского спорта. Таким образом, целесообразность существования Закона
Московской области № 3/2002-ОЗ очевидна. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что Закон
Московской области № 3/2002-ОЗ востребован, т.е. он успешно реализуется во всех муниципальных образованиях, принимавших участие в социологическом исследовании.
В ходе исследования респондентами были внесены следующие предложения по совершенствованию федерального законодательства в области детско-юношеского спорта:
1) дополнить Федеральный закон
от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" понятием "детско-юношеский спорт";
2) передать детско-юношеские спортивные школы в ведение Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации;
3) освободить от уплаты земельного налога учреждения физической культуры и спорта, детско-юношеские спортивные школы;
4) передать функции по присвоению квалификационных категорий тренерам-преподавателям СДЮШОР, ДЮСШ в Министерство спорта Российской Федерации и министерства спорта, туризма и молодежной политики субъектов Российской Федерации;
5) внести изменения в Бюджетный кодекс
Российской Федерации и национальный проект "Образование", введя норму по оказанию финансовой помощи субъектам Российской Федерации на поддержку детско-юношеского спорта и учреждений спортивной подготовки;
6) определить ведомственную принадлежность ДЮСШ (или образование, или спорт).
В ходе исследования респондентами были внесены следующие предложения по совершенствованию законодательства Московской области в сфере детско-юношеского спорта:
1) внести изменения в Закон
Московской области № 3/2002-ОЗ в части изменения сумм денежных средств, предусмотренных на командирование спортсменов, размера суточных и пр. и увеличения их до размеров, предусмотренных федеральным законодательством;
2) внести изменения в п. 2 ст. 9
Закона Московской области № 3/2002-ОЗ в части заключения договоров между образовательным учреждением спортивного профиля и учащимися (форма договора, ответственность сторон и т.д.);
3) установить ответственность за перепрофилирование, закрытие и недофинансирование организаций, осуществляющих деятельность в сфере детско-юношеского спорта;
4) создать условия для функционирования детско-юношеских спортивных клубов и команд на базе образовательных учреждений (укрепление материально-технической базы, обеспеченность инвентарем, наличие квалифицированных педагогических кадров);
5) статью 14
Закона Московской области № 3/2002-ОЗ дополнить абзацем следующего содержания:
"В целях привлечения финансовых средств, иных материальных ресурсов для развития детско-юношеского спорта органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством могут предоставить налоговые и иные льготы для организации физкультурно-спортивной направленности иным организациям, вкладывающим свои средства в развитие детско-юношеского спорта и физического воспитания.";
6) предусмотреть оказание финансовой поддержки из бюджета Московской области (в виде субсидий или субвенций на развитие материально-технической базы, персональные надбавки тренерам-преподавателям) учреждениям (ДЮСШ), учащиеся которых являются членами сборных команд Московской области;
7) предусмотреть в программе государственных гарантий оказание бесплатной медицинской помощи:
медицинское обслуживание образовательных учреждений детско-юношеского спорта;
медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса в учреждениях физической культуры и спорта;
оказание специализированной медицинской помощи при проведении спортивных мероприятий (спортивных соревнований, учебно-тренировочных мероприятий), занятий физической культурой и спортом (в том числе массовым спортом);
(Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2010 № 613н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий" не нашел продолжения в других нормативных правовых актах иных министерств и ведомств по вопросам оказания медицинской помощи в учреждениях и при проведении соревнований.)
8) использовать систему государственного заказа на участие организаций массовой физической культуры и спорта в оздоровлении детей и подростков;
9) пересмотреть нормы финансирования на одного учащегося ДЮСШ и определить условия выделения финансовой помощи из бюджета Московской области спортивным школам.
Выводы
Для дальнейшей успешной реализации Закона
Московской области № 3/2002-ОЗ необходимо следующее:
1. Провести "круглый стол" на тему "О льготном налогообложении в Московской области в отношении муниципальных учреждений спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР)" с участием Министерства физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области, Министерства финансов Московской области, муниципальных образований.
2. Внести в Закон
Московской области № 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" изменения в части снижения ставки налога на имущество муниципальным учреждениям спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР).
3. Внести дополнение в пункт 2 статьи 9
Закона Московской области № 3/2002-ОЗ "О детско-юношеском спорте в Московской области" в части заключения договоров между образовательным учреждением спортивного профиля и учащимися, определив форму договора и ответственность сторон.
4. В статью 14
Закона Московской области № 3/2002-ОЗ "О детско-юношеском спорте в Московской области" внести изменения с целью предоставления налоговых льгот организациям физкультурно-спортивной направленности и иным организациям, вкладывающим свои средства в развитие детско-юношеского спорта и физического воспитания (в целях привлечения финансовых средств, иных материальных ресурсов для развития детско-юношеского спорта).
5. Направить результаты мониторинга в Совет муниципальных образований Московской области.