ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 октября 2012 г. № 844-р
1. В соответствии со статьей 5
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указом
Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", статьей 103
Устава Красноярского края, Законом Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2707 "О социальной поддержке инвалидов", в целях участия в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки детей-инвалидов на территории Красноярского края одобрить концепцию межведомственного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов (согласно приложению).
2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО
Приложение
к Распоряжению
Правительства Красноярского края
от 26 октября 2012 г. № 844-р
КОНЦЕПЦИЯ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ,
ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, НА 2013 - 2016 ГОДЫ
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Концепция межведомственного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Концепция), разработана в целях участия органов государственной власти Красноярского края в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки детей-инвалидов на территории Красноярского края.
Мировой и отечественный опыт работы с семьями показывает эффективность воспитания детей в семьях, особенно детей-инвалидов, но для этого необходима помощь государства по сопровождению таких семей.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 07.03.2011 по итогам встречи с многодетными матерями рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос сопровождения социальным работником семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с момента рождения таких детей.
1.2. Концепция разработана в соответствии с поручением Губернатора Красноярского края Л.В. Кузнецова по итогам рабочего совещания по вопросам оказания помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления реабилитационных услуг детям-инвалидам.
Концепция содержит положения, на основе которых формируется и осуществляется межведомственное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов, защита их прав и интересов.
2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
2.1. В Красноярском крае на 01.03.2012 проживает 191,5 тыс. инвалидов, в том числе 9,2 тыс. детей-инвалидов (4,8% от общего количества инвалидов). В структуре инвалидизирующих заболеваний на первом месте врожденные аномалии, на втором психические заболевания - 24,3%, на третьем болезни нервной системы - 21,0%. Всего семей, имеющих детей-инвалидов, - 8,6 тыс., в них проживает 8,9 тыс. детей-инвалидов, из них воспитываются и обучаются на дому 2,3 тыс. детей. В 2011 - 2012 годах в 769 общеобразовательных учреждениях края обучаются 4383 ребенка-инвалида, что составляет 1,3% от общего количества детей школьного возраста, 37% от общего количества детей с ограниченными возможностями. Обучаются дети-инвалиды в 37 специальных коррекционных образовательных учреждениях, 3 образовательных учреждениях санаторного типа, 729 муниципальных общеобразовательных школах. С 2011 года в крае функционируют 2 реабилитационных отделения в КГАУ СО "Жарки" и "Тесь" и отделение для особо тяжелых детей с диагнозом "Детский церебральный паралич" при МБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в г. Ачинске. Для проведения мероприятий по медицинской реабилитации в крае функционируют: краевой центр медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов с психоневрологической патологией в составе КГБУЗ "Красноярская краевая клиническая детская больница", центр психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов "Виктория" в г. Норильске, отделение восстановительного лечения в составе МБУЗ "Детская городская больница" в г. Норильске, МБУЗ "Городская детская больница № 8" в г. Красноярске.
Вопросами социокультурной реабилитации занимаются КГБУК "Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению" и КГАУК культурно-социальный комплекс "Дворец Труда и Согласия". Спортом в крае занимаются 510 детей с нарушением зрения, 983 ребенка с ограничениями слуха, 1443 детей с поражением опорно-двигательного аппарата.
В 2011 году при содействии агентства труда и занятости населения Красноярского края создано 22 рабочих места для родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Таким образом, все вышеназванные учреждения, а также органы власти занимаются вопросами инвалидов, однако их деятельность осуществляется без учета реабилитационных мероприятий, проводимых с ребенком-инвалидом другими учреждениями и органами власти.
Отсутствие непрерывного согласованного сопровождения одновременно ведомствами в сферах здравоохранения, образования, социальной поддержки и социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта снижает эффективность реабилитационного процесса ребенка-инвалида.
2.2. Создание системы межведомственного сопровождения семьи, имеющей ребенка-инвалида, обусловлено следующими проблемами:
отсутствием межведомственного взаимодействия в процессе реабилитации детей-инвалидов, кадровым дефицитом;
недостатком системной психолого-педагогической, информационной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов (особенно в сельских территориях);
недостатком служб ранней помощи на территории Красноярского края и недостатком современной реабилитационной базы;
низкой активностью, слабой мотивацией и компетенцией родителей детей-инвалидов.
2.3. Межведомственное сопровождение семьи, имеющей ребенка-инвалида (далее - межведомственное сопровождение), - это помощь, важнейшими характеристиками которой является системность, комплексность, непрерывность, этапность предоставления услуг ведомствами в сферах здравоохранения, образования, социальной поддержки и социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, общественными организациями, волонтерами, опирающимися на ресурсы семьи.
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
3.1. Анализ проблем семей, имеющих детей-инвалидов, позволяет сделать вывод о необходимости межведомственного сопровождения таких семей. Это предоставит возможность родителям максимально использовать существующие медицинские, психолого-педагогические, социальные, правовые ресурсы.
3.2. Цель межведомственного сопровождения - создание условий для достижения максимальной интеграции ребенка-инвалида в общество, а также повышение уровня и качества жизни семей, имеющих таких детей.
3.3. Задача межведомственного сопровождения - рациональное использование имеющихся возможностей и разработка новых направлений в системе сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов.
3.4. Реализация межведомственного сопровождения строится на основе следующих принципов:
комплексного подхода к процессу реабилитации ребенка-инвалида и членов его семьи на основе добровольности;
создания равных возможностей (с учетом специфики заболевания) для образования, занятий спортом, получения культурных и духовных ценностей, трудоустройства;
стимулирования собственной активности семьи в процессе реабилитации ребенка-инвалида.
4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
4.1. Основной стратегией межведомственного сопровождения является точное определение приоритетов, дифференцированный подход в работе с семьями, имеющими детей-инвалидов, и адресность в предоставлении конкретных видов помощи.
4.2. Для реализации межведомственного сопровождения основными приоритетными направлениями деятельности являются:
взаимодействие учреждений образования, здравоохранения, медико-социальной экспертизы, социальной защиты в целях включения ребенка-инвалида и его родителей в систему реабилитации на ранних этапах (раннее вмешательство);
непрерывное сопровождение семей в процессе выполнения мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
обучение родителей приемам ухода за ребенком-инвалидом и технологиям создания развивающей среды для ребенка-инвалида;
формирование мотивации к включению семьи в процесс реабилитации ребенка-инвалида;
создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с семьями, имеющими детей-инвалидов;
развитие системы удаленного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, в рамках региональной информационно-аналитической системы сопровождения процесса реабилитации инвалидов (РИАС);
мониторинг сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов.
5. МЕХАНИЗМ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
5.1. Включение механизмов реализации межведомственного сопровождения предполагает обеспечение последовательного достижения цели, обозначенной в настоящей Концепции, и направления деятельности государственных органов и учреждений по стабилизации и последовательному улучшению ситуации в семьях, имеющих детей-инвалидов, их социальной поддержки и реабилитации.
5.2. К числу таких механизмов относятся:
принятие и совершенствование законодательных и иных нормативных актов: внесение в порядке законодательной инициативы предложений по изменению и дополнению в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам социальной поддержки, реабилитации, создания доступной среды жизнедеятельности;
внесение дополнений в долгосрочную целевую программу
"Доступная среда для инвалидов" на 2011 - 2013 годы, утвержденную Постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 572-п, в части включения дополнительного раздела по формированию системы межведомственного сопровождения, предусматривающего дополнительное финансирование на эти цели;
открытие краевого реабилитационного центра, отделений реабилитации, в том числе для детей-инвалидов, при краевых и муниципальных учреждениях социального обслуживания;
создание научно-внедренческих площадок при учреждениях социального обслуживания, здравоохранения, образования, обеспечивающих разработку и внедрение современных технологий по сопровождению семей, имеющих детей-инвалидов;
обеспечение широкого объективного освещения в средствах массовой информации проблем семей, имеющих детей-инвалидов, в целях воспитания толерантного отношения общества к детям-инвалидам, защиты их прав и законных интересов. Выпуск социальных роликов, короткометражных фильмов, организация цикла телепередач, способствующих выполнению вышеназванной цели;
поддержка общественных инициатив и взаимодействие с организациями и объединениями, занимающимися проблемами семей, имеющих детей-инвалидов;
привлечение негосударственных (немуниципальных) поставщиков к оказанию услуг в социальной сфере семьям, имеющим детей-инвалидов.