Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2012 г. по делу № А29-4285/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 2 августа 2012 года, полный текст решения изготовлен 9 августа 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного (федеральное казенное) предприятия Учреждения М-222/7 ГУИН Минюста России (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о признании незаконными действий (бездействия)
при участии:
от заявителя: С.В. (по доверенности от 07.03.2012)
от ответчика: К.В. (по доверенности от 01.03.2012 № 62-Д)
от третьего лица: К.А. (по доверенности от 01.04.2011)

установил:

Государственное унитарное (федеральное казенное) предприятие Учреждения М-222/7 ГУИН Минюста России (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ответчик, Территориальное управление, ТУ Росимущества в Республике Коми) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми по нерассмотрению отчета № 07 от 27.01.2012 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости и подготовке заключения по нему.
Кроме того, заявитель просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания ответчика рассмотреть отчет об оценке № 07 от 27.01.2012 и подготовить заключение по нему в порядке, предусмотренном Положением о порядке подготовки заключений по отчетам об оценке, утвержденным Минэкономразвития России от 07.05.2010 № 166 в сроки, установленные Законом о банкротстве.
Ответчик в отзыве заявленные требования не признал.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Федеральная служба исполнения наказания.
В отзыве ФСИН поддержала позицию заявителя.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как подтверждается материалами дела, решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.08.2011 г. по делу № А29-3293/2011 Государственное унитарное (федеральное казенное) предприятие Учреждения М-222/7 ГУИН Минюста России признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 127-ФЗ принят 26.10.2002, а не 27.10.2002.

Для реализации имущества в рамках конкурсного производства заявитель в порядке статьи 130 Федерального закона от 27.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности банкротстве" (далее - Закон о банкротстве) 31.01.2012 г. обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми для проведения экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости № 07 от 27.01.2012, расположенных по адресу: Княжпогостский район, п. Касьян - Кедва - КП № 39, п. Шовмуково - КП № 40, п. Ропчаг. Воронеж, ул. Меркулова, д. 4/1.
01.03.2012 ответчиком представленный Отчет возвращен без рассмотрения со ссылкой на то, что необходимо исключить из состава объектов оценки объектов объекты жилфонда (9 инвентарных единиц) и провести соответствующую работу по передаче объектов собственнику - ФСИН России.
Не согласившись с бездействием, Учреждение обратилось в арбитражный суд соответствующим заявлением.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 130 Закона о банкротстве Арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Оценка имущества должника проводится оценщиком, который должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и не может являться заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего, должника и его кредиторов.
Пунктом 2 статьи 130 Закона о банкротстве установлено, что Отчет оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества (далее также - отчет об оценке), более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков (далее - орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков).
Согласно пункту 3 статьи 130 Закона в течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету. Порядок подготовки указанного заключения устанавливается регулирующим органом.
В случае получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 № 385).
Согласно подпункту "б" пункта 1 Временного порядка осуществления Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа (далее - Временный порядок), утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 09.10.2007 г. № 187, указанный Временный порядок регламентирует осуществление Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, в том числе при проведении оценки в ходе конкурсного производства имущества должника - унитарного предприятия или должника - акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности.
Порядок подготовки заключений по отчетам об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных Федеральным законом о банкротстве определен в Положении о порядке подготовки заключений по отчетам об оценке предприятия должника или имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, утвержденном Приказом Минэкономразвития РФ от 07.05.2010 № 166.
Согласно пункту 4 Положения по результатам рассмотрения документов, указанных в пунктах 14, 15 настоящего Положения (далее - комплект документов), представленных в уполномоченный орган лицами, указанными в пункте 6 настоящего Положения, уполномоченным органом в сроки, установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", принимается одно из следующих решений:
4.1. О выдаче отрицательного заключения уполномоченного органа.
4.2. О выдаче положительного заключения уполномоченного органа.
В силу пункта 5 Положения по результатам рассмотрения комплекта документов, представленного в уполномоченный орган, уполномоченный орган готовит заключение по отчету об оценке, содержащее мотивированное мнение о соответствии информации, приведенной в отчете об оценке, информации, содержащейся в комплекте документов, а также о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности и несостоятельности (банкротства) (далее - заключение уполномоченного органа).
Согласно пункту 6 Положения уполномоченный орган принимает комплект документов от лиц, указанных в статьях 2 и 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - заявитель):
внешних и конкурсных управляющих должников в случаях, предусмотренных статьей 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";
лиц, наделенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от имени лиц, указанных в абзаце 2 настоящего пункта, при взаимодействии с уполномоченным органом и его территориальными органами в целях получения заключения уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 13 Положения основанием для подготовки уполномоченным органом заключения уполномоченного органа является комплект документов, представленный заявителем.
В силу пункта 15 указанного Положения уполномоченный орган в соответствии со статьей 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" принимает к рассмотрению для подготовки заключения уполномоченного органа отчеты оценщиков об оценке от заявителей - конкурсных управляющих должников - унитарных предприятий или уполномоченных ими в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц в случае предоставления следующего комплекта документов:
а) заявление, содержащее следующие сведения:
дата и основания введения конкурсного производства;
организационно-правовая форма и наименование должника;
количество и доля голосующих акций должника, находящихся в собственности государства или муниципального образования, в случае, если должник - акционерное общество;
б) документ или заверенная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации его копия, подтверждающая полномочия лица на обращение в уполномоченный орган;
в) заверенная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации копия решения суда о назначении конкурсного управляющего;
г) отчет об оценке (подлинный экземпляр или нотариально заверенная копия) предприятия должника или имущества должника, подлежащего продаже в соответствии с решением конкурсного управляющего по результатам инвентаризации имущества должника.
Согласно п. 21 Положения, по результатам проведения процедур подготовки заключения уполномоченного органа должностное лицо уполномоченного органа составляет заключение уполномоченного органа в соответствии со статьей 130 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В случае представления заявителем комплекта документов и принятия уполномоченным органом решения о соответствии отчета об оценке требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки или иных нормативных правовых актов в области оценочной деятельности уполномоченный орган направляет заявителю положительное заключение уполномоченного органа (п. 22 Положения).
В случае непредставления заявителем комплекта документов и/или несоответствия отчета об оценке требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки или иных нормативных правовых актов в области оценочной деятельности уполномоченный орган направляет заявителю отрицательное заключение уполномоченного органа (п. 23 Положения).
Таким образом, из приведенных пунктов Положения следует, что представленные конкурсным управляющим материалы должны быть рассмотрены уполномоченным органом во всех случаях, даже в не зависимости от их комплектности. Исходя из чего, возвращение конкурсному управляющему Учреждения отчета об оценке без рассмотрения и составления необходимого заключения противоречит установленному Положению.
Как предусмотрено пунктом 2 Временного порядка, по результатам рассмотрения обращения арбитражного управляющего предприятия-должника выдается заключение государственного финансового контрольного органа (далее - ГФКО).
При указанных обстоятельствах, у Территориального управления отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в подготовке заключения по отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы Управления Росимущества о том, что часть 3 статьи 130 Закона о банкротстве не предусматривает обязанность направления конкурсному управляющему соответствующего заключения, отклоняется судом, поскольку обязанность ТУ Росимущества в Республике Коми рассмотреть Отчет об оценке рыночной стоимости предусмотрена как пунктом 2 Временного порядка, так и Положением, которые обязательны для исполнения Управлением Росимущества.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми по нерассмотрению отчета № 07 от 27.01.2012 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости и подготовки заключения по нему.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания ответчика рассмотреть отчет об оценке № 07 от 27.01.2012 и подготовить заключение по нему в порядке, предусмотренном Положением о порядке подготовки заключений по отчетам об оценке, утвержденным Минэкономразвития России от 07.05.2010 № 166 в сроки, установленные Законом о банкротстве.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми в пользу Государственного унитарного (федерального казенного) предприятия Учреждения М-222/7 ГУИН Минюста России 2000 руб. уплаченной государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru