Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Астраханская область


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"РАССМОТРЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ, ВЫТЕКАЮЩИХ
ИЗ ПЕНСИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, СОСТАВЛЕНИЕ
РЕЗОЛЮТИВНОЙ ЧАСТИ РЕШЕНИЯ"

Подготовлены:
Судебной коллегией по гражданским делам Астраханского областного суда, Беляковым А.А., судьей Астраханского областного суда.
Утверждены:
Президиумом Астраханского областного суда от 14 декабря 2011 года.

Настоящие методические рекомендации разработаны на основании результатов кассационной и надзорной практики Астраханского областного суда, а также проведенного обобщения судебной практики о соблюдении судами Астраханской области требований гражданского процессуального закона и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении" по социальным и трудовым спорам, рассмотренным в 2010 г. - первом полугодии 2011 г.
Методические рекомендации рассчитаны на применение судьями пенсионного законодательства и практики рассмотрения дел по вопросам пенсионного обеспечения, соблюдение правил составления резолютивной части решения суда в соответствии с гражданским процессуальным законодательством и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Цель методических рекомендаций состоит в обеспечении высокого качества судебных решений путем соблюдения единообразия в применении пенсионного законодательства, а также составления этих решений.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Право на судебную защиту является одной из основных юридических гарантий защиты пенсионных прав граждан. Именно судебный порядок позволяет наиболее полно защитить основополагающие права и свободы человека, закрепленные в том числе и в международных актах.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает общие условия назначения трудовой пенсии по старости: достижение определенного возраста (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет) и наличие не менее пяти лет страхового стажа (статья 7).
Статьи 27 и 27.1 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" определяют порядок сохранения и условия реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям лиц, работавших в особых условиях труда, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
В связи с вопросами, возникшими у судов при применении указанного Федерального закона, вступившего в силу с 1 января 2002 года и установившего основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2005 года № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" дает судам разъяснения в целях обеспечения правильного применения положений ФЗ при разрешении споров, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" даны разъяснения в целях выполнения требований к судебному решению, содержащихся в ГПК РФ, которые обязательны для всех видов судопроизводства, которые могут заканчиваться судебными решениями.
Анализ кассационной и надзорной практики Астраханского областного суда, а также результаты проведенного обобщения судебной практики о соблюдении судами Астраханской области требований гражданского процессуального закона и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении" по социальным и трудовым спорам, рассмотренным в 2010 г. - первом полугодии 2011 г., позволяет сделать вывод о том, что при рассмотрении дел данной категории судами принимаются решения, которые не удовлетворяют требованиям, предъявляемым материальным и процессуальным правом к разрешению данных споров, а также к правильному составлению резолютивной части решения.
Резолютивная часть решения имеет важное значение, поскольку в ней в концентрированном и окончательном виде представлены итоги судебного разбирательства, а именно вывод об удовлетворении иска или об отказе в иске полностью либо в части.
В соответствии с ч. 5 ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 11 - 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23, в резолютивной части решения должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено, за какой из сторон признано оспариваемое право, какие конкретно действия и в чью пользу должна произвести сторона в спорном правоотношении. Судом также должны быть разрешены и другие вопросы с тем, чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении, в частности, указание на распределение судебных расходов; суд может установить определенные порядок и сроки исполнения решения суда, обратить решение суда к немедленному исполнению или принять меры по обеспечению его исполнения.
При отказе в удовлетворении исковых требований полностью или частично указывается, кому и в отношении чего отказано судебным решением. В случаях предъявления встречного иска надо в резолютивной части четко дать ответ, что суд постановил по первоначальному иску, что по встречному.
Текст резолютивной части решения должен отличаться лаконичностью, четкостью и императивностью формы, с учетом того, что он вносится в исполнительный лист, если решение требует принудительного исполнения.
Дополнительно к общим правилам, регулирующим содержание резолютивной части судебного решения, постановления Пленума Верховного Суда РФ по отдельным категориям гражданско-правовых споров регламентируют особенности содержания резолютивной части судебного решения применительно к отдельным категориям гражданских дел, обусловленных характером спорного материального правоотношения.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 23 Постановления от 20 декабря 2005 года № 25 обращает внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. В этих целях в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика в целях восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

1. Оспаривание действий Пенсионного фонда

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
Таким органом в соответствии со статьей 5 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, который, определяя право граждан на пенсионное обеспечение, выносит соответствующее решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления граждан о назначении пенсии.
На основании пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и, следовательно, не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) гражданин вправе оспорить в суде в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ ("Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"), дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
По делам, связанным с оспариванием действий Пенсионного фонда, в суды обращаются граждане, которым отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия специального стажа, либо отказано в перерасчете пенсии, в связи с исключением из страхового стажа отдельных периодов работы.
Исковые заявления, как правило, содержат требования о признании незаконными действий ответчика - территориального управления Пенсионного фонда РФ в части исключения некоторых периодов работы.
Признавая решение Пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным в целом, суды должны учитывать, что истцом фактически заявлялись требования о признании незаконным отказа Пенсионного фонда во включении в подсчет специального стажа отдельных периодов работы. Выводы суда об отмене решения комиссии Пенсионного фонда в полном объеме без конкретизации периодов, которые были предметом судебного рассмотрения, ставит под сомнение решение суда, которым определена дата назначения истцу пенсии.

2. Особенности оценки доказательств при рассмотрении дел,
вытекающих из пенсионных правоотношений.

В силу ст. 55 ГПК Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Разрешая вопрос о законности принятого Пенсионным фондом решения при оценке пенсионных прав граждан, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. Вместе с тем следует учитывать некоторые особенности при применении свидетельских показаний.
Пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.




В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Положениями п. 21 Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Ранее действовавшими Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
Нахождение на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках является периодом работы с сохранением места работы и средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с Основами законодательства "Об охране здоровья населения", утвержденными 22 июля 1993 года и Положением "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности", утвержденным Приказом МЗ и МП РФ от 19 декабря 1994 года № 286, прохождение курсов повышения квалификации для медицинских работников является обязательным, а отказ от прохождения курсов влечет отказ в продлении (выдачи) сертификата специалиста, основанием для отказа в допуске к врачебной работе, а соответственно увольнения.
В качестве доказательств нахождения истца на курсах повышения квалификации либо в учебном отпуске судам следует принимать выписки из приказов работодателя; справки, уточняющие льготный характер работы; дипломы, аттестаты и свидетельства о прохождении обучения либо курсов.
Для отдельных категорий лиц, претендующих на досрочное назначение пенсии, ранее действующим законодательством предусматривались особые условия включения указанных периодов в специальный стаж.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Для медицинских работников исчисление включенных в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках производится в том же порядке, как работа, в период которой указанные отпуска предоставлены, то есть с применением календарного либо льготного порядка исчисления стажа.
При составлении резолютивной части решения, помимо общих требований, предъявляемых процессуальным законом и нормами пенсионного законодательства, судам следует учитывать, что данные периоды подлежат указанию в резолютивной части решения отдельно от периодов работы истца, а в случае их включения в льготном исчислении с указанием варианта расчета (один год три месяца или один год шесть месяцев - за один год работы).

Рекомендуемая форма резолютивной части решения:
"Исковые требования И. о признании незаконным отказа ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы и назначении досрочной пенсии удовлетворить частично.
Признать протокол комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани № 731 от 24 мая 2011 года в части отказа И. во включении отдельных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, незаконным.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы И. с 18 мая 1990 года по 12 июня 1993 года, с 26 июня 1993 года по 8 января 1995 года, с 21 января 1995 года по 1 августа 1997 года в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи в Н-ской сельской больнице в льготном исчислении, из расчета один год три месяца за один год работы; периоды нахождения И. на курсах повышения квалификации: с 13 июня 1993 года по 25 июня 1993 года и с 9 января 1995 года по 20 января 1995 года в льготном исчислении, из расчета один год три месяца за один год работы; с 10 августа 2001 года по 24 августа 2001 года и с 18 февраля 2007 года по 1 марта 2007 года - в календарном исчислении, из расчета один год за один год работы.
В удовлетворении требований И. о признании незаконным отказа ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани в назначении досрочной пенсии и возложении на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через районный суд, вынесший решение".

3. Служба в составе Вооруженных Сил СССР

Для отдельных категорий лиц, заявляющих требования о досрочном пенсионном обеспечении, - учителей, врачей и других работников просвещения и здравоохранения, ранее действующим "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, предусматривалось, что указанным лицам в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу пункта 4 названного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Основанием для отказа Пенсионного фонда во включении в специальный стаж граждан периода службы в армии является обстоятельство, что на момент обращения истцов за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, поэтому условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления, то есть на 1 октября 1993 года.
При разрешении заявленных требований судам необходимо учитывать, что данный отказ пенсионного органа противоречит положениям Конституции Российской Федерации, предполагающим правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Для включения периода службы в армии в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, судам следует установить, выработано ли истцом не менее 2/3 специального стажа на момент его обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

IV. ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА

При рассмотрении дел по спорам о включении в подсчет страхового стажа периодов работы судам необходимо руководствоваться требованиями ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий".
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П, отсутствие начислений и перечислений организацией-работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не может умалять прав истца, как работника организации, на включение спорного периода работы в страховой стаж. Исходя из смысла п.п. 4.2, 4.3 указанного постановления, оно направлено на защиту прав тех работников, которые не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам, поскольку законодательно не предусмотрено гарантий обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов.
При отсутствии сведений индивидуального персонифицированного учета судам следует принимать во внимание представленные истцом документы о трудовой деятельности, сведения о его заработной плате, как доказательство, подтверждающее факт работы.
В силу ст. 66 ТК РФ, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы судами должны приниматься письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, архивные справки.
Особенностями рассмотрения дел о включении периодов работы в подсчет страхового стажа является возможность принятия, в числе других доказательств, показаний свидетелей, что соответствует положениям части 3 статьи 13 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которой при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
В соответствии с пунктом 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причине не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.
Рассматривая дела указанной категории, судам следует учитывать, что свидетелей должно быть не менее двух, а также проверять, работали ли указанные свидетели вместе с истцом в спорный период, и приобщать документы, подтверждающие совместную работу свидетелей с истцом, к материалам дела.
Невключение в подсчет страхового стажа отдельных периодов работы влечет для истца отказ в назначении досрочной пенсии по старости, так как не соблюдаются условия, установленные статьями 27 и 27.1 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие продолжительность страхового стажа.
Другими правовыми последствиями отказа во включении в страховой стаж периодов работы являются уменьшение размера трудовой пенсии для гражданина или отказ в перерасчете ее размера.
При составлении резолютивной части решения по иску о включении периодов работы в страховой стаж судам необходимо руководствоваться общими требованиями к составлению решения и в обязательном порядке перечислять конкретные периоды работы, которые подлежат включению в страховой стаж, с указанием должности истца и наименования организации, в которых он работал.
Особенностями изготовления резолютивной части решения являются определение даты перерасчета пенсии, как следствие включения периодов работы в страховой стаж, в соответствии со статьями 19 - 20 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Рекомендуемая форма резолютивной части решения:
1. Случаи отказа в назначении досрочной пенсии при наличии специального стажа и отсутствии страхового:
"Исковые требования А. о признании незаконным отказа ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани во включении в страховой стаж периодов работы удовлетворить.
Признать протокол комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани № 36 от 3 марта 2011 года в части отказа А. во включении в страховой стаж отдельных периодов работы и назначении пенсии незаконным.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани включить в страховой стаж А. периоды его работы с 1 мая 1979 года по 18 марта 1981 года в должности фармацевта ТОО "Фирма "....", с 18 апреля 1982 года по 25 августа 1982 года в должности заведующего аптекой ТОО "Фирма "...".
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани назначить А. досрочную трудовую пенсию по старости с 22 января 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через районный суд, вынесший решение".
2. Случаи назначения гражданину пенсии в меньшем размере, при условии его обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии и отказе пенсионного органа в учете отдельных периодов при подсчете страхового стажа (на основании ст. 19 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"):
"Исковые требования А. о признании незаконным отказа ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани во включении в страховой стаж периодов работы удовлетворить.
Признать протокол комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани № 36 от 3 марта 2011 года в части отказа А. во включении в страховой стаж отдельных периодов работы незаконным.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани включить в страховой стаж А. периоды его работы с 1 мая 1979 года по 18 марта 1981 года в должности фармацевта ТОО "Фирма "....", с 18 апреля 1982 года по 25 августа 1982 года в должности заведующего аптекой ТОО "Фирма "...".
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости А. с момента первоначального обращения за ней - с 22 января 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через районный суд, вынесший решение".
3. Случаи отказа во включении в страховой стаж периодов работы, дополнительно заявленных гражданином после назначения ему пенсии, и перерасчете размера страховой части трудовой пенсии по старости (на основании ст. 20 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"):
"Исковые требования А. о признании незаконным отказа ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани во включении в страховой стаж периодов работы удовлетворить.
Признать протокол комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани № 36 от 3 марта 2011 года в части отказа А. во включении в страховой стаж отдельных периодов работы и перерасчете размера трудовой пенсии незаконным.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани включить в страховой стаж А. периоды его работы с 1 мая 1979 года по 18 марта 1981 года в должности фармацевта ТОО "Фирма "....", с 18 апреля 1982 года по 25 августа 1982 года в должности заведующего аптекой ТОО "Фирма "...".
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Т-ком районе г. Астрахани произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости А. с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения, то есть с 1 февраля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через районный суд, вынесший решение".





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru