АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2012 г. по делу № 7-291/2012
Судья Берстнева Н.Н. Судья Астраханского областного суда Баранов Г.В., при секретаре Л.М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу С.В.П. на решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 7 августа 2012 года, состоявшееся по жалобе С.В.П. на постановление заместителя старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области от 11 июля 2012 года о привлечении к административной ответственности заместителя главного инженера - начальника отдела охраны окружающей среды ООО "Газпром добыча Астрахань" С.В.П. по статье 8.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области от 11 июля 2012 года заместитель главного инженера - начальник отдела охраны окружающей среды ООО "Газпром добыча Астрахань" С.В.П. привлечен к административной ответственности по статье 8.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 11000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, С.В.П. обратился с жалобой в суд, в которой просил его отменить и производство по делу прекратить.
Решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 7 августа 2012 года постановление заместителя старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области от 11 июля 2012 года оставлено без изменения, а жалоба С.В.П. без удовлетворения.
В жалобе на решение районного суда, С.В.П. ставит вопрос об его отмене, по основаниям незаконности и необоснованности, просит прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование доводов жалобы указывает, что ООО "Газпром добыча Астрахань" были заблаговременно подготовлены материалы обоснования деятельности по обращению с отходами для оформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, срок действия которой заканчивался 3 мая 2012 года, а именно с 13 декабря 2011 года решался вопрос о получении данной лицензии, однако Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу 29 марта 2012 года в выдаче лицензии было отказано, обществом направлено заявление в Арбитражный суд Ростовской области о признании данного отказа незаконным, рассмотрение которого назначено на 16 октября 2012 года. Кроме того, в целях соблюдения действующего законодательства ООО "Газпром добыча Астрахань" обратилось в Управление Росприроднадзора по Астраханской области о рассмотрении проектов ПНООЛР во избежание нарушения требований закона при обращении с отходами, однако 28 марта 2012 года был получен ответ о том, что разработанные обществом ПНООЛР не приняты к рассмотрению в связи с отсутствием лицензии. 5 апреля 2012 года ООО "Газпром добыча Астрахань" было подготовлено и направлено в Управление Росприроднадзора по Астраханской области новое заявление о получении лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I - IV класса опасности лишь на территории Астраханской области. Лицензия получена 26 апреля 2012 года, с началом срока действия 24 апреля 2012 года, после этого в Управление Росприроднадзора по Астраханской области переданы 28 проектов ПНООЛР, документы об их утверждении были получены в период с 24 мая 2012 года по 9 июля 2012 года. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "Газпром добыча Астрахань" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами I - IV класса опасности, считает, что суд неполно исследовал представленные доказательства, не дал им правовую оценку. Полагает, что судом не были учтены вышеуказанные обстоятельства и в том числе административные барьеры со стороны Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению по основаниям отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. Просит применить по настоящему делу, в случае принятия решения о наличии в его действиях состава административного правонарушения, положения о малозначительности правонарушения.
Выслушав С.В.П., поддержавшего жалобу, представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области Л.А.М., Б.О.В., возражавших относительно жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 8.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Статьей 11
Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 18
Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Судом установлено, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области в отношении ООО "Газпром добыча Астрахань" проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В результате проверки выявлено, что ООО "Газпром добыча Астрахань" осуществляет деятельность по обращению с отходами в части их накопления.
Срок действия документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для структурных подразделений ООО "Газпром добыча Астрахань", а именно для Газоперерабатывающего завода (ГПЗ), Газопромыслового управления (ГПУ), Управления производственно-технологического обслуживания и комплектации (УПТОиК), Отряда ведомственной пожарной охраны (ОВПО), Транспортного управления "АГАТ", Управления по эксплуатации и обслуживанию служебных зданий (УЭ-ОСЗ), Управления корпоративной защиты (УКЗ), Управления телекоммуникации и связи (УТС), Военизированной части (ВЧ) истек 3 мая 2012 года.
В нарушение требований статьи 18
Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ООО "Газпром добыча Астрахань" осуществлялась деятельность, в результате которой образовывались и накапливались отходы различных классов опасности без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно Положению об отделе охраны окружающей среды администрации ООО "Газпром добыча Астрахань" С.В.П., является должностным лицом, на которое возложены функции по организации своевременной разработки, утверждения и получения ряда документов, в число которых входят лицензия на деятельность по сбору, использованию и размещению отходов I - IV классов опасности и обеспечение соблюдения лицензионных требований и условий по обращению с отходами, именно он несет ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение возложенных на отдел задач и функций.
Признавая заместителя главного инженера - начальника отдела охраны окружающей среды ООО "Газпром добыча Астрахань" С.В.П. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области обоснованно пришел к выводу о наличии в его действиях данного состава административного правонарушения.
Вывод о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан на основе правильной оценки всех представленных доказательств, которые оценивались в соответствии с требованиями статьи 26.11
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя законность постановления старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области от 11 июля 2012 года, судья районного суда не нашел оснований для его отмены.
Выводы суда основаны на законе и материалах дела.
Доводы жалобы о том, что С.В.П., как должностным лицом ООО "Газпром добыча Астрахань" были приняты своевременные меры, направленные на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, несостоятельны, опровергаются материалами дела.
Как показали результаты проверки, срок действия документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для структурных подразделений ООО "Газпром добыча Астрахань" истек 3 мая 2012 года, однако после этого, юридическим лицом осуществлялась деятельность, в ходе которой образовывались и накапливались отходы различных классов опасности без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Действующие документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ГПЗ ООО "Газпром добыча Астрахань" получен только 31 мая 2012 года; для Управления корпоративной защиты ООО "Газпром добыча Астрахань" получен 7 июня 2012 года; для Управления по эксплуатации и обслуживанию служебных зданий ООО "Газпром добыча Астрахань" база отдыха "Татьяна" получен 8 июня 2012 года; для Управления по эксплуатации и обслуживанию служебных зданий ООО "Газпром добыча Астрахань" административный центр газовиков на момент проверки отказано в их утверждении; для Управления производственно-технического обслуживания и комплектации ООО "Газпром добыча Астрахань" на момент проверки отказано в их утверждении; для газопромыслового управления ООО "Газпром добыча Астрахань" получен 30 мая 2012 года; для ТУ "АГАТ" ООО "Газпром добыча Астрахань" получен 4 июня 2012 года.
Данные обстоятельства установлены протоколом об административном правонарушении от 6 июля 2012 года N
Судом правомерно установлено, что должностное лицо ООО "Газпром добыча Астрахань" С.В.П. ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности в части соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в связи с чем правомерно привлечен к административной ответственности по статье 8.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы не опровергают установленных судом обстоятельств и не исключают наличия в совершенном должностным лицом ООО "Газпром добыча Астрахань" С.В.П. деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о малозначительности правонарушения не влияют на правильность принятого решения, так как малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и формальном содержании признаков состава административного правонарушения, что в данном случае неприменимо, поскольку совершенное правонарушение связано с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, соблюдение которого является обязанностью каждого субъекта вступающего в правоотношения, регулируемые законом.
Согласно закону вменяемое С.В.П. правонарушение имеет формальный состав и считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами; наступление последствий не требуется.
С учетом указанных обстоятельств оснований для освобождения С.В.П. от административной ответственности в силу малозначительности не имеется.
Административное наказание назначено С.В.П. в пределах санкции статьи 8.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, решение судьи Кировского суда г. Астрахани от 7 августа 2012 года является законным и обоснованным.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1
- 30.8
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 7 августа 2012 года оставить без изменения, жалобу С.В.П. - без удовлетворения.