Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Астраханская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2011 г. № А06-4948/2011

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 2 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи: Е.И. Мирекиной,
судей: Г.Н. Бочарниковой, Г.А. Плехановой
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Толоконниковой Ю.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Предпринимателя Гусаковой Елены Богдановны
к Городской Думе муниципального образования "Город Астрахань"
о признании Положения о порядке сноса строений, незаконно установленных на самовольно занятых муниципальных земельных участках, утвержденное Решением Городской Думы № 228 от 16.12.2010, опубликованное на официальном сайте органов местного самоуправления МО "Город Астрахань", в редакции Решения Городской Думы Муниципального образования "Город Астрахань" от 28.04.2011 № 36 и Решения Городской думы Муниципального образования "Город Астрахань" от 26.05.2011 № 76 - недействующим,
с участием третьих лиц - мэра г. Астрахани Боженова С.А., Администрации г. Астрахани,
при участии:
от заявителя - предпринимателя Гусаковой Е.Б., Коростелевой Л.В. - без доверенности по ходатайству заявителя,
от заинтересованного лица - Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" - Оганян А.В. - представителя по доверенности от 29.11.2010 № 01-ДЗ-1126, Мухина С.Д. - представителя по доверенности от 29.11.2011 № 01-ДЗ-1125,
от Администрации г. Астрахани - Мухина С.Д. - представителя по доверенности от 11.01.2011 б/н, Оганян А.В. - представителя по доверенности от 20.12.2010,
от мэра г. Астрахани Боженова С.А.,- не явился, извещен,
Предприниматель Гусакова Елена Богдановна обратилась в арбитражный суд с заявлением к Городской Думе муниципального образования "Город Астрахань" о признании Положения о порядке сноса строений, незаконно установленных на самовольно занятых муниципальных земельных участках, утвержденное Решением Городской Думы № 228 от 16.12.2010, опубликованное на официальном сайте органов местного самоуправления МО "Город Астрахань", в редакции Решения Городской Думы Муниципального образования "Город Астрахань" от 28.04.2011 № 36 и Решения Городской думы Муниципального образования "Город Астрахань" от 26.05.2011 № 76 - недействующим.
Основанием для удовлетворения заявленных требований заявитель указывает на те обстоятельства, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 35 Конституции РФ, предусматривающей право каждого иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, а также статье 209 Гражданского Кодекса РФ, содержащей норму о принадлежности собственнику права владения, пользования и распоряжения имуществом, статье 11 Гражданского кодекса РФ устанавливающей судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, положениям Земельного кодекса РФ.
Также представитель заявителя ссылается на нормы Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах регулирования торговой деятельности в РФ", регулирующих отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, в частности на норму п. 6 ст. 10 ФЗ № 381-ФЗ у согласно которой утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, а также на п. 4 ст. 19, согласно которой утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов, Закона АО от 04.09.2007 № 49/2007-ОЗ (в редакции от 10.05.2011) "Об административных правонарушениях".
Пояснила, что из Положения о порядке сноса строений, незаконно установленных на самовольно занятых муниципальных земельных участках, утвержденное решением Городской Думы № 228 от 16.12.2010, опубликованное на официальном сайте органов местного самоуправления МО "Город Астрахань", следует, что администрации города в лице районных администраций предоставлено право без судебного решения проводить изъятие и уничтожение собственности, принадлежащей гражданам и юридическим лицам.
Представитель заинтересованного лица требования, заявленные предпринимателем Гусаковой Е.Б. не признает, поскольку оспариваемый нормативный акт описывает порядок освобождения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования "Город Астрахань". Нормы земельного Кодекса Российской Федерации предусматривают пресечение действий нарушающих права на землю путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения таких действий. Оспариваемый порядок разработан в целях реализации полномочий органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля. Административный порядок освобождения земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества не противоречит законодательству, в целях обеспечения прав владельцев движимого имущества в оспариваемом положении предусмотрен порядок принятия правового акта в виде решения о вывозе самовольно установленных объектов, что гарантирует права заинтересованных лиц, на судебную защиту путем оспаривания решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Представитель третьего лица Администрации г. Астрахани считает требования необоснованными, поскольку административный порядок освобождения земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества содержащий порядок принятия решения о вывозе самовольно установленных объектов не противоречит действующему законодательству, а предусматривает разумный срок для добровольного вывоза объекта движимого имущества и для реализации права на обжалование в судебном порядке принятого решения, если такой способ будет выбран заинтересованным лицом.
Представителем Городской Думы МО "Город Астрахань" представлено в материалы дела Определение Кировского районного суда города Астрахани от 27.05.2011 о прекращении производства по делу по заявлению прокурора г. Астрахани об оспаривании решения Городской Думы МО "Город Астрахань" от 16.12.2010 № 228, и заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку заявителем не представлено доказательств, подтверждающих нарушение ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Суд, отклоняет заявленное ходатайство, поскольку правило п. 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ применяется, когда спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде или не может быть рассмотрен в арбитражном суде ввиду отсутствия у заявителя процессуального права на обращение в арбитражный суд.
Непредставление лицом, участвующим в деле, доказательств подтверждающих нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности не свидетельствует об отсутствии у лица процессуального права на обращение в арбитражный суд.
В соответствии с положениями части 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Согласно части 7, 8 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ производство по делу подлежит прекращению если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказ заинтересованного лица от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд установил:
Как следует из материалов дела, на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ от 16.12.2010 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Устава МО "Город Астрахань" и в соответствии с Решением комитета по нормотворчеству, законности и правопорядку от 14.12.2010 № 51, Городской Думой Муниципального образования "Город Астрахань" 16.12.2010 принято Решение № 228 "Об утверждении Положения о порядке освобождения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольно установленных объектов движимого имущества" (далее по тексту - Положение).
Указанный нормативный правовой акт опубликован в официальном печатном издании Астраханская газета "Горожанин" 31.12.2010 № 82.
Решениями № 36 от 28.04.2011 и 76 от 26.05.2011 Городской Думой муниципального образования "Город Астрахань" внесены изменения в Решение Городской Думы муниципального образования "город Астрахань" от 16.12.2010 года № 228.
В соответствии с Решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 16.12.2010 № 228 межведомственной комиссией по освобождению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена от незаконно установленных объектов движимого имущества, 09.06.2011 принят протокол № 8, на основании которого администрации Ленинского района г. Астрахани указано в срок до 01.10.2011 освободить используемые без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, земельные участки, согласно указанному в протоколе перечню.
Предприниматель Гусакова Елена Богдановна, считает, что принятое Положение нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку 05.06.2003 предприниматель с торгов, организованных судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства приобрела у МУП г. Астрахани "Тормес" имущество и право краткосрочной аренды на земельный участок, на котором расположен рынок "На Маркина", а согласно протоколу заседания межведомственной комиссии, металлические киоски и прилавки по ул. Яблочкова, 22/ул. Маркина (территория рынка) входят в перечень имущества, находящийся на земельном участке, подлежащим освобождению, в связи с чем, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 214 Гражданского Кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (часть 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ).
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (часть 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 29 Кодекса).
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.


Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Осуществление органами местного самоуправления земельного контроля за использованием земель, предусмотрено также статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений.
К вопросам местного значения согласно пункту 26 статьи 12 Устава муниципального образования "Город Астрахань" (ред. от 28.04.2011) (принят Решением городского Совета города Астрахани от 06.07.2004 № 52/а)26) относится утверждение генеральных планов города Астрахани, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Астрахани документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Астрахани, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Астрахани, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Астрахани, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Астрахани для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Астрахани.
На основании ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Устава МО "Город Астрахань" и в соответствии с Решением комитета по нормотворчеству, законности и правопорядку от 14.12.2010 № 51 Городской Думой МО "Город Астрахань" 16.12.2010 принято Положение № 228 "Об утверждении Положения о порядке освобождения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольно установленных объектов движимого имущества".
Оспариваемое заявителем Положение разработано в целях упорядочения деятельности структурных подразделений администрации города Астрахани и предусматривает порядок освобождения земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения освобождению подлежат земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), самовольно занятые следующими видами объектов движимого имущества:
- торговые киоски, павильоны, прицепы (тонары) всех типов;
- торговые лотки, палатки, прилавки и холодильное оборудование для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков;
- объекты общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованные в некапитальных строениях;
- металлические гаражи и контейнеры;
- хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости;
- ограждения;
- торговые автоматы и платежные терминалы;
- иные объекты движимого имущества (далее по тексту - объекты).
Согласно пункту 2.1 Положения земельные участки под объектами движимого имущества, перечисленными в пункте 1.2 настоящего Положения, установленными без правоустанавливающих документов, подлежат освобождению в порядке, установленном настоящим Положением.
Рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от объектов движимого имущества осуществляет Межведомственная комиссия по освобождению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, от самовольно установленных объектов движимого имущества (далее - Межведомственная комиссия).
По результатам рассмотрения Межведомственная комиссия принимает решение об освобождении земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества.
На основании решения Межведомственной комиссии издается правовой акт администрации города Астрахани об освобождении земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества (далее - правовой акт администрации города Астрахани) (пункт 2.1.1, 2.1.2).
Межведомственная комиссия осуществляет работу в управлении земельными ресурсами администрации города Астрахани в соответствии с положением о Межведомственной комиссии, утверждаемым правовым актом администрации города Астрахани (пункт 2.2).
Согласно пункту 2.3, 2.4 Положения при неисполнении владельцами объектов правового акта администрации города Астрахани в добровольном порядке администрациями районов города Астрахани определяется подрядная организация по выполнению работ по освобождению земельных участков, в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
После выбора подрядной организации, в целях исполнения правового акта администрации города Астрахани администрациями районов города Астрахани предпринимаются следующие действия:
а) уведомляются владельцы объектов о дате и времени осуществления работ по освобождению земельных участков;
б) принимаются меры по отключению демонтируемых объектов от источников электроэнергии, водоснабжения и иных систем коммунальной инфраструктуры;
в) обеспечивается присутствие представителей энергоснабжающих организаций при проведении грузоподъемных работ, в случае освобождения земельных участков в зоне линий электропередач.
При исполнении правового акта администрации города Астрахани об освобождении земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества администрациями районов города Астрахани осуществляются следующие действия.
Если владелец объекта и его местонахождение установлены, ему направляется заверенная копия правового акта администрации города Астрахани с предложением добровольно исполнить данный правовой акт в течение четырнадцати календарных дней с момента его получения.
Если владелец объекта и его местонахождение не установлены, в средствах массовой информации публикуется информация о принятом правовом акте администрации города Астрахани с предложением добровольно исполнить данный правовой акт в течение четырнадцати календарных дней с даты опубликования.
В случае неисполнения правового акта администрации города Астрахани добровольно администрации районов города Астрахани:
- при установлении владельца объекта и его места нахождения уведомление о дате и времени исполнения правового акта администрации города Астрахани направляется по средствам почтовой связи, телефонограммой или факсограммой;
- в случае, если владелец объекта и его местонахождение не установлены, уведомление о дате и времени исполнения правового акта администрации города Астрахани публикуется в средствах массовой информации.
В соответствии с пунктом 2.5 Положения при исполнении правового акта администрации города Астрахани администрациям районов города Астрахани надлежит фиксировать факт освобождения земельного участка соответствующим актом, копия которого вручается владельцу объекта или его законному представителю. В случае отсутствия владельца (законного представителя) объекта при осуществлении действий по освобождению земельного участка данное обстоятельство отражается в акте.
Финансирование работ по освобождению земельных участков осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Город Астрахань" (пункт 2.6).
Согласно пунктам 2.7, 2.8 Положения объект подлежит вывозу в место хранения, определенное правовым актом администрации города Астрахани, где он будет храниться до момента его востребования владельцем. Затраты по демонтажу, транспортировке и хранению объектов подлежат возмещению в бюджет муниципального образования "Город Астрахань" в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В случае, если владелец объекта не установлен, администрациями районов города Астрахани проводятся мероприятия по признанию права собственности муниципального образования "Город Астрахань" на данный объект в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Заявитель полагает, что указанное Положение противоречит статье 35 Конституции РФ, а также статье 209 Гражданского кодекса РФ, устанавливающих охрану частной собственности и принадлежность собственнику права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2).
Согласно части 1 статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 2, 3 статьи 35).
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закрепленные в Конституции РФ гарантии права собственности предоставляются в отношении того имущества, которое принадлежит собственнику на законных основаниях.
Статьей 209 Гражданского кодекса РФ регламентировано, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 1, 2 статьи 209).
С учетом анализа приведенных норм права, решение об изъятии имущества из собственности должно иметь форму судебного акта, а административная процедура изъятия имущества из собственности должна соответствовать нормам действующего законодательства.
Между тем, заявителем не учтено то обстоятельство, что оспариваемое Положение не предусматривает порядок изъятия имущества из собственности законного владельца, а регулирует порядок освобождения земельных участков от самовольно установленных объектов движимого имущества.
В рамках указанного Положения, 09.06.2011 межведомственной комиссией по освобождению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, от незаконного установленных объектов недвижимости, принят протокол № 8.
Заявитель полагает, что принадлежащее ему имущество автоматически входит в перечень имущества, подлежащее сносу, поскольку протокол содержит ссылку на необходимость освобождения земельного участка, на котором расположены металлические киоски и прилавки по ул. Яблочкова 22/ул. Маркина (территория рынка).
Однако оспариваемое в рамках настоящего спора Положение не имеет отношения к правам собственности предпринимателя Гусаковой Е.Б., поскольку некоим образом их не затрагивает.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств) (часть 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что нарушенное право на земельный участок, выразившееся в самовольном занятии земельного участка, подлежит восстановлению. Кроме того, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения пресекаются посредством восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, собственник объектов движимого имущества не лишается охраняемого Конституцией РФ и федеральными законами права собственности на объекты, подлежащие вывозу, а лишается места, на котором самовольно был установлен данный объект.
При этом оспариваемое положение содержит норму, предусматривающую обязательное принятие органом местного самоуправления правового акта о вывозе самовольно установленных объектов, оспаривать который, в установленном законом порядке заявитель не лишен права.
Земельные участки, указанные в протоколе № 8 являются государственной собственностью, за конкретными лицами не закреплены, собственность на земельные участки не разграничена, право распоряжения ими осуществляется органами местного самоуправления.
Следовательно, органы местного самоуправления в силу действующего законодательства вправе осуществлять земельный контроль за использованием земель на территории МО город Астрахань, в том числе и путем принятия нормативных актов, регулирующих порядок освобождения земельных участков.
Анализируя изложенные выше нормы законодательства, а также исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Городской Думой муниципального образования "Город Астрахань" правомерно, в рамках представленных ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Уставом МО "Город Астрахань" полномочий, принято Положение о порядке сноса строений, незаконно установленных на самовольно занятых муниципальных земельных участках.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований предпринимателю Гусаковой Е.Б. отказать.
Признать Положение "о порядке освобождения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольно установленных объектов движимого имущества", утвержденное Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" № 228 от 16.12.2010, в редакции Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 28.04.2011 № 36 и Решения Городской думы муниципального образования "Город Астрахань" от 26.05.2011 № 76 соответствующим Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья:
Е.И.МИРЕКИНА

Судьи:
Г.Н.БОЧАРНИКОВА
Г.А.ПЛЕХАНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru