Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2012 г. № 579

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ НА
ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ
НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22.08.1995 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", законом Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении на территории Алтайского края аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН





Утверждено
Постановлением
Администрации края
от 26 октября 2012 г. № 579

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ
НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

I. Общие положения

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (далее - "чрезвычайные ситуации"), по локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержки их работоспособности.
К аварийно-спасательным работам относятся: поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров; работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие (перечень аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации).
Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие этапы:
рекогносцировка объектов (территорий), где планируется проведение аварийно-спасательных работ;
проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;
выдвижение и ввод на объект (территорию), где произошла чрезвычайная ситуация, сил и средств, необходимых для выполнения аварийно-спасательных работ;
проведение аварийно-спасательных работ;
вывод по завершении работ сил и средств из очага поражения и возвращение их к месту дислокации.

II. Организация и проведение аварийно-спасательных работ

1. Подготовка к проведению работ на объекте (территории)

Аварийно-спасательные работы проводятся силами и средствами постоянной готовности Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основу которой составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования (далее - "аварийно-спасательные формирования"), оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.


Координацию деятельности аварийно-спасательных формирований на территории Алтайского края осуществляет в установленном порядке Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю. Координацию деятельности аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
До ввода аварийно-спасательных формирований на объект (территорию), где произошла чрезвычайная ситуация, должна быть проведена комплексная разведка (радиационная, химическая, бактериологическая и биологическая) этого объекта (территории), после которой осуществляется рекогносцировка объекта (территории) с определением объемов и способов ведения аварийно-спасательных работ и необходимых для этого сил и средств. Объект (территория) разбивается по видам аварийно-спасательных работ на участки (сектора). К рекогносцировке в обязательном порядке привлекается руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При отсутствии времени на рекогносцировку аварийно-спасательные работы начинаются с проведения разведки. При необходимости разведка проводится и после рекогносцировки.

2. Проведение аварийно-спасательных работ

2.1. Руководство аварийно-спасательными работами

Общее руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности:
на региональном уровне (в пределах территории Алтайского края) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алтайского края;
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Привлечение аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
по решению Администрации края и органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных формирований.
Непосредственным руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации межмуниципального или регионального характера является председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алтайского края, которому подчиняются все аварийно-спасательные формирования, участвующие в работах на объекте (территории). Он несет ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с действующим законодательством.
Руководители аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с Администрацией края, органами местного самоуправления Алтайского края и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения о проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Руководитель работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций обязан:
организовать разведку и оценить обстановку в месте проведения аварийно-спасательных работ;
поставить задачи аварийно-спасательным формированиям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе аварийно-спасательных работ и принимать соответствующие решения, а при необходимости запрашивать дополнительные силы и средства и организовывать их встречу и расстановку;
создать резерв сил и средств, организовать посменную работу аварийно-спасательных формирований, питание и отдых личного состава;
назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;
организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи;
по окончании работ заслушать командиров аварийно-спасательных формирований, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках;
определить порядок убытия с места аварийно-спасательных работ аварийно-спасательных формирований, подразделений и взаимодействующих служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации должен учитывать:
динамику развития чрезвычайной ситуации и воздействие характерных опасных факторов до введения в действие дополнительных сил и средств;
количество сил и средств, требующееся для проведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества;
необходимость привлечения специальных служб и средств.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации должен принять решение об этом и довести его до командиров аварийно-спасательных формирований, указав порядок перегруппировки.
В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий;
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций внештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечение населения на добровольной основе к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению аварийно-спасательных работ;
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и ходом работ по ее ликвидации.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях Администрацию края, органы местного самоуправления и организации.

2.2. Разведка

Разведка на объекте (территории), где планируется проведение аварийно-спасательных работ, должна установить:
места нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения;
необходимое количество и типы аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;
состав и численность спасательных групп;
безопасные места сбора пострадавших и способы их эвакуации;
наличие участков аварийно-спасательных работ, опасных для спасателей по причинам возможных взрывов, пожаров, обрушения конструкций, утечки опасных химических веществ, наличия электросетей под высоким напряжением и т.д.;
наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе аварийно-спасательных работ;
состояние подъездных путей;
виды опасных факторов в сложившейся чрезвычайной ситуации на объекте (территории) и способы их локализации и ликвидации.

2.3. Технология проведения аварийно-спасательных работ

Технологические приемы и способы проведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта (территории), где произошла чрезвычайная ситуация, и наличия сведений о местах нахождения пострадавших и их количестве.
При разбивке объекта (территории) на участки (сектора) руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации назначает руководителей работ на этих участках. Между руководителями работ на участках и руководителем аварийно-спасательных работ на объекте (территории) устанавливается радиосвязь. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных формирований является их поиск и спасение.
Поиск мест нахождения людей под завалами производится с использованием:
информации, полученной от непосредственных свидетелей;
специально подготовленных поисковых собак;
специальных поисковых приборов и инструментов;
простукивания и прослушивания завалов.
Установленные места нахождения людей в завалах обозначаются, и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие (при посменной работе) вся информация о ходе спасательных работ передается при смене спасателей. Смена спасателей по возможности организуется поэтапно.
Инженерная техника для разбора завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций. Для подъема и перемещения конструкций максимально используются электрические, гидравлические и пневматические аварийно-спасательные инструменты. С начала спасательной операции с пострадавшими по возможности устанавливается и постоянно поддерживается контакт.
Руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации чрезвычайной ситуации (тушение очагов горения, недопущение взрывов паров газовоздушных смесей, утечки опасных химических веществ и т.д.).





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru