Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. по делу № 3-29/12

Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре П.Ю.И.,
с участием прокурора Корнилова П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-29/12 по заявлению Ш.Е.Л., М.Е.А., П.Ф.И., М.А.М., Л.И.В. о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 19 октября 2011 года № 1217/44 "О включении земельного участка в границы д. Аносино сельского поселения Обушковское Истринского муниципального района"

установил:

постановлением Правительства Московской области от 19 октября 2011 года № 1217/44 "О включении земельного участка в границы д. Аносино сельского поселения Обушковское Истринского муниципального района" в границы д. Аносино сельского поселения Обушковское Истринского муниципального района (категория земель "земли населенных пунктов") включен земельный участок (категория земель "земли сельскохозяйственного назначения) площадью 239007 кв. м с кадастровым номером 5:08:0050108:107 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 29 июня 2011 года № МО-11/ЗВ/1-303260, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, Обушковский с.о., примерно в 100 м по направлению на север от д. Аносино (п. 1). Кроме того, данным постановлением изменен вид разрешенного использования земельного участка, указанного в пункте 1 постановления, под строительство комплекса зданий и сооружений Корпоративного университета ОАО "Сбербанк России", а также объектов инфраструктуры, городка для проживания профессорско-преподавательского состава и объектов благоустройства (п. 2) (л.д. 28).
Ш.Е.Л., М.Е.А., П.Ф.И., М.А.М. и Л.И.В. обратились в Московский областной суд с заявлением об оспаривании указанного постановления Правительства Московской области.
В обоснование своих требований заявители указывают, что они являются жителями д. Аносино Истринского района Московской области, а также собственниками домов, расположенных в данном населенном пункте.
По утверждению заявителей, оспариваемое постановление Правительства Московской области противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 18, 23, 24), Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 4.1), Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 84) и Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (ст. 8). По мнению заявителей, в соответствии с указанными нормами федерального законодательства принятие постановления об изменении границ населенного пункт возможно только при утверждении генерального плана сельского поселения представительным органом местного самоуправления. Однако до настоящего времени генеральный план Обушковского сельского поселения Истринского района Московской области не утвержден, в связи с чем, Правительство Московской области не вправе было принимать оспариваемое постановление. Кроме того, заявители полагают, что данное постановление нарушает их конституционные права, предусмотренные ч. 1 ст. 32 Конституции РФ в соответствии с которой граждане Российской Федерацией имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей и ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, закрепляющей право собственников свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами.
Также заявители утверждают, что в настоящее время ОАО "Сбербанк России" ведет на земельном участке, включенном в границы д. Аносино, крупномасштабное строительство, при этом уровень шума превышает допустимые пределы, загрязняя при этом не только территорию строящегося объекта, но и прилегающие территории, что нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ.
Помимо этого заявители указывают, что ОАО "Сбербанк России" нарушает их право на свободное пользование прибрежной зоной и спокойное проживание на территории своих земельных участках.
Уточнив, в ходе судебного разбирательства свои требования, заявители просят суд признать постановление Правительства Московской области от 19 октября 2011 года № 1217/44 недействующим (л.д. 4-7, 56-57).
В судебном заседании заявители Ш.Е.Л., М.Е.А., П.Ф.И. поддержали заявленные требования.
Заявители М.А.М. и Л.И.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель М.А.М. и Л.И.В. а также П.Ф.И. - С.М.Б. в судебном заседании также поддержал требования своих доверителей и дополнительно пояснил, что, по его мнению, до сведения Правительства Московской области не были доведены результаты публичных слушаний по вопросу включения в границы д. Аносино земельного участка, принадлежащего ОАО "Сбербанк России", и изменения вида разрешенного использования данного участка, Между тем, по результатам публичных слушаний большинство жителей деревни возражали против подобных изменений категории и вида разрешенного использования земельного участка.
Представитель Правительства Московской области Р.Е.Н., а также представители ОАО "Сбербанк России" - Ч.Е.В., К.Н.В., К.В.В. требования заявителей не признали и пояснили, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Правительства Московской области, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителей. Представителями заинтересованных лиц представлены также письменные возражения на заявление (л.д. 35-39, 154-157).
Суд, выслушав объяснения заявителей и их представителя, представителей Правительства Московской области и ОАО "Сбербанк России", исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.
Судом установлено, что ОАО "Сбербанк России" 14 декабря 2010 года по договору купли-продажи, заключенному с ООО "ТерраИнвест" приобрело в собственность земельный участок площадью 239007 кв. м, кадастровый номер 50:08:05: 01 08:0107, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, Обушковский с.о. примерно в 100 м по направлению на север от д. Аносино. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - земельный участок под дачное строительство. Право собственности ОАО "Сбербанк России" на данный участок было зарегистрировано в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним 29 декабря 2010 года (л.д. 73-77, 93, 94).
Оспариваемым постановлением Правительства Московской области от 19 октября 2011 года № 1217 года указанный земельный участок был включен в границы деревни Аносино сельского поселения Обушковское Истринского муниципального района (категория "земли населенных пунктов") с одновременным изменением вида разрешенного использования на земельный участок под строительство комплекса зданий и сооружений Корпоративного университета ОАО "Сбербанк России", а также объектов инфраструктуры, городка для проживания профессорско-преподавательского состава и объектов благоустройства (л.д. 61).
Данное постановление было размещено на официальном сайте Правительства Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в информационно-справочных системах "КонсультантПлюс" и "Гарант", а также опубликовано в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" № 10 (2701) от 24 января 2012 года (л.д. 58-60. 145).
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 72, 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) предусматривает, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей (ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ).
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков (ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ).
В соответствии с пп. 7, 7.1 ст. 3 Закона Московской области 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О регулировании земельных отношений в Московской области" принятие правовых актов о включении земельных участков в границы населенных пунктов, а также об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в случаях включения таких земельных участков в границы населенных пунктов, относится к компетенции Правительства Московской области.
Таким образом, из названных норм федерального и областного законодательства следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Московской области.
Кроме того, указанные нормы опровергают довод заявителей о невозможности включения земельного участка в границы населенных пунктов без утверждения генерального плана поселения. В силу ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, до 31 декабря 2012 года такое право предоставлено исполнительному органу государственной власти субъекта при условии соблюдения порядка, установленного данной статьей указанного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, генеральный план муниципального образования - сельского поселения Обушковское Истринского муниципального района Московской области в настоящее время не утвержден (л.д. 177). Представленная представителем заявителей копия постановления главы Истринского района Московской области от 1 марта 2004 года, из которой усматривается существование на тот период генерального плана д. Аносино, не может быть принята судом во внимание, поскольку не свидетельствует о наличии утвержденного генерального плана сельского поселения Обушковское (л.д. 180). При таких обстоятельствах, Правительство Московской области при принятии постановления от 19 октября 2011 года № 1217/44 правомерно руководствовалось названными положениями ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ.
Судом также установлено, что при принятии оспариваемого постановления указанный в ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ порядок включения земельного участка в границы населенного пункта Правительством Московской области полностью соблюден.
Так, из материалов дела усматривается, что собственник земельного участка - ОАО "Сбербанк России", в соответствии с требованиями п. 4 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ обратилось с соответствующим заявлением в администрацию сельского поселения Обушковское Истринского муниципального района Московской области. Администрацией сельского поселения Обушковское было подготовлено заключение о возможности и целесообразности включения данного земельного участка в границы д. Аносино с одновременным изменением вида разрешенного использования участка, а также проведены публичные слушания по данному вопросу с опубликованием заключения об их результатах в газете "Истринские вести" от 9 сентября 2011 года № 36 (ч. 5, 10 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ (л.д. 179). То обстоятельство, что публичные слушания были проведены в соответствии с требованиями закона (ч. 6-9, 11 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ и Устава муниципального образования, заявителями не оспаривается.
В соответствии с требованиями ч. 13 ст. 4.1 того же Федерального закона, все необходимые документы, в том числе заключение о результатах публичных слушаний с приложением протокола публичных слушаний, содержащих выступления жителей д. Аносино, в том числе заявителей, были представлены в Правительство Московской области (л.д. 67-143).
Согласно ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если: 1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного ч. 14 настоящей статьи.
Судом установлено, что названных оснований для отказа в принятии решения о включении земельного участка, принадлежащего ОАО "Сбербанк России", в границу населенного пункта д. Аносино, у Правительства Московской области не имелось.
То обстоятельство, что согласно результатам публичных слушаний, часть жителей д. Аносино была не согласна с решением о включении данного земельного участка в границы деревни и изменения вида его разрешенного использования, не может являться основанием для удовлетворения требований заявителей.
Действительно, в силу п. 2 ч. 20 ст. 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ, указанное обстоятельство может служить основанием для отказа исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта, однако не является безусловным основанием для подобного отказа. Таким образом, решение данного вопроса закон оставляет на усмотрение исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение представителя заявителей о том, что результаты публичных слушаний не были доведены до сведения Правительства Московской области, суд находит необоснованным. Из представленных суду представителем Правительства Московской области копий документов, поступивших в Правительство от администрации сельского поселения Обушковское, усматривается, что среди этих документов имеется протокол публичных слушаний, содержащий все выступления участников данных слушаний, в том числе заявителей (л.д. 116-142).
Доводы заявителей о нарушении постановлением Правительства Московской области от 19 октября 2011 года № 1217/44 их конституционных прав на участие в управлении делами государства, на благоприятную окружающую среду, на свободное владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, а также права на свободное пользование прибрежной зоной и спокойное проживание на территории своих земельных участках, являются несостоятельными, поскольку оспариваемое постановление не регулирует данные вопросы.
Проанализировав вышеназванное федеральное и областное законодательство, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Правительства Московской области принято компетентным органом, в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает права заявителей.
Учитывая изложенное, заявление Ш.Е.Л., М.Е.А., П.Ф.И., М.А.М., Л.И.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Ш.Е.Л., М.Е.А., П.Ф.И., М.А.М., Л.И.В. о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 19 октября 2011 года № 1217/44 "О включении земельного участка в границы д. Аносино сельского поселения Обушковское Истринского муниципального района" оставить без удовлетворения.
На решении может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
М.Г. Власова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru