Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Курская область


АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2012 г. № 787-па

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

В целях реализации государственной политики по улучшению положения детей, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Курской области на 2012 - 2017 годы.
2. Постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в установленном порядке.

Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ





Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 18 сентября 2012 г. № 787-па

СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012 - 2017 ГОДЫ

I. ВВЕДЕНИЕ

В Курской области ведется целенаправленная работа по улучшению демографической ситуации, повышению качества и уровня жизни семей с детьми, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике социального сиротства, семейного и детского неблагополучия.
Инструментарием практического решения многих вопросов в сфере народосбережения, семьи, материнства и детства стала реализация национальных проектов "Здоровье", "Образование", 60 областных и 10 федеральных социально ориентированных целевых программ, действующих на территории региона. В их числе областные целевые программы "Улучшение демографической ситуации в Курской области", "Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской области", "Развитие образования Курской области", "Школьный автобус", "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области", "Патриотическое воспитание граждан в Курской области", "Культура Курской области", "Формирование доступной среды в Курской области", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", "Комплексная межведомственная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области", программа Курской области "Поддержка семьи - защита ребенка".
В области реализуются План мероприятий по реализации на территории Курской области в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, План мероприятий по реализации ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, План мероприятий по реализации на территории Курской области в 2011 - 2014 годах перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Принят ряд законодательных актов, обеспечивающих меры поддержки семей с детьми, защиту интересов детей. В их числе Закон Курской области от 10 декабря 2008 года № 108-ЗКО "О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области", Закон Курской области от 13 июня 2007 года № 59-ЗКО "О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области", Закон Курской области от 17 сентября 2010 года № 82-ЗКО "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Курской области" и другие.
Бюджет Курской области носит социально ориентированный характер, ежегодно более 60 процентов средств бюджета региона направляется на решение социальных проблем.
Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Курской области. С 2008 года проводится широкомасштабная акция, объединяющая усилия институтов гражданского общества, органов власти, представителей крупного и мелкого бизнеса в решении проблем семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - областной благотворительный марафон "Мир детства".
Курская область активно участвует в реализации проектов, организуемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд). Действует служба "Телефон доверия", обеспечивается реализация на территории Курской области общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. Реализуются программы, софинансируемые Фондом, в рамках которых в Курской области создан ряд служб, деятельность которых направлена на решение проблем семейного и детского неблагополучия, укрепляется материально-техническая база действующих служб, внедряются новые технологии в работу специалистов, сопровождающих семьи с детьми.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту.
Остается высоким уровень социального сиротства. В тяжелом положении находятся дети из малообеспеченных многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.
Актуальными являются проблемы сохранения здоровья детей и профилактики детской инвалидности, асоциального поведения несовершеннолетних, незащищенность детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях реализации основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы разработана Стратегия действий в интересах детей в Курской области на 2012 - 2017 годы.

1. Основные проблемы в сфере детства

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Распространенность семейного неблагополучия, наличие случаев проявления жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Неравенство между городским и сельским населением в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.
Низкая социальная включенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).





Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.

VII. ДЕТИ - УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

1. Краткий анализ ситуации

В Курской области создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты, представительства. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.

2. Основные задачи

Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких, как добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.

3. Первоочередные меры

Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".
Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

4. Ожидаемые результаты

Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".
Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

VIII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Региональная стратегия реализуется во взаимосвязи с Программой долгосрочного социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, региональными социально ориентированными программами.
Координирующим органом является Координационный совет по семейной и демографической политике, социальной поддержке и улучшению положения детей в Курской области.
Неотъемлемой частью региональной стратегии являются принятые в ее развитие муниципалитетами программы действий в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих муниципальному образованию, проблем детства.
Для достижения поставленных в региональной стратегии целей следует сформировать консолидированный бюджет в интересах детей.
Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.
Сроки и основные этапы реализации региональной стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом. Необходимость внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти Курской области и органов местного самоуправления, а также создания условий для планирования бюджетных ассигнований в интересах детей по новым принципам потребует изменения порядка составления и утверждения бюджетов соответствующего уровня.
Для успешной реализации региональной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах возлагаются на отраслевые органы исполнительной власти.
На основе постоянного мониторинга реализации региональной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений. Контроль за эффективностью использования финансовых и иных ресурсов осуществляет Контрольно-счетная палата Курской области. В качестве инструмента финансового контроля следует использовать аудит эффективности, предполагающий независимую оценку экономической эффективности и результативности проводимых мероприятий, их соответствия поставленным целям.
Механизмом контроля за ходом реализации региональной стратегии являются ежегодные аналитические доклады координационного совета по семейной и демографической политике, социальной поддержке и улучшению положения детей в Курской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru