Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 25 мая 2012 г. № 5

О НЕДОПУЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В ПЕРИОД ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
2012 ГОДА

Я, Главный государственный санитарный врач по Краснодарскому краю В.П. Клиндухов, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2011 года, установил, что при организации детского отдыха и оздоровления в крае со стороны руководителей здравниц и организаторов детского отдыха допускается ряд нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Отмечена неудовлетворительная подготовка лагерей к работе. В 1 смену пять стационарных здравниц имели санитарно-эпидемиологические заключения о несоответствии требованиям санитарного законодательства, в прошлом году в тот же период таковых не было:
1. ООО "Санаторий "Черное море", г.-к. Анапа, проспект Пионерский, 20.
2. ООО Детский оздоровительный центр "Звездный", Туапсинский район, п. Джубга, ул. Кооперативная, 2В.
3. ООО "Юг-Альянс", Туапсинский район, п. Новомихайловский.
4. ДОЦ "Орленок" ООО "Партнер", г. Геленджик, с. Кабардинка.
5. ООО "Лагерь Академия Лидерства", г. Геленджик, х. Джанхот, ул. Черноморская, 18.
В детских здравницах Краснодарского края в 2011 году регистрировались факты завоза инфекционных заболеваний организованными группами детей из различных субъектов Российской Федерации (17 субъектов). При медицинских осмотрах выявлены 44 факта завоза инфекционных заболеваний, с количеством заболевших 84 ребенка, в том числе ОРВИ - 14, ветряная оспа - 52, в т.ч. 17 по контакту, педикулез - 13, стрептодермия - 1, гепатит A - 1, чесотка - 2, микроспория - 1. Все заболевшие имели справки об отсутствии контакта с больными инфекционными заболеваниями.
Экономический ущерб от случаев заболевания в 2011 году составил 557100 рублей. Благодаря незамедлительному проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий предотвращены 1605 случаев инфекционных заболеваний на сумму 14 млн. рублей.
По состоянию на 01.09.2011 в оздоровительных учреждениях Краснодарского края привиты против вирусного гепатита A 2902 человек, что составило 97,1% декретированного контингента, и 7314 человек против дизентерии Зонне, что составило 97,6%.
В ЛПУ края по поводу укусов клещами обратились 2523 человека, из них 782 дети до 14 лет. На побережье Черного и Азовского морей обратились по поводу укусов клещами 503 человека, из них 192 дети. В детских летних оздоровительных учреждениях укусы клещами не регистрировались.
В целях контроля качества внешней среды в детских лагерях проведены 22519 лабораторно-инструментальных исследований. В том числе на объектах питания детей проведены 12660 исследований, из них не отвечали нормативным требованиям:
0,4% микробиологических исследований готовых блюд,
1,5% исследований на калорийность,
1,3% проб на содержание витамина C,
0,8% микробиологических исследований смывов на наличие БГКП,
0,05% смывов на наличие яиц гельминтов.
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" по поручению Управления на протяжении всего летнего периода проводился мониторинг выполнения натуральных норм питания в лагерях. По данным мониторинга в подавляющем большинстве здравниц нормы питания по основным продуктам выполнялись, а в ряде ЛОУ - перевыполнялись. Вместе с тем имели место единичные случаи занижения калорийности блюд за счет недовложения пищевых веществ, невыполнение норм питания по некоторым продуктам, недовложение витамина C.
В сравнении с 2010 годом отмечено незначительное ухудшение качества морской воды в зонах рекреации Черного и Азовского морей по микробиологическим показателям - 5,13% (в 2010 году - 4,6%).
За оздоровительный период 2011 года организаторами туристических поездок были допущены 51 факт нарушений требований санитарного законодательства при перевозках организованных групп детей на территории Краснодарского края: в 13-ти случаях из 51 (25%) группы детей следовали без медицинского сопровождения, в 40 случаях (78%) в пути следования не было организовано горячее питание детей в вагонах-ресторанах.
В ходе проверок детских лагерей, проведенных Управлением в период ЛОК-2011, выявлены различные нарушения санитарного законодательства:
1. При организации питания детей в части: невыполнения цикличного меню, использования продуктов, запрещенных в питании детей, привлечения детей к раздаче готовых блюд, нарушения технологии приготовления блюд, нарушения правил отбора суточных проб, правил транспортировки, приема и хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья, правил мытья посуды, содержания помещений пищеблоков.
2. Нарушения требований к условиям проживания детей в части: переуплотнения спальных комнат, организации питьевого режима, неудовлетворительного содержания территорий и помещений.
3. Нарушения при организации медицинского обслуживания в части: неукомплектования штата медицинским персоналом, приема на работу сотрудников без необходимых обследований и гигиенического обучения и аттестации, неисполнения медицинским персоналом своих должностных обязанностей в полной мере.
Выявлены существенные недостатки при комплектовании штатов детских здравниц:
- Прием на работу неквалифицированных, не профильных специалистов.
- Неполное укомплектование штата сотрудниками всех уровней.
- Комплектование штатов не постоянными сотрудниками, со сменой в потоках.
В сезон 2011 года пресечены 3 попытки организации отдыха детей в здравницах, не имеющих санитарно-эпидемиологических заключений на детский отдых:
1. На базу отдыха "Бриз" Туапсинского района - 181 ребенка из Республики Ингушетия.
2. В ООО ДОК "Знамя" г. Геленджик, с. Кабардинка - 62 ребенка из г. Ростов-на-Дону.
3. В ССОЛ "Витязь" ЮФУ, г. Геленджик, с. Дивноморское - 33 подростка из РСО-Алания.
Отмечены 2 факта приема детей в здравницы с медицинскими противопоказаниями, без медицинской документации, оформленной должным образом:
1. В ООО ДОК "Морская звезда" Туапсинского района.
2. На базу отдыха родителей с детьми "Радуга" ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" Туапсинского района.

В рамках административных расследований проверены 350 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки продовольственного сырья и пищевых продуктов в летние оздоровительные учреждения. Выявлены нарушения требований санитарного законодательства: неудовлетворительное санитарно-техническое состояние складских помещений, отсутствие личных медицинских книжек у сотрудников, отсутствие дезинфицирующих и моющих средств, несоблюдение температурного режима хранения продукции, нарушение условий хранения при транспортировке пищевых продуктов, несоответствие реализуемой продукции требованиям нормативной документации, наличие продукции с истекшим сроком годности, отсутствие программ производственного контроля и др. Привлечены к административной ответственности 477 юридических, должностных и физических лиц на общую сумму 4355000 руб. По результатам проверок материалы по 29 объектам направлены в суды для решения вопроса об административном приостановлении деятельности поставщиков. Решениями судов деятельность всех объектов приостановлена на срок до 30 до 90 суток. В связи с реализацией пищевых продуктов с нарушением государственных стандартов материалы в отношении 16 производителей-поставщиков направлены в суды для привлечения виновных лиц к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ. Забракованы и сняты с реализации 1569 кг продукции.
За нарушения, выявленные при проверках детских лагерей, в период летней оздоровительной кампании 2011 года наложены 1807 штрафов, из них на юридических лиц - 342 штрафа или 18,93%. За нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей возбуждены 213 дел об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов - 6951000 рублей. Отстранены от работы 432 сотрудника здравниц.
В целях обеспечения безопасного и эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков, недопущения открытия и функционирования детских здравниц с нарушениями санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, на основании ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 05.05.2011 № 47 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2011 - 2012 годах".
Предписываю в период летней оздоровительной кампании 2012 года:
1. Руководителям, учредителям учреждений отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории Краснодарского края, независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности, не допускать:
1.1. Некачественной, несвоевременной подготовки детских лагерей к работе в сезон.
1.2. Приема на отдых организованных групп детей до получения документа, подтверждающего соответствие требованиям санитарного законодательства, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
1.3. Открытия детских лагерей без предварительного проведения: дератизационных, противоклещевых, дезинсекционных обработок; дезинфекционных мероприятий по очистке и обеззараживанию централизованных систем кондиционирования и увлажнения воздуха, бассейнов, систем горячего и холодного водоснабжения.
1.4. Приема на работу сотрудников, включая врачей-педиатров, без личных медицинских книжек, свидетельствующих о прохождении обязательных медицинских обследований, вакцинации, гигиенического обучения и аттестации.
1.5. Размещения и питания организованных групп детей совместно со взрослыми отдыхающими и сопровождающими (только в отдельных корпусах и обеденных залах).
1.6. Переуплотнения спальных корпусов и обеденных залов при размещении и питании организованных групп детей.
1.7. Функционирования детских здравниц при неполном укомплектовании штатов.
1.8. Использования для организации водоснабжения детских здравниц источников водоснабжения, использование которых не согласовано с территориальным органом Роспотребнадзора.
1.9. Использования в детских здравницах запрещенных блюд и продуктов питания, а также продуктов, качество которых не соответствует требованиям к качеству продуктов, используемых в питании детей.
1.10. Приема в детскую здравницу пищевых продуктов и продовольственного сырья без сопроводительной документации, подтверждающей их качество и безопасность.
1.11. Фактов невыполнения калорийности и снижения массы порций готовых блюд, несоблюдения согласованного меню.
1.12. Приема в лагеря детей с медицинскими противопоказаниями, без полного пакета медицинской документации, оформленной должным образом.
1.13. Сокращения продолжительности смен (в загородных стационарных лагерях - не менее 21 дня, в лагерях труда и отдыха - не более 24 дней, продолжительность специализированных (профильных) смен на базе стационарных здравниц - не менее 2-х календарных недель, в палаточных лагерях - от 5 до 21 дня).

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1.13. Сокращения перерывов между сменами (не менее 2-х дней).
1.14. Проведения палаточных лагерей свыше 7 дней при отсутствии условий для стирки постельного белья и проведения банных дней.
1.15. Невыполнения программ производственного контроля либо выполнения их в не полном объеме.
1.16. Использования для купания детей водных объектов, не имеющих санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии требованиям санитарных норм и правил, а также использования пляжей, не оборудованных согласно требованиям, предъявляемым к детским пляжам.
1.17. Использования 2-ярусных кроватей для детей 14 лет и младше.
1.18. Отправку детей к месту жительства с признаками заболеваний или находящихся в инкубационном периоде после контакта с инфекционными больными.
1.19. Сокрытия фактов инфекционных и неинфекционных заболеваний, травм среди детей.
1.20. Предоставления детям санаторно-курортных услуг, услуг отдыха и оздоровления, качество и объем которых не соответствует требованиям действующего законодательства и условиям договоров.
2. Руководителям, учредителям учреждений отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории Краснодарского края, независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности, обеспечить:
2.1. Уведомление территориальных органов Роспотребнадзора о сроках открытия лагерей не менее, чем за 3 месяца, перед заездом детей - не менее, чем за 2 недели; о сроках открытия палаточных лагерей - не менее чем за 1 месяц и перед заездом детей - не менее чем за 2 недели.
2.2. Проведение, не позднее, чем за 2 недели до открытия лагеря, эпизоотологического обследования его территории; своевременное проведение барьерных акарицидных обработок территорий детских лагерей.
2.3. Разработку, утверждение и выполнение программы производственного контроля в здравнице.
2.4. Заключение договоров на поставку продуктов питания в детские лагеря, предусматривающие:
- поставку пищевых продуктов и продовольственного сырья, качество которых не соответствует требованиям, предъявляемым к качеству пищевых продуктов и продовольственного сырья, используемым в питании детей,
- ответственность поставщиков за несвоевременные поставки и поставки товаров, качество которых не отвечает условиям договоров.
2.5. Заключение договоров на организацию отдыха и оздоровления детей, условия которых должны предусматривать:
- продолжительность смен, отвечающую требованиям санитарных норм и правил,
- одномоментность заезда детей в смену,
- изолированное проживание и питание организованных групп детей от взрослых отдыхающих и сопровождающих (в раздельных корпусах и обеденных залах),
- распределение обязанностей между сторонами при отправке детей к местам постоянного проживания;
- наличие у здравницы сухого пайка, согласованного с органом Роспотребнадзора по месту размещения лагеря, который будет предоставлен отъезжающей группе в случае отсутствия такового у сопровождающих.
2.6. Комплектование штатов детских лагерей квалифицированными кадрами, в том числе работниками пищеблоков и медицинскими работниками; привлечение к работе в детских лагерях специалистов, имеющих опыт работы в детских лагерях и специальное образование. Врачи должны иметь профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники, лечения и профилактики инфекционной патологии.
2.7. Включение в рацион питания детей, с учетом состояния здоровья детей и сведений о дефиците нутриентов, пищевых продуктов, обогащенных витаминами, микро- и макронутриентами, имеющих документы, подтверждающие их безопасность и качество.
2.8. Своевременное выявление детей с признаками заболеваний, своевременную изоляцию и госпитализацию заболевших детей.
2.9. Направление за 3 суток до отправки организованных детских коллективов информацию в органы Роспотребнадзора по месту размещения лагеря и по месту отправки детей об их численности, виде транспорта, используемого для перевозки детей, подтверждение обязательного медицинского сопровождения организованных групп детей.
2.10. Проведение регулярной санитарной очистки пляжей, не допускать гнездования дикой водоплавающей птицы в этих местах.
2.11. Строгий контроль исполнения должностных обязанностей персоналом детских лагерей.
3. Руководителям туристических фирм, компаний, туристических агентств, организаторам отдыха, поездок, походов с участием детей и подростков, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности (краевым департаментам, ИП, ООО, ОАО и т.д.) не допускать:
3.1. Приобретения железнодорожных билетов для организованных детских коллективов без гарантированного полноценного горячего питания в вагоне-ресторане в случае нахождения в пути свыше 1 суток.
3.2. Перевозки детских организованных коллективов без организации полноценного горячего питания в вагонах-ресторанах при нахождении в пути свыше 1 суток.
3.3. Перевозки организованных групп детей без сопровождения квалифицированными медицинскими работниками.
3.4. Перевозки детей без должного сопровождения: не менее 1 сопровождающего на 8 - 12 детей; сопровождающие лица должны иметь справку о состоянии здоровья или медицинскую книжку установленного образца с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, отметкой о прохождении гигиенической подготовки.
3.5. Использования для питания детей при нахождении в пути менее 1 суток сухих пайков, не согласованных с органами Роспотребнадзора.
3.6. Выезда детей в лагерь без подтверждения наличия у лагеря документа, подтверждающего соответствие требованиям санитарного законодательства, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
3.7. Выезда в лагерь детей, имеющих противопоказания к направлению в лагерь, и без полного пакета медицинской документации, оформленной должным образом.
3.8. Отправку детей в лагерь и к месту жительства с признаками заболеваний или находящихся в инкубационном периоде после контакта с инфекционными больными.
3.9. Проведения походов с участием детей и подростков без уведомления администрации, службы ГО и ЧС, Роспотребнадзора по всему маршруту проведения похода.
3.10. Проведения массовых мероприятий с участием детей и подростков без согласования условий проезда, проживания и питания с органом Роспотребнадзора по месту их проведения.
4. Учредителям, балансодержателям и собственникам учреждений отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории Краснодарского края, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности:
4.1. Оказывать содействие в проведении ремонтно-восстановительных работ в учреждениях до их открытия и при необходимости - в процессе работы, в первую очередь на водопроводных и канализационных сооружениях и сетях.
4.2. Организовать выполнение следующих мероприятий:
- проведение вакцинации декретированного контингента из числа персонала детских лагерей против вирусного гепатита A и дизентерии Зонне,
- проведение обследования персонала пищеблоков детских лагерей на энтеровирусные инфекции по эпидпоказаниям (рота-, норо-, астровирусы),
- проведение эпизоотологического обследования, противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в районах размещения детских оздоровительных учреждений в целях профилактики геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других природно-очаговых инфекций,
- проведение C-витаминизации третьих блюд.
4.3. Обеспечить должный контроль в пределах компетенции за выполнением должностных обязанностей руководителями детских лагерей.
5. Органам управления здравоохранением муниципальных образований:
5.1. Укомплектовать штаты муниципальных детских оздоровительных учреждений постоянными педиатрами, без смены в потоках, имеющими опыт работы в детских лагерях, прошедшими аттестацию.
5.2. Закрепить специалистов для организации контроля, оказания практической и методической помощи медицинскому персоналу в детских оздоровительных учреждениях всех форм собственности.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду санитарные правила 3.1.1.2137-06, а не 3.1.1.2137.

5.3. Обеспечить своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в детские муниципальные оздоровительные учреждения, в том числе строгое выполнение требований санитарных правил 3.1.1.2137 "Профилактика брюшного тифа и паратифов" в части проведения клинико-лабораторных и серологических обследований отдельных групп.
6. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим поставки продовольственного сырья и пищевых продуктов в детские оздоровительные учреждения всех типов, не допускать:
6.1. Поставки в детские оздоровительные учреждения продовольственного сырья и пищевых продуктов, качество которых не отвечает требованиям, предъявляемым к качеству пищевых продуктов и продовольственного сырья, используемых в питании детей.
6.2. Поставки в детские оздоровительные учреждения продовольственного сырья и пищевых продуктов без сопроводительной документации, предусмотренной действующим законодательством.
6.3. Нарушения требований, предъявляемых к условиям и срокам доставки и хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов.
6.4. Привлечения к работе (фасовке, погрузке, доставке, разгрузке и прочим видам работ) сотрудников, не имеющих личных медицинских книжек с полным перечнем необходимых медицинских обследований.
Ответственность за исполнение данного предписания возлагается на должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с перечнями мероприятий, указанных в пунктах предписания.
Предписание может быть обжаловано в порядке, установленном действующим законодательством.

Главный государственный санитарный врач
по Краснодарскому краю
В.П.КЛИНДУХОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru