Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2012 г. по делу № ГК-3-10/2012

г. Калуга

Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Амеличевой С.А.,
при секретаре Кондрашовой Е.Е.,
с участием прокурора Марковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Дидусева Андрея Борисовича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в отношении инвалидов со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 1 пункта 1 статьи 1, абзаца 6 пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 1 Закона Калужской области № 476-ОЗ от 1 ноября 2008 года "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области", а также пунктов 1, 2, 4, 5, 7 и подпунктов "а", "г", "ж", "и" пункта 3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 4 августа 2009 года № 310,

установил:

постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 22 октября 2008 года принят и 1 ноября 2008 года Губернатором области подписан Закон Калужской области № 476-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области" (далее по тексту Закон). Закон официально опубликован в издании "Весть" № 397-398 от 7 ноября 2008 года.
В дальнейшем в соответствии с Законом Калужской области от 29 декабря 2008 года № 508-ОЗ, официально опубликованном в издании "Весть" № 8-10 от 14 января 2009 года, в Закон в части даты вступления его в силу были внесены изменения. Оспариваемый Закон вступил в силу с 1 января 2010 года.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 1 Закона он регулирует предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основаниях и в размерах, определенных рядом федеральных законов, в числе которых Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (абзац 5 пункта 1 статьи 1 Закона).
Во исполнение пункта 3 статьи 1 Закона постановлением Правительства Калужской области от 4 августа 2009 года № 310 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту Положение). Постановление официально опубликовано в издании "Весть" № 295-296 от 14 августа 2009 года и вступило в силу с 1 января 2010 года.
Впоследствии в указанный нормативный правовой акт вносились изменения постановлениями Правительства Калужской области от 13 октября 2009 года № 420, от 30 октября 2009 года № 443, от 29 декабря 2010 года № 555, официально опубликованными в издании "Весть" № 384-386 от 16 октября 2009 года, № 409 от 3 ноября 2009 года, № 424-426 от 13 ноября 2009 года, № 15-16 от 14 января 2011 года.
Дидусев А.Б. обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просил признать недействующими в отношении инвалидов со дня вступления в законную силу решения суда абзац 1 пункта 1 статьи 1, абзац 6 пункта 1 статьи 1, пункт 3 статьи 1 Закона, а также пункты 1, 2, 4, 5, 7 и подпункты "а", "г", "ж", "и" пункта 3 Положения.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что оспариваемыми нормативными правовыми актами предусмотрено предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что предполагает оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов и последующее получение денежной компенсации в размере 50 процентов понесенных расходов, в то время как в соответствии с федеральным законодательством, льготы предоставляются в виде скидки, составляющей не ниже 50 процентов. На получателей льгот возложены не предусмотренные федеральным законодательством обязанности по представлению дополнительных документов, открытию лицевого счета в кредитной организации, получению компенсации в банке, или на почте, либо обязанности находиться дома в ожидании почтальона и обязанности по проверке правильности производимых начислений. Право на получение меры социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги незаконно ограничено нормативом потребления коммунальных услуг. В связи с чем заявитель указал, что в результате принятия оспариваемых нормативных правовых актов существенно снизился ранее достигнутый уровень предоставления инвалидам мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги, а условия их предоставления ухудшены.
Заявитель полагал, что при принятии оспариваемого Закона и Положения органы государственной власти Калужская область превысили предоставленные им полномочия, поскольку льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, форма и порядок их предоставления установлены федеральным законодательством. В заявлении Дидусев А.Б. указал, что приведенные положения нормативных правовых актов противоречат статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), пункту 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901.
В судебном заседании Дидусев А.Б. заявленные требования поддержал.
Представители Губернатора Калужской области, Правительства Калужской области - Лобачева М.В., Афонькина Л.М., представитель Законодательного Собрания Калужской области - Коротков С.В., представители министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области - Тимонина Г.Н., Степанова О.В. полагали заявление Дидусева А.Б. не подлежащим удовлетворению.
Заслушав объяснения Дидусева А.Б., представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части признания недействующими подпунктов "г", "ж", "и" пункта 3 и пункта 7 Положения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как установлено в судебном заседании, заявитель Дидусев А.Б. является инвалидом второй группы. Согласно справке отдела социальной политики и семьи администрации (исполнительно-распорядительного органа) муниципального района "Куйбышевский район" заявитель является получателем мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги в Калужской области.
Предметом проверки на соответствие законодательству являются указанные заявителем нормы Закона и Положения в отношении граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 4 указанного Федерального закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты). В соответствии с пунктом 2 статьи 5 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Данным Федеральным законом установлены меры социальной защиты инвалидов, и семей, имеющих детей-инвалидов, в частности, в соответствии с частью 13 статьи 17 указанной категории граждан предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Приведенная норма Федерального закона не претерпела изменений после вступления в силу Федеральных законов от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", принятых в рамках реформирования системы социальной защиты населения и перехода от натуральной формы предоставления льгот на денежную компенсацию.
Вместе с тем, Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен статьей 28.2, согласно которой, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" условием предоставления финансовой поддержки за счет фонда является предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг только в денежной форме (в том числе путем перечисления средств на предоставление таких мер на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета).
С учетом приведенных норм федерального законодательства суд приходит к выводу, что, приняв оспариваемый Закон и определив форму предоставления мер социальной поддержки инвалидов в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, субъект Российской Федерации осуществил правовое регулирование в пределах имеющихся у него полномочий.
Вопреки доводам Дидусева А.Б. положения Закона в оспариваемой заявителем части не противоречат части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку, определяя форму предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, органы государственной власти Калужской области действовали в соответствии с положениями Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставившими соответствующие полномочия субъектам Российской Федерации.
Как следует из положений преамбулы и части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты; при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием этого Федерального закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Утверждения заявителя о том, что с принятием оспариваемого Закона в Калужской области был снижен уровень правовых гарантий в области социальной защиты инвалидов, суд находит несостоятельными. Как следует из содержания абзаца 6 пункта 1 статьи 1 Закона, основания и размер предоставляемой гражданину компенсации определяется Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Таким образом, установленный указанной категории граждан федеральным законодательством объем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не изменился.
Судом установлено, что порядок предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области установлен Положением, частично оспоренным заявителем, которое было принято во исполнение пункта 3 статьи 1 Закона.
В соответствии с оспариваемыми заявителем пунктами Положения, последнее определяет порядок предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 Закона за исключением мер социальной поддержки, указанных в пункте 2 статьи 1 Закона, путем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) (пункт 1 Положения).
Компенсация расходов предоставляется гражданам органом, уполномоченным в сфере социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Калужской области (пункт 2 Положения).
Согласно подпунктам "а", "г", "ж", "и" пункта 3 Положения для получения компенсации расходов граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - граждане), представляют в уполномоченный орган следующие документы: заявление о предоставлении компенсации расходов с указанием способа ее доставки и получения, лицевого счета (в случае выбора способа получения компенсации расходов через кредитную организацию), открытого в кредитной организации, и указанием на согласие гражданина на обработку его персональных данных (подпункт "а"); справку о составе семьи (подпункт "г"); документы, подтверждающие проживание в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (подпункт "ж"); платежные документы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за последний месяц перед подачей документов (подпункт "и").
Компенсация расходов осуществляется ежемесячно до наступления в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 4 Положения).
Выплата компенсации расходов осуществляется путем перечисления суммы компенсации расходов, рассчитанной в соответствии с нормативными правовыми актами, перечисленными в статье 1 Закона, на лицевой счет гражданина, открытый им в кредитной организации, либо через предприятия федеральной почтовой связи (пункт 5 Положения).
Расчет компенсации расходов по оплате за другие коммунальные услуги производится по действующим тарифам и нормативам потребления с последующим перерасчетом исходя из фактически потребленных коммунальных услуг (пункт 7 Положения).
Поскольку полномочия по предоставлению инвалидам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также средства на осуществление данных полномочий переданы Российской Федерацией в ведение субъектов Российской Федерации, последние вправе устанавливать положения, определяющие порядок получения инвалидами мер социальной поддержки в определенной субъектом Российской Федерации форме, а также регламентирующие деятельность уполномоченных органов по предоставлению указанных мер. При этом принятыми нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставленный федеральным законодательством объем мер социальной поддержки и условия их предоставления не могут быть ухудшены.
Проанализировав пункты 1, 2, 4, 5, подпункт "а" пункта 3 Положения в их взаимосвязи с нормами указанного выше действующего федерального законодательства как в части, предусматривающей выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, так и в части установления порядка предоставления указанной меры социальной поддержки, суд приходит к выводу о соответствии их действующему федеральному законодательству.
Регламентируя названными положениями деятельность уполномоченных органов по оформлению мер социальной поддержки, устанавливая порядок первичного обращения граждан - получателей льгот в уполномоченные органы государственной власти с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки, и, также, определяя сроки ежемесячной выплаты компенсации и порядок ее получения гражданами, региональное законодательство не ухудшило условия предоставления мер социальной поддержки, определенные федеральным законодательством.
Доводы заявителя о том, что пунктом 5 Положения на него незаконно возложены обязанности по открытию лицевого счета в кредитной организации, получению компенсации в банке, или на почте, либо обязанности находиться дома в ожидании почтальона, суд находит несостоятельными. Делая такой вывод, суд учитывает, что указанный пункт Положения, направленный на обеспечение получения мер социальной поддержки гражданами, не снижает уровень правовых гарантий в области социальной защиты. Указанные в нем способы выплаты компенсации не препятствуют своевременному прохождению денежных средств, дают возможность гражданину выбрать более удобный вариант их доставки, указав его в заявлении.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что абзац 1 пункта 1 статьи 1, абзац 6 пункта 1 статьи 1, пункт 3 статьи 1 Закона, пункты 1, 2, 4, 5, подпункт "а" пункта 3 Положения не противоречат федеральному законодательству, в связи с чем, требования Дидусева А.Б. о признании их недействующими не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд находит обоснованными требования заявителя о признании недействующим подпунктов "г", "ж", "и" пункта 3 Положения.
Согласно пункту 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, для получения льготы необходимо предъявление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
При этом федеральным законодательством не установлена обязанность граждан по представлению ими иных документов в целях реализации права на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Вместе с тем подпунктами "г", "ж", "и" пункта 3 оспариваемого заявителем Положения установлен перечень иных документов, которые необходимо предъявить гражданам с целью реализации ими права на получение мер социальной поддержки.
Тем самым Правительством Калужской области на инвалидов возложены дополнительные не предусмотренные федеральным законодательством обязанности по представлению перечисленных в названных подпунктах Положения документов. Получение гарантированной меры социальной защиты фактически поставлено в зависимость от исполнения гражданами этих обязанностей, что влечет за собой недопустимое снижение уровня правовых гарантий в сфере социальной поддержки граждан.
Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что инвалиды вправе воспользоваться услугами органов государственной власти при сборе и оформлении документов, необходимых для реализации права на получение мер социальной поддержки, суд находит несостоятельными.
Само по себе право инвалидов на получение государственной социальной помощи не свидетельствует о правомерности расширения по сравнению с федеральным законодательством условий предоставления мер социальной поддержки.
Также суд находит обоснованными требования заявителя, касающиеся оспаривания пункта 7 Положения.
Объем мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определен федеральным законодательством. Как следует из положений приведенной выше части 13 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры поддержки указанной категории граждан установлены в процентном соотношении к сумме оплаты за жилье и коммунальные услуги.
Определение размера платы за коммунальные услуги регламентированы частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из объяснений Дидусева А.Б., он является получателем меры социальной поддержки по оплате за электроэнергию, имеет прибор учета потребленной электроэнергии.
При указанных обстоятельствах с учетом приведенных норм федерального законодательства заявитель имеет право на предоставление меры социальной поддержки в форме денежной выплаты в размере не менее 50% от размера оплаты за электроэнергию, рассчитанной исходя из фактически потребленных коммунальных услуг в соответствии с показаниями прибора учета.
Между тем, как следует из содержания названного пункта Положения, расчет компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги не зависит от наличия приборов учета и производится по нормативам потребления с последующим перерасчетом исходя из фактически потребленных коммунальных услуг без указания сроков такого перерасчета.
Неясность и неопределенность данной правовой нормы порождает возможность ее неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения, допускает лишение указанной категории граждан права на своевременное получение мер социальной поддержки в объеме, установленном частью 13 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что недопустимо в силу принципа сохранения гарантированного уровня мер социальной поддержки, закрепленного в статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года 122-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно абзацу 3 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 4 августа 2009 года № 310 действует с 1 января 2010 года, на его основании реализовывались права граждан.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в отношении граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подпункты "г", "ж", "и" пункта 3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 4 августа 2009 года № 310 и пункт 7 указанного Положения в той мере, в какой он допускает при наличии приборов учета производить расчет компенсации расходов по оплате "Коммунальных услуг по нормативам потребления с последующим перерасчетом исходя из фактически потребленных коммунальных услуг.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Дидусева Андрея Борисовича удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в отношении граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подпункты "г", "ж", "и" пункта 3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 4 августа 2009 года № 310, и пункт 7 указанного Положения в той мере, в какой он допускает при наличии приборов учета производить расчет компенсации расходов по оплате коммунальных услуг по нормативам потребления с последующим перерасчетом исходя из фактически потребленных коммунальных услуг.
В остальной части в удовлетворении требований Дидусева Андрея Борисовича отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья
С.А.Амеличева





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru