Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2012 г. по делу № А12-16666/2012

Резолютивная часть решения объявлена 20.09.2012
Полный текст решения изготовлен 27.09.2012
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Пятерниной Елены Сергеевны, судей: Масловой Ирины Ивановны, Романова Сергея Петровича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой А.И. (с использованием средств аудиозаписи), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" (ИНН: 7813182039, ОГРН: 1037828036388) к Правительству Волгоградской области (ИНН: 3444051965, ОГРН: 1023403444547) о признании нормативного правового акта недействующим в части, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Нижне-Волжского управления Минкультуры России (ИНН: 3445098780, ОГРН: 1083460005661), министерства культуры Волгоградской области (ИНН: 3444051490, ОГРН: 1023403454469), Губернатора Волгоградской области, администрации Волгограда (ИНН: 3444059139, ОГРН: 1023403433822)
в судебном заседании участвуют:
от заявителя - представитель К.С. по доверенности <...>, К.Е. по доверенности от 02.05.2012;
от ответчика - представитель Л.Р. по доверенности <...>;
от Губернатора Волгоградской области - представитель Л.Р. по доверенности <...>;
от прокуратуры Волгоградской области - прокурор отдела Маланина Н.А., служебное удостоверение;
от Нижне-Волжского управление Минкультуры России - представитель К.К., служебное удостоверение;
(в отсутствие остальных участников дела, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" (далее - ООО "АЦ Русь-Авто", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Правительству Волгоградской области о признании недействующим постановление Главы Администрации Волгоградской области № 942 от 04 июня 2007 г. "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" в части раздела V "Режим использования земель в границах зоны регулируемой застройки и хозяйственной деятельности Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения (категория "Б")" приложения № 3 к указанному постановлению, а именно положение о том, что "В пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности категории "Б" все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия", как несоответствующее статье 71 Конституции Российской Федерации, части 4 статьи 63 и главе V Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Нижне-Волжское управление Минкультуры России, министерство культуры Волгоградской области, Губернатор Волгоградской области, администрация Волгограда.
В порядке, предусмотренном частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в дело вступил прокурор Волгоградской области с правами и обязанностями лица, участвующего в деле.
Представителем Правительства Волгоградской области заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. ООО "АЦ Русь-Авто" представило суду определение Волгоградского областного суда от 05.06.2012 г. об отказе в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта, проверка законности которого является предметом настоящего спора. Учитывая факт отказа судом общей юрисдикции в принятии к рассмотрению данного заявления, удовлетворение ходатайства Правительства Волгоградской области о прекращении производства по делу повлечет нарушение конституционного права заявителя на судебную защиту, что противоречит основным принципам судопроизводства. С учетом изложенного, протокольным определением от 20.09.2012 в удовлетворении ходатайства отказано. Кроме того, отказывая в удовлетворении ходатайства, суд также исходит из того, что заявление общества о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, подведомственно арбитражному суду и подлежит рассмотрению по существу заявленных требований, учитывая субъектный состав спорного правоотношения и экономический характер спора.
В судебном заседании представители заявителя просили удовлетворить заявленные требования.
Представители Правительства Волгоградской области, Губернатора Волгоградской области, Нижне-Волжского управления Минкультуры России заявленные требования не признали, просят в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзывах и письменных объяснениях.
Представитель прокуратуры Волгоградской области не поддерживает требования заявителя, полагает их не подлежащими удовлетворению.
Министерство культуры Волгоградской области, администрация Волгограда явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседаний на сайте суда. Поскольку присутствие в судебном заседании лица, участвующего в деле, или его представителей относится к правам сторон, а не к обязанностям, а также с учетом надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие вышеназванных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон и заинтересованных лиц, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Главой Администрации Волгоградской области принято постановление "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" от 04.06.2007 № 942.
Данное постановление опубликовано в газете "Волгоградская правда" 15.06.2007 № 107, что подтверждается выкопировкой из указанного печатного издания, имеющейся в материалах рассматриваемого дела. В пункте 3 постановления указано, что постановление вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования, соответственно, постановление Главы Администрации Волгоградской области от 04.06.2007 № 942 вступило в законную силу 26 июня 2007 года.
Общество, полагая, что постановление Главы Администрации Волгоградской области № 942 от 04 июня 2007 г. "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" в части раздела V "Режим использования земель в границах зоны регулируемой застройки и хозяйственной деятельности Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения (категория "Б")" приложения № 3 к указанному постановлению, а именно положение о том, что "В пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности категории "Б" все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия" не соответствует статье 71 Конституции Российской Федерации, части 4 статьи 63 и главе V Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействующим являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспариваемое заявителем в части постановление Главы Администрации Волгоградской области № 942 от 04 июня 2007 г. "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" отвечает приведенным выше критериям нормативного правового акта, поскольку этот акт подлежит официальному опубликованию, его действие не носит индивидуального характера, распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение.
Статьей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт проверяется на соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, во-первых, по содержанию правовых норм, а во-вторых, с точки зрения нормотворческих полномочий органа или лица, принявшего данный акт.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
На момент принятия оспариваемого постановления действовал Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (преамбула к Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Из изложенных нормативных предписаний следует, что субъект Российской Федерации по предметам своего ведения вправе осуществлять правовое регулирование вопросов сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" Мамаев курган - место ожесточенных боев в 1942 - 1943, исходя из историко-культурной ценности, связанной с особой ролью в Сталинградской битве, ставшей переломным событием в Великой Отечественной войне и II Мировой войне, был отнесен к числу исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Мамаев курган - место ожесточенных боев 1942 - 1943 признан объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2006 № 1449-р расположенный на территории Мамаева кургана мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" отнесен к объектам культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.2011 № 1671 ФГБУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" отнесено к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 04.06.2007 № 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" принято в целях обеспечения сохранности Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Мамаев курган расположен в Центральном районе городского округа город-герой Волгоград. Территория Мамаева кургана - места ожесточенных боев 1942 - 1943 гг., как объекта культурного наследия федерального значения, является предметом государственной охраны, исходя из историко-культурной ценности, связанной с особой ролью в Сталинградской битве, ставшей переломным событием в Великой Отечественной войне и II Мировой войне.
На территории Мамаева кургана в центральной части выделяется земельный участок, занимаемый мемориальным комплексом "Героям Сталинградской битвы", который является самостоятельным предметом государственной охраны и на который распространяется требование законодательства об обеспечении его сохранности.
В границах Мамаева кургана и мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" находятся водонапорные баки и мемориальные парки, которые отнесены к объектам культурного наследия регионального значения и являются самостоятельным предметом государственной охраны и на которые распространяется требование законодательства об обеспечении их сохранности.
Зоны охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения представляют собой специально выделенные земельные участки, предназначенные для обеспечения сохранности памятника истории и культуры в его исторической среде на сопряженной с ним территории.
В состав зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения входят: охранная зона (территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объектов культурного наследия); зоны регулированной застройки и хозяйственной деятельности категорий "А", "Б" (территории, в пределах которых устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений); зоны охраняемого природного ландшафта (территории, в пределах которых устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая берег р. Волги, водоемы, леса и открытые пространства, связанные исторически и композиционно с Мамаевым курганом и мемориальным комплексом "Героям Сталинградской битвы".
В разделе 5 "Режим использования земель в границах зона регулируемой застройки и хозяйственной деятельности Мамаева кургана - места ожесточенных боев 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (категория "Б") приложения № 3 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 04.06.2007 № 942 указано, что зона регулируемой застройки и хозяйственной деятельности категории "Б" должна служить буфером между территорией Мамаева кургана и массивами жилой и промышленной застройки к северу и востоку от объекта культурного наследия федерального значения.
Для жилой зоны:
1) сохранение функционального назначения этой территории как селитебной;
2) сохранение существующей сети кварталов и большинства улиц при составлении планировок или застройки;
3) осуществление реконструкции и нового строительства в пределах жилой зоны по индивидуальным проектам высотой до 4 этажей на ограниченных отводами участках земли. Допустимо совмещение 2 - 4 участков существующих частных домовладений.
Для промышленной зоны:
1) сохранить или реконструировать старые корпуса заводов, сохраняющих память о Сталинградской битве;
2) разрешается новое промышленное и транспортное строительство, которое по высоте не будет превышать 15 м;
3) исключается строительство дымовых труб, мачт радиорелейной связи, а также предприятий с повышенным уровнем шума и загрязняющих атмосферу.
В пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности категории "Б" все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительными органами, специально уполномоченными в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Заявитель оспаривает постановление Главы Администрации Волгоградской области от 04.06.2007 № 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" в части последнего абзаца раздела V "Режим использования земель в границах зоны регулируемой застройки и хозяйственной деятельности Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения (категория "Б")" приложения 3, согласно которому, в пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности категории "Б" все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) отнесены объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу статьи 6, статей 33 - 39 этого же Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
К числу мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия относится и установление зоны охраны объектов культурного наследия.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункты 1, 3 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определено, что зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления, границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Во исполнение указанного положения Федерального закона, Главой Администрации Волгоградской области было принято оспариваемое постановление, на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия, подготовленного в 2001 году Государственным предприятием Институт по реставрации памятников истории и культуры "Спецпроектреставрация", согласованного письмом Министерства культуры РФ от 20.06.2002 г. № 762-24-10.
Необходимость получения согласования строительных работ в пределах зон охраны памятников с органами охраны памятников, прямо установлена Законом РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
Постановлением Правительства Российской Федерации 16.01.2010 № 2 утверждено Положение о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного их зон охраны".
Согласно пунктов 3, 4 названного Положения градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, подлежат согласованию с Министерством до утверждения представительным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки этой территории. Министерство рассматривает градостроительную документацию и (или) градостроительные регламенты в течение 30 дней с даты получения их от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, и согласовывает их либо отказывает в согласовании.
Суд считает, что постановление от 04.06.2007 № 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" принято уполномоченным органом в соответствии с нормами действующего на момент принятия законодательства в пределах предоставленных полномочий.
Довод заявителя о том, что Глава Администрации Волгоградской области, в оспариваемой части постановления, вышел за пределы своих полномочий, возложив на федеральный орган охраны объектов культурного наследия (в настоящее время Нижне-Волжское управление Министерства культуры России) обязанность согласовывать строительство и другие работы в границах зоны регулируемой застройки и хозяйственной деятельности Мамаева кургана с федеральным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, судом рассмотрен и признан несостоятельным.
Согласно пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции РФ охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Глава Администрации Волгоградской области оспариваемым постановлением не возлагал на Нижне-Волжское управление Министерства культуры России какой-либо обязанности, а предусмотрел их право согласования проведения различных работ в охранной зоне памятника федерального значения в целях реализации полномочий по совместному ведению в данной сфере.
Оспариваемое постановление Главы Администрации Волгоградской области № 942 от 04 июня 2007 г. "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" в части раздела V "Режим использования земель в границах зоны регулируемой застройки и хозяйственной деятельности Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения (категория "Б")" приложения № 3 к указанному постановлению, а именно положение о том, что "В пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности категории "Б" все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия" проверено судом на предмет соответствия нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, признаков несоответствия оспариваемого нормативного акта указанным в заявлении и приведенным выше нормам судом не усмотрено.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" (ИНН: 7813182039, ОГРН: 1037828036388) отказать.
Признать действующим и соответствующим статье 71 Конституции Российской Федерации, части 4 статьи 63 и главе V Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации постановление Главы Администрации Волгоградской области № 942 от 04 июня 2007 г. "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения" в части раздела V "Режим использования земель в границах зоны регулируемой застройки и хозяйственной деятельности Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения (категория "Б")" приложения № 3 к указанному постановлению, а именно положение о том, что "В пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности категории "Б" все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия".
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (через Арбитражный суд Волгоградской области).
Информацию о движении дела можно получить по телефону (8442) 24-06-75, а также на сайте Арбитражного суда Волгоградской области: http://volgograd.arbitr.ru

Председательствующий судья
Е.С.ПЯТЕРНИНА

Судьи
И.И.МАСЛОВА
С.П.РОМАНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru