Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 мая 2012 г. по делу № А-10/09-2012

(извлечение)

18 апреля 2012 года объявлена резолютивная часть решения.
2 мая 2012 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело № <...> по признакам нарушения муниципальным предприятием города <...> "<...>" (далее - МП "<...>") пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании ООО <...> (далее - Общество) невыгодных для него условий договора на утилизацию (захоронение) отходов на полигоне для компостирования твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на 2012 год, а именно применение коэффициента уплотнения 2,0 к объему ТБО, принимаемых на полигон предприятия, что не предусмотрено действующим законодательством и ущемляет интересы хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз ТБО,

установила:

31 января 2012 года в адрес Амурского УФАС России поступило заявление Общества, на действия МП "<...>", выразившиеся, по мнению заявителя, в навязывании контрагенту невыгодных условий договора на утилизацию ТБО на 2012 год, а также при оплате услуг по утилизации ТБО в 2011 году в части применения коэффициента уплотнения.
В рамках осуществления государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства и по результатам проверки представленных сведений и документов, Амурским УФАС России в действиях МП "<...>" выявлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Руководствуясь частями 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, 28 февраля 2012 года МП "<...>" Амурским УФАС России выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и принятии мер по устранению такого нарушения в срок до 12 марта 2012 года. Предупреждение МП "<...>" в установленный срок исполнено в части исключения коэффициента уплотнения из актов сверки объемов утилизации ТБО за период с 1 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года, в части исключения коэффициентов уплотнения из договора оказания услуг № <...> от 9 января 2012 года предупреждение исполнено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, на основании приказа Амурского УФАС России от 29 марта 2012 г. № 87 в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции Амурским УФАС России возбуждено дело № <...> и создана комиссия для рассмотрения дела в отношении МП "<...>" по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела представитель заявителя пояснил, что на заявленных требованиях настаивает, считает, что условия договора на утилизацию (захоронение) ТБО на 2012 год, направленного МП "<...>", в части применения коэффициента уплотнения, незаконными, ущемляющими интересы Общества. Общество, направив в адрес МП "<...>" дополнительное соглашение о продлении действия договора № <...> на 2012 год, получило отказ МП "<...>" в подписании рассматриваемого соглашения. Предприятием был направлен новый договор оказания услуг на утилизацию ТБО на полигоне в 2012 году, содержащий условия применения коэффициента уплотнения. При этом документальное обоснование, подтверждающее правомерность применения дополнительной составляющей (коэффициент уплотнения) при определении стоимости оказанных услуг по утилизации (захоронению) отходов со стороны МП "<...>" представлено не было. На сегодняшний день предприятие производит начисление платы Обществу за утилизируемый объем ТБО с учетом коэффициента уплотнения. Что касается оплаты объема выполненных работ МП "<...>" по договору № <...> от 29 августа 2011 года, Общество производило оплату согласно выставленным счетам. Вместе с тем, МП "<...>" учет объема ТБО, вывезенного на полигон Общества, был рассчитан с применением коэффициента уплотнения, не предусмотренного заключенным договором. Таким образом, у Общества возникла переплата за оказанные предприятием услуги по утилизации ТБО, которую МП "<...>" отказывается вернуть или зачесть в счет предстоящих оказанных услуг в добровольном порядке.
При рассмотрении дела представитель МП "<...>" пояснил следующее. На сегодняшний день предупреждение, направленное Амурским УФАС России, исполнено: в адрес Общества направлен договор на утилизацию ТБО на 2012 год, исключающий условия применения коэффициента уплотнения при приеме ТБО. Однако, МП "<...>" не может согласиться с тем, что в действиях предприятия содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в навязывании Обществу невыгодных для него условий договора на утилизацию ТБО на 2012 год, а именно применение коэффициента уплотнения 2,0. Тариф на утилизацию (захоронение) отходов на 2012 год утвержден приказом управления государственного регулирования цен и тарифов в расчете на 1 куб. м неуплотненных ТБО. Таким образом, МП "<...>", применяя тариф, утвержденный для неуплотненных ТБО, к уплотненным ТБО, привезенным специализированной техникой Общества, работает в убыток. В связи с этим, предприятием принято решение ввести коэффициент уплотнения. Вместе с тем, замеры фактически привезенного специализированной техникой Общества объема ТБО МП "<...>" не проводились, двусторонние акты не составлялись. Размер утвержденного предприятием коэффициента уплотнения с Обществом не согласовывались.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29 августа 2011 года между Обществом и МП "<...>" был заключен договор оказания услуг № <...> на утилизацию ТБО на полигоне для компостирования ТБО сроком действия с 1 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года, в соответствии с условиями которого МП "<...>" оказывает услуги по утилизации (захоронению) ТБО, доставленных на полигон автотранспортом Общества.
При исследовании договора № <...> от 29 августа 2011 года на утилизацию ТБО на полигоне установлено следующее.
Согласно п. 1.1 стороны установили, что Общество осуществляет транспортировку отходов на полигон мусоровозами марки Jiefang CA 3071 PK2 с объемом кузова 16,0 куб. м. Согласно рассматриваемому договору расчет стоимости услуг осуществляется на основании тарифа, установленного органами местной власти, за 1 куб. м. Условие о применении коэффициента уплотнения при приемке ТБО, доставленных на полигон специализированным транспортом, в договоре отсутствует.
Пунктом 1.3 установлено, что для выполнения условий договора, при приеме на полигон отходов МП "<...>" (исполнитель) ведет учет специализированного транспорта Общества (заказчик) согласно установленных приложением № 1 к договору объемов принимаемых отходов.
В приложении № 1 к договору сторонами согласован планируемый объем отходов для утилизации на полигоне на 30 дней в размере <...> куб. м и объем отходов для утилизации на полигоне на 31 день в размере <...> куб. м. Указанный запланированный объем ТБО установлен исходя из площади объектов обслуживаемых Обществом, периодичности вывоза отходов, количества мусоросборников.
Пунктом 2.1.10 установлено, что исполнитель перед въездом на полигон ведет учет объемов привезенных заказчиком на утилизацию отходов.
При этом договор № <...> от 29 августа 2011 года не содержит условия о расчете фактического количества ТБО, принятого на полигон с применением каких-либо коэффициентов.
На основании пункта 2.1.12 договора оказания услуг № <...> от 29 августа 2011 года Общество 1 декабря 2011 года направило в МП "<...>" акт сверки объемов оказанных услуг.
Письмами № <...> от 29 декабря 2011 года, № <...> от 10 января 2012 года, № <...> от 10 января 2012 года МП "<...>" сообщило об отклонении акта сверки в редакции Общества и направило свою редакцию акта сверки, в котором отражает удвоенный объем ТБО (применяя коэффициент уплотнения 2,0).
Вместе с тем, МП "<...>" представило журнал учета ТБО за период с 1 сентября 2011 года по 30 января 2012 года по данным которого, объем отходов, ввезенных мусоровозом марки Jiefang CA 3071 РК 2 А831 НМ, за один рейс составил 32 куб. м при объеме кузова данного транспортного средства 16 куб. м. Таким образом, МП "<...>" фиксирует в журнале объем отходов, поступивших от заказчика, в два раза превышающий объем кузова мусоровоза, что противоречит условиям заключенного договора.
В подписании дополнительного соглашения о продлении на 2012 год действия договора оказания услуг № <...> от 29 августа 2011 года МП "<...>" было отказано. Предприятием в адрес Общества на рассмотрение был представлен проект нового договора № <...> от 9 января 2012 года. Согласно пункту 1.2 договора на 2012 год отходы будут доставляться на полигон тем же специализированным транспортом, что и в 2011 году (согласно договору № <...> от 29 августа 2011 года), но уже с учетом коэффициентов уплотнения: мусоровозами марки Jiefang CA 3071 PK2 с учетом коэффициента уплотнения 2,0. Согласно пункту 1.4 договора на 2012 год учет количества принимаемых ТБО осуществляется с учетом коэффициента уплотнения. Следовательно, принимая ТБО на полигоне в 2012 году в соответствии с договором оказания услуг № <...> от 29 августа 2011 года, содержащим условия (пункты 1.2, 1.4, приложение № 1 проекта договора) применения коэффициента уплотнения при расчете фактического объема ТБО в неуплотненном состоянии, МП "<...>" планирует вести учет объема ТБО из расчета бункера мусоровоза с применением коэффициента уплотнения (умножая коэффициент уплотнения на объем кузова транспортного средства).
17 января 2012 года Общество представило возражение на договор № <...> от 9 января 2012 года, 25 января 2012 года в адрес МП "<...>" направило протокол разногласий к рассматриваемому договору, в том числе пункта 1.2, 1.4, приложения № 1 - без применения коэффициента уплотнения, на основе которого определяются ежемесячные объемы утилизируемых отходов и ежемесячная стоимость услуг.
27 января 2012 года МП "<...>" в адрес Общества направлен протокол согласования разногласий к договору оказания услуг № <...> от 9 января 2012 года, в соответствии с которым предприятие выразило несогласие исключить условия применения коэффициента уплотнения из рассматриваемого договора.
Письмом от 9 апреля 2012 г. № <...> (вх. от 11 апреля 2012 г. № <...>) на определение Амурского УФАС России о назначении дела № <...> МП "<...>" уведомило Амурское УФАС России об исполнении предупреждения от 28 февраля 2012 г. № <...> о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в полном объеме: в адрес Общества предприятием направлен договор оказания услуг № <...> на утилизацию ТБО на полигоне для компостирования ТБО от 4 апреля 2012 года, не содержащий условий применения коэффициентов уплотнения.
МП "<...>", согласно данным Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, занимает доминирующее положение на товарном рынке по переработке, уничтожению, утилизации и захоронению отходов в географических границах рынка - г. <...> с долей более пятидесяти процентов (приказ Амурского УФАС России от 6 декабря 2006 г. № 179), следовательно, запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, распространяются на указанный хозяйствующий субъект.
В соответствии с пунктом 3.6.5 Административного регламента ФАС России № 5 от 17 января 2007 года определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр. Следовательно, анализ состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения МП "<...>" не требуется.
Исходя из содержания части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимаемое положение МП "<...>" на товарном рынке по переработке, уничтожению, утилизации и захоронению отходов позволяет обществу оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, направленные на экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент заинтересован, и другие требования).
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов. При этом применение коэффициента уплотнения при установлении данного тарифа действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта РФ, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области ежегодно утверждается тариф на услугу утилизации (захоронения) ТБО, оказываемую МП "<...>". На 2011 год тариф утвержден приказом от 26 ноября 2010 г. № 137-пр/у и составил 24,55 руб. за 1 куб. м, на 2012 год - приказом от 23 ноября 2011 г. № 188 пр/у и составил с 1 января 2012 г. - 24,55 руб. за 1 куб. м, с 1 июля 2012 г. - 26,02 руб. за 1 куб. м, с 1 сентября 2012 г. - 29,62 руб. за 1 куб. м. Таким образом, составляющими данного тарифа являются объем и стоимость одного кубического метра. Рассматриваемые приказы не предусматривают зависимость величины тарифа за утилизацию (захоронение) одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортных средств, доставляющих ТБО на полигон, следовательно, тариф на утилизацию установлен для фактически утилизируемых (захороняемых) ТБО, что соответствует фактически принимаемому на полигон объему ТБО.
Вместе с тем, согласно технической документации на специализированный транспорт - мусоровозы установлены коэффициенты уплотнения, варьирующиеся в широком диапазоне в зависимости от технического состояния автотранспорта.
В то же время, в договоре МП "<...>" на 2012 год применен коэффициент уплотнения при указании берущегося за основу расчетов объема перевезенных ТБО в произвольном твердофиксированном размере (2,0), что не отражает реального объема принятого ТБО, подлежащего оплате Обществом. Следовательно, применение коэффициента уплотнения не может отразить фактический объем принимаемых ТБО в неуплотненном состоянии.
Кроме того, МП "<...>" вопрос о применении коэффициентов уплотнения в указанном размере с Обществом при составлении договора согласован не был. МП "<...>" в одностороннем порядке утвердило и применило размер коэффициентов уплотнения для специализированного транспорта Общества.
Расчеты, документальное подтверждение того, что объем ТБО, доставляемый Обществом, при разгрузке на полигоне увеличивается именно в 2 раза МП "<...>" представлены не были, какие-либо двусторонние акты, позволяющие установить фактический объем доставленных ТБО сторонами не составлялись. Коэффициент уплотнения является технической характеристикой мусоровоза и не может служить основанием для определения действительного (фактического) объема ТБО, доставленного Обществом на полигон.
Из представленной со стороны МП "<...>" производственной программы на 2011 и 2012 год не представляется возможным определить факт увеличения затрат на утилизацию ТБО с 2012 года.
Таким образом, действия МП "<...>" по применению коэффициента уплотнения при приеме ТБО к фактической вместимости мусоровоза, не предусмотренные нормативными правовыми актами, могут привести к необоснованному увеличению объема ТБО при выгрузке на полигон. Следовательно, действия МП "<...>" могут привести к убыточности Общества, к повышению стоимости услуг общества по сбору и транспортировке ТБО для населения, и как следствие, к отказу от заключения договоров с Обществом со стороны его контрагентов, что ущемляет интересы общества.
Исходя из совокупности представленной информации, МП "<...>" с целью разрешения спорной ситуации не предложило альтернативного способа определения количества привозимых на полигон ТБО.
Анализ переписки МП "<...>" и Общества свидетельствует о навязывании Обществу невыгодных условий договора оказания услуг на утилизацию ТБО на полигоне для компостирования ТБО: под угрозой отказа в доступе на полигон ТБО МП "<...>" требует заключить договор и производить оплату за утилизацию ТБО в объеме, увеличенном на коэффициент уплотнения. Письмом № <...> от 18 января 2011 года МП "<...>" сообщает что, несмотря на отсутствие подписанного двумя сторонами договора оказания услуг № <...> от 9 января 2012 года, МП "<...>" готово оказывать услуги по утилизации ТБО при условии 100% предоплаты и с применением коэффициента уплотнения, не предлагая при этом каких-либо способов замера ТБО для установления точного объема ввозимых Обществом на полигон ТБО.
Согласно пункту 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
Таким образом, действия МП "<...>", занимающего доминирующее положение на товарном рынке по переработке, уничтожению, утилизации и захоронению отходов в географических границах г. <...> <...> области, по навязыванию контрагенту (Обществу) условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент заинтересован, и другие требования), в части применения коэффициентов уплотнения, образуют состав правонарушения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц,
На основании вышеизложенного, комиссия приходит к выводу, что действия МП "<...>", выразившиеся в навязывании Обществу невыгодных для него условий договора на утилизацию (захоронение) отходов на полигоне для компостирования ТБО на 2012 год, а именно применение коэффициента уплотнения - 2,0 к объему ТБО, принимаемых на полигон предприятия, что не предусмотрено действующим законодательством и ущемляет интересы хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз ТБО, нарушают требования пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, комиссией принимается во внимание факт направления в ходе рассмотрения дела № <...> договора оказания услуг № <...> на утилизацию ТБО на полигоне для компостирования ТБО от 4 апреля 2012 года, не содержащего условия применения коэффициентов уплотнения, в адрес Общества. Таким образом, МП "<...>" фактически устранило выявленное нарушение антимонопольного законодательства в добровольном порядке до вынесения решения по указанному делу.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Амурского УФАС России

решила:

1. Признать действия МП "<...>", выразившиеся в навязывании Обществу невыгодных для него условий договора на утилизацию (захоронение) отходов на полигоне для компостирования твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на 2012 год, а именно применение коэффициента уплотнения 2,0 к объему ТБО, принимаемых на полигон предприятия, что не предусмотрено действующим законодательством и ущемляет интересы хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз ТБО, нарушающими пункт 3 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Прекратить производство по делу в отношении МП "<...>" в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения административного дела в отношении МП "<...>".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru