Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2011 г. по делу № А82-6091/2011

Резолютивная часть оглашена 18.11.2011.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Кокуриной Н.О.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Куликовой А.В., помощником судьи Титовой К.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Красинского Александра Васильевича (ИНН 760200108383, ОГРН 304760216700096)
к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ярославской области
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области
о признании недействительным письма от 10.03.2011 № К-164-17-18/42
при участии
от заявителя - Красинского Александра Васильевича
от ответчика - Травиной М.В. - по доверенности от 03.06.2011
от третьего лица - Зайцевой А.В. - по доверенности от 11.01.2011

установил:

индивидуальный предприниматель Красинский Александр Васильевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным письма Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ярославской области от 10.03.2011 № К-164-17-18/42 о взыскании страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования и освобождении от уплаты страховых взносов.
В судебном заседании заявитель уточнил предъявленные требования: просит признать недействительным письмо Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ярославской области от 10.03.2011 № К-164-17-18/42, возлагающее на предпринимателя обязанность уплачивать страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования. Уточнение требований принято судом.
Определением суда от 26.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области.
Заявитель полагает, что не обязан уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, так как является военным пенсионером. Заявитель указывает, что ему гарантировано право на бесплатную медицинскую помощь в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в военном госпитале, а не за счет средств обязательного медицинского страхования.
Ответчик требования заявителя не признал, считает, что письмо не может нарушать прав предпринимателя и соответствует закону. Ответчик полагает, что индивидуальные предприниматели, в том числе военные пенсионеры, обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Третье лицо поддержало позицию ответчика.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил.
Заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и одновременно является военным пенсионером. Предприниматель обратился в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ярославской области с заявлением от 18.02.2011, в котором просил разъяснить, почему его принуждают уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование. Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ярославской области направило заявителю письмо от 10.03.2011 № К-164-17-18/42 с разъяснением о том, что согласно статьям 5, 14, 16, 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года; законодательство не содержит норм, освобождающих предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования. Посчитав указанное письмо не соответствующим закону, заявитель обратился в суд.
Оценивая позиции сторон, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования (органы контроля за уплатой страховых взносов). В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов. Поэтому разъяснение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ярославской области в случае, если бы оно незаконно возлагало на заявителя обязанность по уплате страховых взносов, могло бы нарушать его права.
Согласно ч. 2, ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы при общей продолжительности военной службы 25 лет и более имеют право на бесплатную медицинскую помощь в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (в военно-медицинских учреждениях).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (действовал в 2010 году и утратил силу 01.01.2011) страхователями при обязательном медицинском страховании являются, в том числе, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного закона, обязаны уплачивать соответствующие страховые взносы не только в Пенсионный фонд Российской Федерации, но и в фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Таким образом, несмотря на то, что заявитель является военным пенсионером и вправе получать бесплатное медицинское лечение через военно-медицинские учреждения, он также может получать медицинскую помощь в общей системе обязательного медицинского страхования.
Как правильно указал ответчик, законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит норм, позволяющих сделать вывод о том, что индивидуальные предприниматели - военные пенсионеры освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Наличие у заявителя права на получение бесплатной медицинской помощи в военном госпитале само по себе не свидетельствует о возможности заявителя не исполнять возложенную на него законом обязанность по уплате страховых взносов, соответствующую его статусу индивидуального предпринимателя.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011 по аналогичному делу № А28-3834/2011.
Таким образом, содержащееся в оспариваемом письме ответчика разъяснение о порядке уплаты страховых взносов соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Красинского Александра Васильевича к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ярославской области о признании недействительным письма от 10.03.2011 № К-164-17-18/42 отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок.

Судья
КОКУРИНА Н.О.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru